Бойкая классика
Акустические системы Sonus Faber Toy Tower
Цена – 82 000 руб.
Месяц назад мы делали сравнительный тест напольной акустики, в котором участвовали новые колонки Sonus Faber — лаковые красавцы Venere 2,5 в ультрамодном дизайне и с целым рядом технических новшеств, нетипичных для прежних моделей. А сейчас перед нами своего рода классика этой марки, небольшие напольники в коже с традиционным однокабельным подключением и кольцевыми твитерами.
При близкой стоимости линеек (1,3—1,7 тысячи долларов за полочные модели и 3,5—4 тысячи за напольные), акустические системы с названием Toy отличаются от Venere очень сильно, так что последние никак не могут трактоваться как естественные последователи и «заменители» первых в каталогах знаменитой итальянской фирмы. Серия с «игрушечным» названием с немалыми основаниями может считаться наследницей старых традиций Sonus Faber, и даже облик ее АС, не говоря уж об их конструкции, недвусмысленно намекает, более того, вопиет об этом. При одном взгляде на покрытые черной кожей призмы с характерными обводами, отклоненными назад передними панелями и одной парой клемм сзади в голову приходят ассоциации с целым рядом великолепных образцов старой школы Sonus Faber, от полочных Signum и блистательных Guarneri до более простых и близких к современности напольных Domus. Это прямое продолжение традиций, наследие времен, принесших итальянской фирме мировую славу, своеобразный последний привет от Франческо Серблина. Напротив, шикарные Venere, сочетающие в отделке лак, стекло и инертные искусственные материалы, оснащенные новыми динамиками и формирователями излучения для них, связаны с именем нового идеолога Sonus Faber — Паоло Теццона. Я не стану противопоставлять тут старое и новое и определять, что лучше; в конце концов, звук — дело вкуса и привычки. Но акустические системы Toy Tower самим своим видом настраивают на позитив.
C тех пор, как Sonus Faber сменила хозяина и стала центральным брендом нового холдинга Fine Sounds Group (также в него входят McIntosh, Audio Research и Wadia), ее каталог, который всегда был весьма ортодоксальным и обновлялся довольно медленно, запестрел новыми моделями АС во всех ценовых диапазонах, от условно бюджетного (Venere позиционируется как новая кинотеатральная линейка Sonus Faber) до самых топов. Дизайн — то, что наиболее заметно и сразу бросается в глаза, — претерпел существенные изменения, креативщики фирмы предложили совсем иной визуальный ряд для акустики, прежде отличавшейся большой консервативностью и приверженностью академическим принципам. Внутренности последовали за внешностью, не остались неизменными и настройки. Да не воспримут это читатели как недовольное бурчание ортодокса, неспособного идти в ногу со временем. В конце концов, если говорить о нижних линейках, то и прежде между Domus и Venere были еще и экспериментальные Liuto (в свое время тоже тщательно отслушанные нами в своих полочных и напольных ипостасях). Переход к новому звучанию осуществлялся постепенно, идеи, видимо, зрели неуклонно, но без особой спешки. Те же Venere, на мой взгляд, унаследовали кое-что от Liuto, в частности, ровность подачи и отсутствие бурной эмоциональности, присущей былым моделям Sonus Faber. Toy и ее напольный вариант с приставкой Tower совершенно недвусмысленно возвращают нас назад, в старые времена, когда эмоциональность и выраженный характер ценились выше ровности. Хотя те же исторические Signum были практически идеальными в настройке и фазолинейными, а субъективно по звучанию обладали очень плотным и объемным саундстейджем, необычно проявленным равномерным басом и мягким, но заметным спадом по ВЧ. Это нижние старые линейки обладали более задиристым характером, отчетливым драйвом, жанровой всеядностью и не столь выстроенной в ниточку АЧХ. Наши Toy Tower с точки зрения настройки явно сделаны в том же стиле, а «широкая улыбка» АЧХ (см. технический комментарий) обусловливает живое и немножко яркое звучание, обычно очень симпатичное большинству меломанов, не зацикленных на рафинированности подачи.
Комплект динамиков состоит из классического для Sonus Faber кольцевого ВЧ-излучателя, среднечастотника из упрочненной бумажной массы с чуть липкой пропиткой и полукруглым защитным колпачком и прочного жесткого мидвуфера с конусом из номекса. Кроссовер, как сообщает фирма, — третьего порядка, нерезонансный, с оптимизированными фазовыми характеристиками. Небольшие корпуса стоят на алюминиевой крестовине с регулируемыми сверху шипами. Сзади есть два маленьких порта фазоинверторов — один сверху, на уровне среднечастотника, и один внизу, чуть пониже мидвуфера. Украшением АС служат овальные металлические таблички золотистого цвета — спереди, с логотипом компании, и сзади, где на них традиционно для Sonus Faber смонтирована одна пара акустических терминалов. В целом колонки, обтянутые черной крупнофактурной кожей, выглядят как конфетка.
