Большое и малое

Сравнительное тестирование напольной акустики в ценовой категории 100 000 руб

Большое и малое

Сравнительное тестирование напольной акустики в ценовой категории 100 000 руб.


Не так давно мы подняли тему «пограничной ценовой зоны» применительно к усилению. Теперь имеет смысл поговорить в этом аспекте и об акустике. В данном случае — о напольных колонках, для которых ситуация в чем-то похожа, а в чем-то отличается от усилительной. Например, с точки зрения параметра цена/качество очень привлекательно выглядят «малые формы»

Ценовая категория в 3—4 тысячи долларов населена довольно густо — тут попадаются акустические решения, сильно отличающиеся друг от друга как с идейной, так и с конструктивной точки зрения. «Музыкально-дизайнерские» АС, выделяющиеся привлекательным внешним видом и высокой степенью интегрируемости в любой интерьер (что приводит порой к функциональным ограничениям), соседствуют с крупными и вполне качественными колонками. Однако если все же придерживаться строгих хай-файных требований, то по ряду критериев в этом диапазоне лидируют «микронапольники» уважаемых аудиобрендов. Ценовой расклад однозначно работает в пользу именно таких вариантов. В рамках довольно ограниченного бюджета производителю редко удается сделать солидные напольники, обеспечив необходимую жесткость и демпфирование крупнолитражных корпусов. Малый корпус требует меньше усилий при изготовлении и, соответственно, меньших затрат. И хотя приятные исключения бывают (в тесте мы их рассмотрим), все же общее эмпирическое правило гласит, что в указанном диапазоне цен малые напольные АС характеризуются лучшим качеством корпусов, комплектующих и сборки, оснащены лучшими динамиками и, в конечном счете, обеспечивают более достоверный и точный звук за ту же сумму. Разумеется, обычные ограничения для малых форм тоже никуда не исчезают. Небольшие вуферы, установленные в узких корпусах, чаще всего не способны долговременно выдерживать значительную подводимую мощность, у них очень умеренная нижняя граница баса и в целом гораздо менее масштабный звук, чем у более солидных собратьев. А пострадает ли при этом музыкальная выразительность, во многом зависит от конкретной фирмы и конструкторской школы. Компактные, но хорошо настроенные АС имеют все шансы выиграть у крупных, но не свободных от компромиссов по части качества. А, допустим, в условиях ограниченной жилплощади умение создавать большой звук будет не столь востребованным и даже проблемным с точки зрения получения точного звучания в малом помещении.


Тестовая система

1. Источник – СD-плеер Bryston BCD-1
2. Интегральный усилитель – Bryston B100 SST
3. Кабели – Analysis Plus


Тестовые записи

1. Г. Пёрселл, «King Artur» (Harmonia Mundi, 195200)
2. Empire Brass Quintet и Уильям Кульман, «Барочная музыка для медных духовых инструментов и органа» (Telarc, 80614)
3. Н.А. Римский-Корсаков, симфония №2 «Антар» (DG, 423 605-2)
4. Людвиг ван Бетховен, Соната №23 для фортепиано фа минор «Аппассионата» (DG, 457 296-2)
5. В. Баумгратц, «Organ Landscape» (MDG, 319 0962-2 MDG Gold)
6. Tory Amos «Little Earthquakes» (Atlantic, AT82358)
7. Blackmore’s Night «Beyond the Sunset» (SPV, 087-69900)
8. Rammstein «Mutter» (Motor Music, 549 639-2)
9. The Who «Quadrophenia» (MCA MCAD2-11463)
10. Helloween «The Keeper of the Seven Keys, Part 2» (Victor Ent. Japan, VICP-63364-5)
11. Dark Tranquillity «Haven» (Century Media Rec., 77297-2)


Приведенные цены являются ориентировочными

Rega RS 7

Цена - 90 000 руб.


С 1973 года и поныне компания Rega ассоциируется со своим создателем и бессменным руководителем Роем Ганди, увлеченным поклонником винила и аналогового звука. Смена линеек и продуктов фирмы происходит по-английски консервативно — с сохранением фамильных ценностей и без революционных перемен

