Border Patrol S20 EXD: ламповые мускулы

Изучаем классику

Британец Гари Дьюз (с 2005 г живет в США) начал заниматься аудио будучи еще в колледже; затем сотрудничал с Audio Note UK и Living Voice. В 1993 году выпущена обновленная версия винтажного лампового блока питания Solartron - для демонстрации системы Living Voice. Это произвело фурор на London Hi-Fi Show и положило начало как компании Border Patrol, так и ее подходу к звуку. Название было придумано в шутку, чтобы выделиться в скучном профильном ряду.

BorderPatrol S20 EXD

Итак, рецепт Дьюза, как «готовить» лампы. Ахиллесова пята большинства однотактных усилителей – динамика и бас. На фоне красивой, живой середины низкочастотная секция обычно «выступает» слабо и… И далее начинается беготня по кругу – «… купите акустику с чувствительностью больше 100 дБ (и загородите ею полкомнаты), найдите на барахолках старые АС с сопротивлением 16 Ом …» и т.д. и т.п. При этом человек, подсевший на «теплый ламповый звук» (в данном случае это совсем не ирония), уже не хочет и не может возвращаться к отстраненности транзисторов. И возникает вопрос: есть ли решение для классических и параллельных однотактников?

BorderPatrol S20 EXD

Есть! «Развиваем мускулы». Говорим усилитель мощности – подразумеваем блок питания. Именно в нем скрыт секрет успеха. И именно от него зависят все ключевые характеристики аппарата. Поставь слабый, посредственный блок питания, а сам усилитель сделай хоть из платины, толку не будет. У Border Patrol S20 EXD с этим все в порядке.

Целых два блока питания – отдельно для левого и правого каналов (общая масса Border Patrol S20 EXD, таким образом, составляет 51 кг). Принципиальные их преимущества над конкурентами:

- силовые трансформаторы с многократным запасом по мощности;
- по три кенотрона в каждом блоке питания;
- огромные дроссели с высокой индуктивностью (50 Генри);
- подключение дросселей непосредственно после кенотронов.

Последнее особо важно, так как это дорогое и сложное (из-за конструкции, веса и габаритов «супердросселя») решение, с которым производители обычно не хотят связываться. Обходясь, зачастую, более легким и дешевым включением после кенотрона конденсатора, а потом небольшого дросселя. Но именно эта связка «кенотроны – большой дроссель» позволяет блоку питания выдерживать сложную динамическую нагрузку и обеспечивать нужную скорость.

Аудиофильская лампа 300B отлично работает без отрицательной обратной связи, не требует очень высокого напряжения питания, но обычно применяется в маломощных усилителях. Однако у нее огромный потенциал, который остается нереализованным в этих случаях. В Border Patrol возможности триода 300В раскрываются полностью - S20 EXD может контролировать самую разную акустику, даже такую, которая согласно привычным догмам не должна звучать с однотактным усилителем. Это достигнуто из-за сочетания правильного энергоснабжения, прямонакальных триодов 300В и неординарных выходных трансформаторов. Последние уникальны: их первичные и вторичные обмотки чередуются и изолированы друг от друга – но, если в типичных трансформаторах высокого класса есть 5-7 таких секций, в трансформаторах BorderPatrol их 22.

BorderPatrol S20 EXD

BorderPatrol S20 EXD поставляется в неброских картонных коробках с простенькой инструкцией – все весьма аскетично. Выходная мощность 2х18 Вт, АС рекомендованы с чувствительностью от 89 дБ, что дает широчайшее поле для маневра при выборе акустики. Внешние блоки питания (по 17 кг. каждый) уже включают лампы NOS (new old stock, т. е. новые лампы из старых запасов золотого века). Более дорогая версия исполнения EXD (extended) предполагает медный корпус, криогенную обработку всех трансформаторов и специальный подбор компонентов. Есть и ультимативный апгрейд – блоки питания EXS PSU (по 45 кг!).