C самого начала, еще в легких и изысканных барочных сочинениях, Sonus Faber Toy Tower продемонстрировали неожиданно насыщенный, деловито-басовитый звук с заметным нажимом и очень протяженными ВЧ — совсем не в стиле мягких купольных пищалок. Общий почерк можно охарактеризовать как уверенный и даже немного самоуверенный (для академических записей), с полновесным голосом и отличным объемом — чертой, свойственной всем моделям Sonus Faber старой школы, формирующим великолепный равномерно заполненный «шар» звука далеко позади колонок. Клавесин звучал звонко и наполнено, а виолончели даже приобрели атаку, которую я, по аналогии с записями рока и металла, назвала бы панчем (хотя в академической музыке такой термин не в ходу). Орган оказался очень плотным, густым по тембру, по этим фонограммам вначале мне подумалось, что разработчики маленьких «игрушечных башен» немного перестарались с басом. Кстати, при неудачной расстановке колонок он может и подгуживать, и норовить пожить своей жизнью в отрыве от остального частотного диапазона. Этому моменту надо уделить внимание при поиске оптимального места для акустики. Образы солирующих натуральных инструментов получились крупные, выпуклые и чуть лакированные, весьма нажимистые, но с некоторым дефицитом воздуха и открытости в середине. Все отмеченные выше черты являются в каком-то смысле данностью для Toy Tower в силу обсуждавшегося вида их настройки. Однако, несмотря на определенный тональный баланс, АС вовсе не всегда должны звучать очень бойко, а временами и необузданно. Это тоже надо иметь в виду при первичной оценке их почерка и последующем подборе компонентов к ним в пару. Нам элементарно удалось усмирить звук и сделать его из нагловатого просто полноценным и насыщенным, с хорошей гибкостью и развитием музыкальных линий, всего лишь заменив акустические кабели, — вместо обычных тестовых Analysis Plus Solo Crystal Oval мы поставили Tchernov Cable Classic SC MkII Bn/Bn (между прочим, даже более дешевые, чем наши лабораторные), весьма кстати оказавшиеся под рукой.
Развернуто о результате теста собственно кабелей можно прочитать в выходящем октябрьском номере нашего другого проекта — журнала «АудиоМагазин», а тут отмечу, что очень удачные, просто волшебно действующие кабели Tchernov сотворили маленькое чудо с бойкими Sonus Faber Toy Tower. Лишний панч ушел, нижний регистр стал субъективно восприниматься как более ровный и равномерный (не тонально, но по заполнению и атаке). Партитуры записей как-то утряслись, появилась логика, устремленность к задуманным моментам, а не просто напор, середина сделалась весьма гибкой, ясной, тембры прояснились и немного посветлели, обретя хорошую сбалансированность. Высокий академический вокал стал более прозрачным, заиграл бриллиантовыми красками, да и вообще все в целом ожило и задышало. По сумме этих впечатлений акустика получила совсем другие оценки: не просто как живенькая и очень драйвовая пара для рока и металла, но и как активно подвижные, без грубости АС для любых жанров, в том числе для деликатного барокко и широкой привольной симфонической музыки, исполняемой объемно, логично устремленно и без напряжения. Так что, дорогие любители бренда Sonus Faber, не поленитесь поэкспериментировать с обвязкой для «игрушечных башен» — и результат вас более чем удивит и порадует, вплоть до смены восприятия на противоположное.
Результаты измерений
Импеданс Sonus Faber Toy Tower весьма стабилен в широкой полосе частот (рис. 1). Среднее значение модуля сопротивления составляет 7,8 Ом, минимум не опускается ниже 4,2 Ом. Такой результат, вкупе с малым отклонением электрической фазы, не вызовет особых сложностей в подборе усилителя. АЧХ имеет вид плавной кривой с небольшим пологим провалом, приходящимся на область нижних и средних ВЧ (максимальные отклонения совсем немного превышают принятые по стандарту ±1,5 дБ, рис. 2). Локальные всплески и провалы отсутствуют. Чувствительность системы составляет 86 дБ (1 Вт, 1 м). Результат по нижней рабочей частоте 38 Гц (–10 дБ) корректируется достаточно высоким уровнем искажений в нижнем басе, однако уже следующее тестовое значение, 53 Гц по уровню –6 дБ, не вызывает никаких сомнений. АС имеют отличный запас мощности, КНИ стабильно мал во всей полосе воспроизводимых частот, кроме самых нижних октав, в измеренном широком динамическом диапазоне (рис. 3, для 82, 88 и 94 дБ).
Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – Sonus Faber Toy Tower | Частотная характеристика, Гц – 45—25 000 (уровень не указан) | Число полос – 3 (НЧ – 18 см, жесткий конус из номекса, СЧ – 11 см, конус из целлюлозы с покрытием, ВЧ – 2,5 см, кольцевой излучатель; частоты раздела 400, 4000 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 89 | Габариты одной колонки, см – 95 x 27 x 29,5 | Масса пары колонок, кг – 35,6
Результаты инструментальной экспертизы
Чувствительность, дБ (1 Вт / 1 м)
86
Неравномерность в полосе 160—1200 Гц, ±, дБ
1,5
Неравномерность в полосе 1200—10 000 Гц, ±, дБ
1,8
Средний КНИ в полосе 100 Гц — 10 кГц (88 дБ / 1 м), %
0,25
Значение КНИ на 1 кГц, %
0,35
Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
34 (23)
Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)
4,2 (140)
Среднее входное сопротивление, Ом
7,8
Нижняя граничная частота (–3 / –6 / –10 дБ), Гц
74 / 53 / 38
Оценки
+ | полновесное звучание, отличная динамика и выдающийся саундстейдж, хорошие натуральные тембры и чувство ритма | - | в некоторых сочетаниях с компонентами и кабелями присущая Sonus Faber Toy Tower энергетика переходит в излишний напор, требуя контроля |
Вывод:
Исключительно симпатичная внешне и по звучанию модель, способная очень недурно отыграть мощные симфонические пики и порадовать упругим жестким драйвом в роке и металле. Почерку Sonus Faber Toy Tower в целом свойственны уверенная устремленность и крупные четкие образы.
Мария Савина