Новая модель RS отличается от предшественницы с индексом R не так уж существенно. Основное изменение (помимо дизайнерских улучшений) — использование модифицированного купольного 19-мм шелкового твитера HF20-ZRR (Zero Rear Reflection — гашение вклада отражений звуковых волн, излученных тыльной стороной динамика) с антирезонансной камерой. По утверждениям производителя, это существенно улучшило частотную характеристику на высоких частотах. Среднечастотник имеет 90-мм диафрагму из целлюлозы, фазокорректирующее тело в форме усеченного конуса и резиновый подвес. 15-см НЧ-динамик из того же материала помещен на боковую сторону узкого, но глубокого корпуса. Благодаря конструкции вуфера и катушки, обеспечивающей сильное затухание на средних частотах, разделительный фильтр между НЧ- и СЧ-полосами отсутствует вообще, а для высокочастотника используется самый минималистский.
Все излучатели имеют литые алюминиевые корзины и работают в общей камере. Кабинеты покрыты белым рояльным лаком. Внешний вид акустики немного портит огромное прямоугольное отверстие на боковой стенке рядом с низкочастотным динамиком, которое служит портом фазоинвертора. Впрочем, за защитным грилем его не видно.
АС отличаются спокойным, плавным и немного мягким характером, очень слитным и с чуть сглаженной атакой. Этот почерк сохраняется при исполнении записей любого жанра и в любом темпе (акустика может играть субъективно быстро, но без хаотичности и разрозненности), что иногда идет явно на пользу, а иногда, в зависимости от музыкального материала, и наоборот. На ситуацию влияет также несколько ограниченная глубина баса, которая сохранялась, несмотря на многочисленные попытки оптимизировать положение АС в комнате. Смягченность низкочастотного диапазона вкупе с общей пониженной отдачей порой приводила к снижению выразительности нижних нот у органа и рояля и к приглушенности линий большого оркестрового барабана. Колонкам нужен дополнительный прогрев, что настоятельно рекомендовали представители дистрибьютора. Нескольких дней работы в условиях нашей лаборатории им явно оказалось мало.
С точки зрения саундстейджа акустические системы всегда рисуют крупный передний план, на котором прекрасно выделяются вокалисты или солирующие инструменты. В крупных многослойных и многоплановых формах (БСО, хор и пр.) задние планы прорисовывались не всегда убедительно, иногда на тутти они излишне наплывали на передний, а сцена в целом разворачивалась вглубь умеренным образом. Однако общая подача была напевная, комфортная и совершенно не крикливая, лишь эпизодически (особенно в динамических пиках) мог обнаруживаться легкий намек на грубоватость, например, в высоком академическом вокале, у скрипки и медных духовых инструментов. В ряде треков слишком агрессивного характера (современный металл), напротив, временами появлялась некоторая мягкость и возникало ощущение недостаточно свободного звука. Акустические системы Rega RS7 намеренно избегают крайностей и драматических сюжетов. При этом в неакадемическом вокале и ансамблевой музыке они показывают себя наилучшим образом. В умеренно быстрых записях ритм сохранялся очень хорошо, и съедание атаки практически отсутствовало, а потому впечатления от классического старого металла, рока и разнообразной эстрады были самыми позитивными. 


Результаты измерений

Находящийся на боковой поверхности корпуса колонки НЧ-драйвер и среднечастотник имеют довольно протяженную зону пересечения рабочих частот, в которой они действуют совместно. Поэтому уровень баса и неравномерность чувствительности на границе раздела полос будет сильно зависеть от положения АС — как в комнате, так и относительно друг друга и слушателя (рис. 1). В общем, при инсталляции открываются перспективы для творчества. Rega RS7 демонстрируют самые высокие в тесте показатели неравномерности амплитудно-частотной характеристики и уровня нелинейных искажений. В измеряемом диапазоне от 100 Гц до 10 кГц среднее значение КНИ составило 0,84%, а ближе к нижней границе перевалило за 2%-й барьер (рис. 3). Поведение модуля импеданса нельзя назвать стабильным, но минимум не опускается ниже 4 Ом, а средняя величина равна 8,1 Ом (рис. 2).


Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – Rega RS7 | Частотная характеристика, Гц – не указана | Число полос – 2,5 (НЧ – 15 см, бумажный, НЧ/СЧ – 10 см, бумажный, ВЧ – 1,9 см, шелковый купол; частоты раздела не указаны) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 6 | Чувствительность, дБ – 89 | Габариты одной колонки, см – 98,8 x 24,6 x 34,6 | Масса одной колонки, кг – 17


Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 85%
Звучание - 85%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 85%


Плюсы: слитное напевное звучание, спокойная комфортная манера, крупные образы солистов
Минусы: чуть ограниченное разрешение, не самый глубокий бас


Вывод:
Не слишком нагруженная музыка «без драм» воспроизводится плавно и музыкально, весьма ритмично и быстро. Малые составы, рок, старый добрый металл и разнообразные спокойные композиции получаются у АС хорошо и выразительно

Audio Physic Spark

Цена - 90 000 руб.