BorderPatrol S20 EXD

К недостаткам можно отнести жёстко закрепленные в корпусе усилителя провода для блоков питания и их длину 1,5 м, простые ножки и необходимость ставить аппарат на бок для подстройки режимов работы выходных ламп с помощью вольтметра. Производитель отвечает на это так: «Кабели для блоков питания рассчитаны специально – включая и их длину; категорически не рекомендуется их менять. По поводу ножек – у каждого аудиофила в шкафу найдется комплект опор, которые он считает лучшими, поэтому нет смысла увеличивать цену аппарата из-за этого. А расположение подстройки режимов ламп снизу сделано для безопасности.»

BorderPatrol S20 EXD

По поводу выходных ламп 300B: лампы поставляются по согласованию с производителем и за дополнительную плату, так что, поле для экспериментов открыто. Традиционно, наилучшее решение для BorderPatrol S20 EXD – это Western Electric или Takatsuki TA-300B. Также шикарно аппарат будет звучать на 300B от KR Audio, Emission Labs или PSVane T2 – это результат исследований и опыта российского представителя BorderPatrol Дмитрия Маркова (www.facebook.com/audio.concert.at.home/). Гари Дьюз утверждает, что добился от 300B не просто баса, а Баса. Проверим.

BorderPatrol S20 EXD

BorderPatrol S20 EXD звучит как ламповый усилитель… и как транзисторный. По сути, аппарат комбинирует лучшие черты двух классов. От ламп тут – замечательные средние частоты, объем и рельеф звукового поля. Та самая магия, на которую сразу подсаживаешься. От транзистора –собранный, плотный и четкий бас; отличный контроль акустики. Высокие частоты великолепны: нет ни намека на традиционный ламповый «завал» сверху. Количество музыкальной информации запредельное – настоящий Hi-End.

BorderPatrol S20 EXD

Аппарат вцепляется в колонки мертвой хваткой и держит их с упрямством бульдога. Причем, это касается даже АС с не самой высокой чувствительностью (мы проверили несколько вариантов включения с акустикой от 86 до 106 дБ). Его 2х18 Вт сравнимы с 2х400 Вт от транзистора: знаменитый ламповый парадокс мощности проявляется тут во всей красе. Но контроль – это лишь отправная точка успеха. Гораздо важнее то, как BorderPatrol S20 EXD работает со сценой. Она прекрасно осязаема и трехмерна, есть настоящее ощущение присутствия. Из особенностей - вокал чуть выдвинут на первый план, но динамический рисунок передается с таким буйством красок и оттенков, что голова кругом идет.



Samson et Dalila, Op.47 (Saint-Saëns, Camille) сложный тест для любой системы, но с БСО BorderPatrol управляется на «отлично», демонстрируя идеальное разделение звуковых образов и великолепную достоверность. Sunflower (Milt Jackson): наш подопытный буквально раздвигает границы комнаты и обеспечивает эмоциональный заряд высочайшего уровня. Наконец, Hardwired (Metallica) – это overkill для 99% ламповых усилителей и… И шок. BorderPatrol S20 EXD идеально держит ритм, скорость восхитительна, звериная ярость выплескивается на слушателя: хочется проверить, а не поменяли ли мы случайно усилители и не включили ли транзисторного стокилограммового гиганта? Громче, еще громче! Браво, BorderPatrol! После такого удивить будет уже сложно, отметим лишь, что к исполнению таких разных Come Away With Me (Norah Jones) и Limbo (Yello) у нас не возникло ровно никаких претензий.

Паспортные данные:



Однотактный ламповый усилитель в чистом класса А с параллельным включением ламп 300B | Выходная мощность 2х18 Вт | Рекомендованная чувствительность колонок – свыше 89 дБ | Масса – 27 кг (основной юнит), 2х17 кг (блоки питания правого и левого каналов)

www.borderpatrol.net/amp.htm

www.facebook.com/audio.concert.at.home/

Оценки



+ Роскошный «рельефный» звук, в который сложно не влюбиться, идеальный контроль даже сложных АС, соотношение «цена/качество» великолепно - Неотсоединяемые кабели для блоков питания, необходимость переворачивать аппарат для подстройки режимов работы выходных ламп с помощью вольтметра

Дизайн

80

Качество изготовления

95

Звучание

100

Эргономика

90

Итого

95

Вывод:



Уникальный ламповый усилитель, «номер один» в списке вашего прослушивания на пути в аналоговую эру.
Стас Устенко

7 августа 2017 года

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг:

3.50