Манфред Дистертих, главный разработчик немецкой Audio Physic, известен своей нелюбовью к «чудесным современным материалам» и приверженностью к традиционным бумажным динамикам. Тем не менее осуществленная им в 2005 году реинкарнация довольно старой модели Spark получилась отнюдь не консервативно винтажной

Тоненькие откинутые назад «пизанские башенки» имеют плавно изогнутые в поперечном сечении корпуса примерно равной глубины и ширины. Дюймовый мягкий купол со специальной пропиткой обеспечивает воспроизведение высоких частот. Два одинаковых СЧ/НЧ-динамика с 95-мм диффузорами из бумаги с покрытием и с защитными колпачками вогнутой формы снабжены — это ноу-хау фирмы — двойным шасси: литыми алюминиевыми внешними корзинами и пластиковыми внутренними. Драйверы, называемые HHCM (Hyper-Holographic Cone Midrange), управляются неодимовыми магнитами и работают в 2,5-полосной схеме. Маленькие овальные черные грили закрывают только верхнюю часть передней панели с динамиками. Отменного качества шпон темного клена, сохранивший живую древесную фактуру, чрезвычайно украшает облик акустики. Крупное круглое горло порта фазоинвертора смотрит назад, а под ним располагается солидная стальная плита клеммника с одной парой терминалов WBT, имеющих родиевое покрытие. Крестообразные подставки заканчиваются острыми стальными шипами, которые регулируются сверху и прикрыты круглыми пластиковыми накладками.
Будучи поставленными прямо, без разворота на слушателя, АС продемонстрировали очень ровное и точное звучание, которое все время хотелось охарактеризовать словами «идеально уместное и соразмерное». Постоянный конкурент акустики РМС (они почти весь тест шли практически вровень, обгоняя друг друга на полкорпуса в части тонких эффектов), данная модель однозначно выигрывает у британцев по микроритмическим нюансам и удивительно четким, почти графическим, как тушью нарисованным, мелодическим линиям, хотя чуточку отстает по тонким деталям и наполненности тембров инструментов. Звуковой почерк отличается безупречно интегрированными собственно тонами и шумами, сопутствующими звукоизвлечению, так что ни первое, ни второе нигде не отделяется и не доминирует. Помимо выдающейся ритмичности, колонкам свойственно великолепное владение любым музыкальным материалом. Барокко прозвучало ажурно и тонко, его словно идеально уложили по мельчайшим ритмическим долям и рисункам, видимым, как под микроскопом. Это же относилось и к крупной оркестровой форме, и к хору (дикция хористов и вокалистов была просто эталонная, хоть диктант пиши). Единственная мелкая придирка касается некоторой неплотности тембров струнных, и напора им бы чуточку не помешало. Драматическая дробь большого оркестрового барабана, со всеми нарастаниями и затуханиями, тоже была преподнесена ритмически идеально и крайне подробно, только хотелось, чтобы тембрально поплотнее. Зато разрешение ВЧ и детальность в этом частотном диапазоне превосходят то, что дает акустика РМС, равно как и способность держать удар в динамических пиках.
Во всех неакадемических жанрах, включая весьма экстремальные варианты, АС продемонстрировали очень свободное, беспроблемное и энергичное звучание с изрядной долей комфортности (в хорошем смысле, без вальяжности, перегретости тембров или смягченности). О ритме и его удержании говорить излишне — это составляет фирменную фишку бренда, в которой у него мало конкурентов. 


Результаты измерений

Модуль импеданса и электрическая фаза сигнала колонок Audio Physics Spark во всей частотной области демонстрируют превосходную стабильность (рис. 2). Разница между максимальным (10,6 Ом) и минимальным (4,2 Ом) сопротивлением чуть больше 6 Ом, а среднее значение составляет 6,2 Ом. Благодаря этому данная акустическая система без проблем подружится с любым усилителем. Амплитудно-частотная характеристика, измеренная на оси твитера, имеет серьезный и неприятный провал в середине ВЧ-диапазона (рис. 1). Но картина совершенно преображается и показатель неравномерности становится похвально малым, стоит только отвернуть АС от слушателя. Значение коэффициента нелинейных искажений стабильно невысоко в большей части области звуковых частот, возрастая только у нижней границы (рис. 3). Среднее значение КНИ в диапазоне от 100 Гц до 10 кГц равно 0,4% при уровне звукового давления 88 дБ.


Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – Audio Physic Spark | Частотная характеристика, Гц – 38—33 000 (уровень не указан) | Число полос – 2,5 (НЧ/СЧ – 2 х 15 см, бумажные с покрытием, ВЧ – 2,5 см, шелковый купол; частоты раздела не указаны) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 89 | Габариты одной колонки, см – 98 x 14,7 x 22 | Масса одной колонки, кг – 17


Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 95%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: превосходная макро- и микродинамика, выдающееся ритмическое разрешение
Минусы: некоторым натуральным тембрам и голосам не повредила бы большая насыщенность и полнота


Вывод:
Колонки воспроизводят тончайшие ритмические структуры с той же идеальной точностью, с какой работают швейцарские хронометры. Вдобавок они обладают быстрой свободной подачей, столь же комфортной, сколь и эмоциональной, и выдающейся жанровой универсальностью


KEF XQ30-AA

Цена - 132 400 руб.


У английской фирмы KEF есть несколько секретов успеха. Среди них — точечный излучатель Uni-Q с соосным расположением СЧ- и ВЧ-динамиков, управляющие магниты из сплава неодима, железа и бора, а также экспериментальные пластиковые диффузоры, разработка которых началась почти полвека назад в сотрудничестве с Би-би-си

Изящные узкие кабинеты компактных микронапольников не имеют ни одной параллельной стенки, все их грани плавно изгибаются. Внутри они усилены стяжками, расположение которых оптимизировалось при помощи компьютерного моделирования. Фирменный запатентованный модуль Uni-Q в новой версии обладает волноводом Tangerine для высоких частот. Утверждается, что тем самым обеспечивается более ровная АЧХ в ВЧ-области и гладкий стык между высокочастотным и среднечастотным диапазонами. Две характерные черты данных АС позаимствованы у топовой серии Reference — эллиптический (а не полусферический) в сечении алюминиевый твитер и довольно крутые фильтры четвертого порядка, сшивающие ВЧ- и СЧ-диапазоны. Твитер установлен в центре пластикового конуса 130-мм среднечастотного динамика, и весь модуль управляется магнитом, сделанным из сплава неодима, железа и бора. Для низкочастотной головки аналогичного размера заявлены малые искажения и широкий диапазон мощности. Две пары акустических клемм снабжены перемычками из провода, а не металлических полосок. Отделка белым рояльным лаком превосходно сочетается с черным шлифованным алюминием передней панели, имеющим приятный муаровый рисунок.
KEF XQ30-AA — еще одни АС, которые однозначно предпочитают прямую, без разворота, установку в комнате. В такой диспозиции они демонстрируют домашний и спокойный характер, а прослушивание музыки становится похожим на длительные неторопливые беседы со старыми добрыми друзьями, оставляющие потом какое-то теплое чувство. Классика в целом играла чуть мягко, иногда приглушенно, иногда чуть более задумчиво и менее драматично, чем нужно, но в общем верно, с правильными тембрами, красивыми голосами, в хорошем настроении и, как говорится, в тон. БСО слегка не хватало размаха и масштаба, однако, с учетом этой оговорки, все подавалось очень гармонично и приятно. Аудиофильские признаки, как то: разрешение в частотных поддиапазонах, прозрачность, голографичность, не носят вызывающего характера, не доминируют и не акцентируются (за исключением удивительно тонких и просто великолепных по фактуре ВЧ, на которые просто невозможно не обратить внимания). Объективно почти во всех жанрах ощущался легкий дефицит остроты и спонтанности, углы и напор были немного сглажены, однако общая душевность и добрый настрой на позитив, загадочным образом возникавший при прослушивании, отбивал всякую охоту критиковать колонки по мелочам.
Записи Тори Эймос и Blackmore's Night прозвучали очень воздушно, атмосферно, с просто хрустальными переборами струн и всеми инструментальными линиями, мягко, но четко прописанными и идеально слышными. Акустика играла красиво и уютно, но в то же время верно, эмоционально и энергично, когда нужно. Весь рок и олдскульный металл были исполнены весьма неплохо, порой чуть интеллигентно и мягковато (самые забойные треки), но неизменно ритмично, увлекательно, ни на грамм не жестко и не плоско. На этом материале проявились похвальная тяжесть и весомость, а нехватка баса практически не обращала на себя внимания. 


Результаты измерений

Неравномерность амплитудно-частотной характеристики KEF XQ30-АА на средних частотах и в большей части низкочастотного диапазона крайне мала (рис. 1). График лишь изредка и незначительно выпадает из коридора 3 дБ. Однако узкий, но весьма глубокий провал чувствительности в начале высокочастотного диапазона (обусловленный коаксиальной конструкцией динамика) приводит к ухудшению этого показателя для ВЧ. Минимум значения сопротивления лежит в районе 140 Гц и равен 3,2 Ом (рис. 2). Хотя характер нагрузки в этой области не имеет чисто резистивного характера, такое значение не вызовет проблем с подбором усилителя. Средняя величина коэффициента нелинейных искажений при уровне звукового давления 88 dBSPL составляет 0,39% (рис. 3). Пиковый выброс в среднечастотном диапазоне, почти до 2%, с большой долей вероятности не будет проявляться при прослушивании музыкальных композиций.


Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – KEF XQ30-AA | Частотная характеристика, Гц – 48—55 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 13 см, бумажный, СЧ/ВЧ – коаксиальный динамик Uni-Q, 13 см, полипропиленовый конус, ВЧ – 1,9 см, алюминиевый купол; частоты раздела 450 и 2500 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 (минимум 3,2) | Чувствительность, дБ – 87 | Габариты одной колонки, см – 85,6 x 19 x 29,3 | Масса одной колонки, кг – 14,8


Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 95%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: точный ритм, великолепные ВЧ, широкая и глубокая сцена, хороший запас по перегрузкам
Минусы: легкая нехватка НЧ


Вывод:
Гармоничные, красивые внешне и внутренне колонки по-домашнему располагают к длительному комфортному прослушиванию музыки самых разных жанров. Некоторый недостаток объема звука компенсируется отличной подачей — чуть мягкой, светлой и очень душевной


Heco Celan XT 901

Цена - 100 000 руб.


Авторитетная немецкая фирма Heco с почти шестидесятилетней историей и богатыми традициями конструирования акустических систем недавно представила новый модельный ряд 2010—2011 годов, назвав его знаковым для себя. Как обычно у фирмы, инновации сочетаются в нем с традициями, а качество — с умеренной ценой

Массивные корпуса колонок в виде шестигранных призм покрыты ореховым шпоном. Для прочности внутри них установлены две стяжки. За воспроизведение высокочастотного спектра отвечает традиционный для Heco тканевый купол с покрытием наночастицами (частицами на основе углерода размером 10-8 см), обеспечивающими прочность и гибкость одновременно. Материал диффузоров у СЧ- и НЧ-динамиков одинаковый и тоже типичный для фирмы — крафт-бумага, изготавливаемая из смеси древесной массы северной сосны и волокон шерсти (в пропорции 95 на 5). Среднечастотная головка крепится на тканевом с покрытием подвесе и помещена в отдельную камеру в верхней части корпуса. Под твитером располагаются два одинаковых низкочастотных вуфера на широких и мягких резиновых подвесах.
Все корзины динамиков — литые алюминиевые. Конструкция солидна до параноидальности, наружные отполированные до зеркального блеска края корзин намертво крепятся к корпусу саморезами. Два крупных круглых порта фазоинвертора, тоже из литого алюминия, направлены назад. Под ними находится широкая стальная пластина клеммника с пятью отличными, широко расставленными акустическими терминалами: четыре из них бивайринговые, а пятый предназначен для повышения отдачи на ВЧ на +2 дБ. Подставка повторяет форму корпуса и заканчивается небольшими резиновыми полусферическими ножками.
В классике модель отметилась весомым звуком с некоторым акцентом на нижний частотный диапазон. Однако сделано это было в манере, исключающей статичность или неповоротливость. Просто нижние ноты виолончели, контрабаса, рояля (как и ударных в неакадемических жанрах) стали ощутимо осязаемее и обрели глубокую бархатистость. Спокойное и прозрачное, как тяжелая гладь большого озера, звучание порадовало свободой и идеальной ритмикой. И вместо технического темпоритма появились живой пульс, уместность и естественная живость музыкальных событий.
Обратила на себя внимание сцена, широкая и глубокая, разворачивающаяся по планам очень свободно и натуралистично, с отличным позиционированием источников. Середина и ВЧ-диапазон сначала показались чуть мягкими, как будто в легкой дымке, но чем дольше слушаешь эту акустику, тем больше открывается тонких деталей и тембровых взаимосвязей и различий. Все же небольшой провал в середине, всегда приводящий к желанию сделать погромче, отчасти заметен и тут. Но запас мощности у АС настолько впечатляющий, что происходит это абсолютно спокойно, без малейшей резкости или крикливости.
Отдельная вкусная фишка, свойственная почерку колонок, — отработка послезвучий: с короткими интенсивными хвостами, которые в зависимости от зала, инструмента и записи заканчиваются совершенно по-разному. То же самое относится и к россыпи тарелок в неакадемической музыке, так что реальное качество казавшихся вначале мягкими и дымчатыми ВЧ просто поражает. В роке, металле, эстрадных номерах голоса до того живые, а все инструменты прорисованы столь осязаемо, крупно, ощущаемо чуть ли не физически, что незамедлительно возникает эффект присутствия.


Результаты измерений


Акустические системы Heco Celan XT 901 лидируют по ряду параметров, причем не только массо-габаритных. Колонки начинают работать с 23 Гц (по уровню –10 дБ) и имеют весьма значительный запас прочности — среднее значение КНИ в области средних и высоких звуковых частот (0,24%) не претерпевает существенных изменений в гораздо большем диапазоне подводимых мощностей, чем у оппонентов (рис. 3). Ложку дегтя в бочку этих достижений привносят частотные флуктуации. График амплитудно-частотной характеристики можно условно разделить на 2 участка, каждый из которых обладает завидной стабильностью (рис. 1). Раздел между ними происходит на границе диапазонов СЧ и ВЧ и сопровождается заметным спадом чувствительности. Возможно, этот спад будет отчасти нивелироваться с увеличением расстояния от слушателя до АС.


Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – Heco Celan XT 901 | Частотная характеристика, Гц – 20—52 000 (уровень не указан) | Число полос – 3 (НЧ – 2 х 20 см, бумажные, СЧ – 17 см, бумажный, ВЧ – 2,5 см тканевый с покрытием наночастицами; частоты раздела 250 и 3400 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4—8 | Чувствительность, дБ – 92 | Габариты одной колонки, см – 120,5 x 28,8 x 41,8 | Масса одной колонки, кг – 41


Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: фундаментальный бас, отличное разрешение ВЧ и СЧ, прекрасные ритм и сцена
Минусы: академический вокал иногда может быть резковат


Вывод:
Превосходные универсальные АС, играющие выше своей цены. Особенно хорошо им удается масштабная симфоническая классика — в ней они демонстрируют очень крупный и серьезный звук, роскошную многоплановую сцену и глубокие интересные тембры



PMC GB1i

Цена - 100 000 руб.

Очередная модель PMC — младшие напольники в линейке домашних АС — представляет собой миниатюрные двухполосные колонки. Как и положено в этой английской компании, они снабжены фирменным акустическим оформлением — четырехсекционной трансмиссионной линией с эффективной длиной 2,4 м

Это вторые подчеркнуто миниатюрные акустические системы в тесте после акустики KEF. Внешность и отделка кабинетов сразу узнаваемы и типичны для РМС — достаточно взглянуть на традиционную переднюю панель, прямоугольный выход трансмиссионной линии, который прикрыт акустическим поролоном, и на стандартный клеммник сзади (фирма пропагандирует мультивайринг, поэтому число пар акустических клемм всегда совпадает с числом рабочих полос; в данном случае мы имеем бивайринг). Динамики нам тоже уже знакомы по полочной модели PMC DB1i: это 27-мм мягкий тканевый купол твитера с пропиткой SONOLEX™ (совместная разработка PMC и SEAS, используемая во всей линейке) и тканевый с пропиткой НЧ/СЧ-драйвер диаметром 140 мм на литом легкосплавном шасси и мягком резиновом подвесе. Корпуса, отделанные натуральным шпоном цвета вишни, устойчиво покоятся на выступающих по бокам ножках с шипами. Двухполосные микронапольники выглядят немного умилительно, но те, кто знает эту марку, априори испытывают к конструкции изрядное доверие, а дизайн колонок очень симпатичный.
Поскольку роль тестовой акустики у нас в редакционной системе играет именно напольная пара РМС, да и вообще представители славного английского бренда неоднократно были гостями наших журнальных сравнений, общий характер и стиль звучания GB1i представлялся нам более или менее понятным. В частности, мы рассчитывали услышать точный и достаточно низкий бас с хорошей фактурой (благодаря акустическому оформлению трансмиссионная линия), выверенные полноценные тембры и отменный ритм. Предполагалось также, что эти акустические системы будут в числе лидеров по качеству звука. В общем-то, так все и вышло. И хотя в этот раз им пришлось состязаться за пальму первенства с сильными конкурентами, с которыми было сложно тягаться по ювелирной передаче ритмических рисунков и четкости прорисовки мелодических линий, по ряду других показателей британская пара все же была предпочтительнее. Во-первых, конечно же, своими похвальными тембрами натуральных инструментов и голосов, насыщенными, но не перегретыми, в академических и неакадемических жанрах. В барочных утонченных композициях пропорции тембров и их взаимосвязь казались отвешенными с точностью до грамма, с идеальным балансом. Излишне говорить о разделении близких по высоте инструментов и прочих экспресс-проверках на мелкие различия — этот тест представители РМС всегда проходят с необычайной легкостью. БСО показался чуть уменьшенной копией реальности (крупная форма все же получалась мелковато), но вновь все пропорции инструментов выстраивались идеально и соразмерно, а общий настрой и движение были очень верные. Подобно отличному микроскопу, АС вытаскивали из общего звукового полотна исключительно много подробностей и музыкальных событий, причем без потери музыкальности и увлекательности. И акцент неизменно делался на тембральное разнообразие и разрешение. Отдельной похвалы заслуживает передача голоса — на редкость проникновенная и осмысленная, просто в точку по настрою и передаче эмоций. 


Результаты измерений

Поведение графика модуля импеданса акустических систем PMC GB1 позволяет охарактеризовать их как высокоомные (рис. 2). Значение данного параметра не опускается ниже 5,5 Ом, максимум составляет почти 41 Ом, а средняя величина — 11,3 Ом. Амплитудно-частотная характеристика с отклонением от оси излучения имеет весьма стабильный ход с совсем небольшим ростом чувствительности в верхнем басу, неравномерность в высокочастотной (и отчасти среднечастотной) области полностью нивелируется разворотом АС (рис. 1). Нижняя граничная частота по уровню –10 дБ равна 40 Гц. Нелинейные искажения невелики практически во всем диапазоне звуковых частот даже при больших уровнях подводимой мощности (рис. 3). В интервале от 200 Гц до 10 кГц при уровне звукового давления 94 dBSPL коэффициент нелинейных искажений не превышает 0,5%, а среднее его значение составляет 0,38%.


Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – PMC GB1i | Частотная характеристика, Гц – 29—25 000 (уровень не указан) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 14 см, тканевый с пропиткой, ВЧ – 2,7 см, тканевый; частота раздела 2000 Гц) | Акустическое оформление – трансмиссионная линия | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 87 | Габариты одной колонки, см – 87 x 15,5 x 23,4 | Масса одной колонки, кг – 10,5

Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 90%
Эргономика - 95%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: исключительная информативность и тембровая детальность, нату­ральность звучания, отличный ритм
Минусы: перегрузочная способность оказалась немного меньше ожидаемой


Вывод:
Отличные АС с ожидаемо высоким уровнем звучания, в очередной раз подтверждающие статус фирмы. Музыкальность, тембральная насыщенность и выразительность выше всяких похвал. Хотя некоторые обычные для двухполоски ограничения все же присутствуют

System Audio Mantra 60

Цена - 90 000 руб.


Основная «мантра» датчанина Оле Виттхёфта, которую он повторяет уже более 25 лет, — это, конечно же, быстрый звук, извлекаемый множеством идентичных суперлегких длинноходных динамиков, и точно рассчитанные и смоделированные узкие корпуса. Оба этих признака вы всегда найдете в любых изделиях System Audio

Жесткие, узкие, но глубокие корпуса внутри разделены на секции семью перегородками, пять из которых сквозные, поставленные по горизонтали между басовиками, а две глухие, формирующие сверху и снизу закрытые камеры. Верхняя предназначена для твитера и СЧ-динамика, а нижняя, объемом 3 л, для засыпки песком.
Мягкий купол высокочастотника, по утверждению инженеров компании, характеризуется широкой диаграммой направленности (XS, или увеличенная поверхность распространения звука). Пять идентичных 11-см вуферов имеют ход 12 мм, по две голосовые катушки и литые алюминиевые корзины. Вес бумажных мембран составляет всего лишь 0,8 г. Буквы XL в маркировке динамиков W1108XL, в соответствии с идеей производителя, означают «увеличенный размер звука». Один из этих драйверов работает как среднечастотник, а четыре оставшихся отвечают за низкочастотный спектр. Рабочие полосы излучателей разделяются простейшими аудиофильскими кроссоверами.
Параллелепипеды корпусов отделаны очень красивым, гладким и шелковистым на ощупь шпоном вишни с легкой поперечной полосатостью. Сзади расположены крупный порт фазоинвертора и одна пара отличных позолоченных клемм, смонтированных непосредственно в прорези подставки.
Концепция быстрого звука, достигаемого путем использования нескольких небольших и легких длинноходных вуферов, имеет при всех своих плюсах и очевидные ожидаемые минусы. В частности, АС отчетливо избегают нагруженной музыки, крупных симфонических полотен и экстремальных современных жанров. При этом нет ощущения компрессии, шкала громкости в динамических пиках не сжимается, уровень искажений в принципе находится на малом уровне. Однако звучанию не хватает масштаба, насыщенности и глубины (на экстриме — весомости, детальности и напора). БСО играет слишком легко и поверхностно, переходя в формальность, напряженный драматический вокал скучноват, рояль чересчур приглажен, хотя и звучит в ускоренном бодром темпе и очень хорошо ритмически. Из академических жанров колонкам недурно удается барокко — оно преподносится изящно, быстро, легко, чуточку хрупко. Иногда хотелось, чтобы исполнение было поострее и немножко поярче, но в целом такую подачу можно считать удачной.
Насколько мы смогли понять, оптимальные жанры для этой акустики — рок, джаз, блюз и другие популярные вещи. Именно к ним в полной мере приложима «мантра» производителя — максимально приблизить любимого музыканта к слушателю, буквально ввести его в комнату. Отчетливо эстрадно-клубная манера предлагает не ощущение большого концертного зала, а именно клубную интимность, крупные музыкальные образы на близком расстоянии, маленькую хорошо подсвеченную сцену, почти физическое ощущение контакта с исполнителем. Тут все ориентировано и сфокусировано на голосе или солирующем инструменте с чуть приглушенным сопровождением на заднем плане. Данная акустика непременно должна понравиться любителям неакадемических малых составов и приятного релакса после трудного рабочего дня. 


Результаты измерений

Четыре одинаковых басовых драйвера акустических систем SA Mantra 60 доводят нижнюю граничную частоту до приличной (для динамиков такого размера) отметки 44 Гц. Их рабочая область, с плавным и небольшим спадом чувствительности, распространяется и на среднечастотный диапазон вплоть до середины (рис. 1). Далее следует область высокой стабильности характеристики, обеспечиваемая одним среднечастотным динамиком. В середине ВЧ-диапазона подключается твитер и чувствительность начинает расти. Оптимальное звучание с минимумом частотных флуктуаций достигается путем разворота колонок от слушателя. SA Mantra 60 показывают невысокий уровень нелинейных искажений (среднее значение 0,38%; рис. 3) и весьма стабильную кривую модуля импеданса (рис. 2). Средний показатель сопротивления — 8 Ом, минимальный — 4,3 Ом. Измеренная чувствительность АС дает умеренную величину 87 дБ / 1 м • 1 Вт.


Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – System Audio Mantra 60 | Частотная характеристика, Гц – 40—35 000 (по уровню ±1,5 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 4 х 11 см, бумажные, CЧ – 11 см, бумажный, ВЧ – 3 см, шелковый купол; частоты раздела не указаны) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – не указана | Габариты одной колонки, см – 113 x 14,5 x 27,5 | Масса одной колонки, кг – 22


Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 85%
Эргономика - 95%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: хороший темп, фактурный передний план, выразительный неакадемический вокал
Минусы: не самое высокое тембральное разрешение, не хватает разборчивости инструментальных линий у БСО


Вывод:
АС класса «релакс», они любят крупный план, клубную подачу в тесном контакте исполнителя и слушателя, эффектное подчеркивание голоса или солирующего инструмента. Драматическая многоплановая оркестровая форма или жесткий современный металл — не их конек

Итоги

Вначале хотелось бы отметить пару интересных моментов, связанных с результатами измерений. Во-первых, большинство участников теста продемонстрировали оптимальное звучание и более ровную частотную характеристику в том случае, когда они стояли в комнате без разворота на слушателя, с поворотом от оси излучения на 30—40 градусов. Складывается впечатление, что производители умышленно настраивали акустику, предполагая ее прямую постановку. Во-вторых, практически все конкурсанты (кроме Heco Celan XT 901) обладают весьма ограниченным нижним басом, скромным даже по полочным меркам. Нижняя граница в 60—70 Гц по уровню –3 дБ — неизбежная суровая плата за суперкомпактность и нетребовательность к размерам помещения. Результаты же звуковой экспертизы выглядят так.
Heco Celan XT 901, самые габаритные и серьезные по конструкции АС, отметились и наиболее масштабным и крупным звуком. Строго говоря, не вполне корректно сравнивать их с микронапольниками, которые преимущественно и представлены в тесте.
С другой стороны, если какая-то компания (а во вступлении упоминалось о существовании приятных исключений) считает себя в силах сделать за ту же сумму гораздо менее компромиссные АС с достойным саундом, то почему бы и не сравнить. Голосуем-то мы кошельком. Весомое и телесное, но в то же время прозрачное и живое звучание немецкой пары, естественно пульсирующий ритм и отличные тембры, безусловно, достойны титула Best Buy. Хотя все потенциальные покупатели должны иметь в виду, что этим АС нужно достаточно просторное помещение для инсталляции (требование, совсем неактуальное для остальных участников теста).
Всю дорогу две модели — датская Audio Physics Spark и английская PMC GB1i — соревновались за то, кому достанется второе место и награда Hi-Fi Recommended, опережая друг друга по разным параметрам буквально самую малость. При исполнении классической музыки ситуация доходила до того, что единственным способом сделать окончательный выбор представлялась подкинутая монетка. Датчане были филигранно точны и ритмически соразмерны, показали идеальную дикцию и темп. Зато британцы продемонстрировали лучшее тембральное разрешение и общую плотность звучания. Отдельные инструменты получались интереснее то у одной, то у другой пары. Например, игольчатые паузы в «Аппассионате», серебряными нитями рассекающие плоть музыки, и легкие бриллиантовые пассажи рояля говорили явно в пользу датской пары. Зато вокал, особенно женский, и тембры струнных были предпочтительнее у англичан. Нарушило этот статус-кво только прослушивание рока и металла, когда колонки РМС оказались несколько жестковаты и выдали неожиданно плоский и утомительный звук. Зато Audio Physics Spark выступили здесь во всей красе — свободно, комфортно и идеально четко. И заслужили в итоге второе место.
Вторая английская пара теста — тоже компактные микронапольники KEF XQ30-AA — продемонстрировала исключительно уютный, домашний и спокойный саунд, который, однако, обрастал в экспрессивных и агрессивных жанрах изрядной долей весомости и железными мускулами, но без утраты комфортности. Отдельно нужно выделить незаурядную перегрузочную способность этих малышей и чистые четкие форте без компрессии. Гармоничный баланс достоинств и неизбежных, но очень грамотно проведенных ограничений достоин звания Editor’s Choice. System Audio Mantra 60 отметились быстрым ровным звуком, любовью и чрезвычайно эффектным воспроизведением музыки популярных стилей. Приятный дизайн и отличный шпон корпусов — еще один плюс. Среди минусов — неприятие колонками сложных многоплановых мультиинструментальных записей, в которых становятся слишком заметными схлопывание сцены, комканье и наползание планов друг на друга, потеря разборчивости и детальности. Клубно-интимная подача — вот истинный конек данной акустики.
Rega RS7, в соответствии с обычной концепцией своего создателя Роя Ганди, показали слитное и довольно подвижное звучание, хотя и не отличающееся большим частотным разрешением или выдающейся микродинамикой. Рассмотреть звук в деталях с этими АС едва ли получится.
Помимо прочего, у них очень невелик запас мощности, в динамических пиках шкала громкости сильно сжимается и теряет много градаций, а с ростом громкости быстро наступает предел по искажениям. Однако любители позитивной солнечной музыки и спокойной подачи, не располагающие просторными помещениями, могут найти этот вариант подходящим для себя. Новая модель в полной мере сохраняет фирменную реговскую плавность и напевность. 


Мария Савина


Рейтинг: