Мягче, еще мягче
Тестируем новое поколение головок звукоснимателя Audio-Technica
Продукция японской компании Audio-Technica не нуждается в представлении. На протяжении многих десятилетий фирма выпускает полный ассортимент аппаратуры для любителей винила, включая проигрыватели, трансформаторы, прижимы, маты, и так далее. Однако основным направлением всегда были и остаются головки звукоснимателя. Можно сказать, что на сегодняшний день Audio-Technica является главным промышленным производителем картриджей в мире, сравниться с ней может разве только датская Ortofon. Головками фирмы либо моделями, сделанными на их основе, оснащаются большинство недорогих проигрыватели разных производителей, продающихся сегодня на рынке.
Надо сказать, что обновление номенклатуры картриджей в последние годы происходило крайне неспешно, одни и те же модели продавались на протяжении десятилетий. С одной стороны, это может восприниматься как некоторое почивание на лаврах, с другой стороны, специалисты прекрасно понимают, что придумать что-то принципиально новое в конструкции головки звукоснимателя в наши дни уже довольно сложно. Тем более что Audio-Technica всегда была одной из наиболее новаторских компаний на рынке, и найденные ей решения действительно сложно улучшить в рамках классической конструкции головки, где в преобразовании сигнала участвуют катушки и постоянные магниты. Поэтому появление нового поколения картриджей в последние годы вызвало неподдельный интерес у поклонников винила во всем мире. Конечно, умы фанатов High End занимает, прежде всего, величественная Audio-Technica ART-AT1000, однако именно головки начальной и средней ценовой категории привлекают наибольшее внимание почитателей продукции фирмы. В данном материале мы расскажем о нескольких из недавно появившихся на рынке моделей. Работать они будут в паре с фирменным проигрывателем винила Audio-Technica AT-LP5, о котором мы уже писали в момент его появления в продаже. Этот аппарат в точности соответствует уровню испытуемых картриджей, а подробный обзор вертушки можно прочитать по данной ссылке. В нашей подборке участвуют следующие модели: ММ-головки VM510CB, VM520EB, МС–картридж AT-F2, а также небольшой сюрприз в виде некоего «рояля в кустах».
Начнем рассказ с описания конструкции и технических параметров участников.
Audio-Technica VM510CB (6900 рублей)
Данная головка с подвижным магнитом начального уровня может похвастать, несмотря на демократичную цену, применением в ней запатентованного фирменного решения под названием VM. Этот термин означает использование двух магнитов для преобразования сигналов левого и правого каналов, схему их расположения можно увидеть на приведенной иллюстрации. Катушки тороидальной формы обеспечивают низкие потери и высокую линейность преобразования, а установленная по центру корпуса экранирующая пластинка из пермаллоя помогает добиться лучшего разделения каналов.
Игла в VM510CB имеет конический профиль, при этом сделана она не из цельного алмаза, а из комбинации стальной иголки и закрепленного на ее кончике крошечного алмаза со сферической заточкой. С точки зрения надежности такая конструкция ничуть не хуже иглы из цельного алмаза, однако используется она обычно в головках невысокой ценовой категории, прежде всего, за счет более низкой цены в производстве. Иглодержатель здесь выполнен из алюминия, его трубка имеет обычную прямую форму. Чувствительность головки составляет 5,0 милливольт, статическая податливость подвеса – 35 х 10-6 см/дин. Весит головка 6,4 грамма, рекомендуемая прижимная сила – 2,0 грамма. Такое значение может показаться довольно высоким для ММ-головки с высокой податливостью, однако оно является стандартным для новых моделей фирмы.
Audio-Technica VM520EB (9090 рублей)
Следующая в модельном ряду ММ-головка VM520EB во многом схожа со своей младшей сестрой, однако есть и существенные отличия. Во-первых, иголка в ней уже с эллиптическим профилем – радиусы 0,3 х 0,7 мм, что позитивно сказалось на уровне взаимопроникновения каналов и частотной характеристике, которая теперь простирается до 23 000 Гц. Во-вторых, чувствительность стала чуть меньше – 4,0 мВ. Корпус головки выполнен из акустически инертного полимера. Кроме того, на тест к нам приехала версия, установленная на фирменном шелле HS10, сделанном из алюминия.
В остальном требования к тонарму и электрической нагрузке не отличаются от таковых у предыдущей модели – входное сопротивление 47 000 Ом, емкость от 100 до 200 пикофарад. Тот факт, что головка уже закреплена на «родном» шелле значительно упрощает установку на фирменные и аналогичные им по геометрии тонармы. Картридж VM520EB потребует более тщательной настройки угла вертикального следования (VTA) из-за иглы с эллиптической заточкой.
Третья головка в нашей подборке не только стоит дороже предыдущих, но и отличается от них конструктивно. AT-F2 представляет собой модель с подвижной катушкой и низкой чувствительностью, а также имеет весьма интересную схему, хоть и является самой недорогой в ассортименте МС-картриджей Audio-Technica.
В подвижной системе головки использована стальная проволока диаметром 0,07 мм, она выполняет функцию подвеса для иглодержателя. Магнитная система включает в себя мощный неодимовый магнит и сдвоенную катушку, намотанную медным проводом высокой степени очистки, изготовленным методом непрерывной экструзии. Подобная конструкция, когда за преобразование сигнала левого и правого каналов отвечают отдельные катушки, позволяет существенно снизить взаимопроникновение каналов, и, как следствие, интермодуляционные искажения. Также существенно улучшается прозрачность и сфокусированность звука. Корпус картриджа состоит из двух частей. Верхняя часть головки, служащая площадкой для крепления к шеллу, выполнена из алюминиевого сплава, а нижняя, в которой и находится подвижная система – из материала на основе эпоксидной смолы, эффективно поглощающего резонансы.
Иголка в AT-F2 также составная, однако имеет эллиптический профиль. Иглодержатель выполнен из алюминиевой трубки, расплющенной на конце. Сопротивление катушки составляет 12 Ом, чувствительность головки – 0,32 мВ. Рекомендуемая нагрузка – стандартные 100 Ом, статическая податливость подвеса – 35 х 10-6 см/дин. Вес картриджа – 5 граммов.
Audio-Technica VMN60SLC (сменная игла) (39 900 рублей)
А вот и обещанный «рояль в кустах» - самая дорогая сменная иголка в ассортименте компании VMN60SLC. Казалось бы, что ей делать в данной подборке? Дело в том, что все головки серии VM дают пользователю возможность менять на них иглы по своему усмотрению, то есть на недорогой картридж можно установить иголку от дорогой модели, и наоборот. В первом случае можно получить существенный выигрыш в качестве звука. И хотя при установке на Audio-Technica VM520EB иголки от VM760SLC мы не получим полного аналога самого дорогого ММ-картриджа фирмы, мы все же будем очень близки к этому.
Что дает пользователю такой ход? Во-первых, существенно снижается подвижная масса за счет использования в топовой головке иголки из чистого алмаза. Во-вторых, она имеет сложную заточку Special Line Contact, что позволяет получить лучший контакт со стенками канавки и обеспечить воспроизведение самых мелких деталей. В-третьих, более высокая податливость и кантилевер конической формы улучшают поведение картриджа на сложных для трекинга дорожках.
Настраиваем
Как уже было отмечено, все картриджи устанавливались на фирменный проигрыватель с прямым приводом Audio-Technica AT-LP5x. Его тонарм имеет все необходимые регулировки для настройки правильного положения иглы в канавке, по своей эффективной массе он также вполне подходит для всех головок в нашем тесте. В качестве тестовой выступала система, состоящая из фонокорректора Trigon Vanguard II, усилителей VTL MB-300 Deluxe и акустических систем JBL 4345.
Слушаем
Порядок прослушивания подразумевал постепенный переход от доступных к более дорогим моделям, а завершающим аккордом стала установка одной из головок на существенно более дорогой проигрыватель для проверки ее способностей в отрыве от родного окружения.
Audio-Technica VM510CB
Весьма динамичная головка, позволяющая приобщиться к миру винила по скромной цене. Конечно, ожидать высокого разрешения и настоящей взрывной динамики не приходится, однако и серьезных огрехов картридж не допускает. Бас чуть расслаблен, середина округлая и слегка приглушенная, зато привычного для предыдущего поколения ММ-головок фирмы сильного акцента на верхней части СЧ здесь нет. Общая подача немного гомогенизирована, пожалуй, лучшим партнером для электронной части с участием Audio-Technica VM510CB будет пара небольших полочных акустических систем, которые выиграют от мощного, но не всегда идеально артикулированного баса, выдаваемого головкой. Напряжения в 5 мВ вполне хватит для согласования с любым фонокорректором.
Audio-Technica VM520EB
Как и следовало ожидать, данная головка похожа на свою младшую сестру не только внешне. Звуковой почерк, определенно, весьма схож, однако здесь иногда проявляется характерная особенность прошлого поколения головок фирмы, а именно небольшое подчеркивание сибилянтов. К счастью, эту ситуацию можно исправить путем подключения дополнительной емкости на входе фонокорректора, это позволит получить более ровную отдачу на высоких частотах. В остальном же улучшения по сравнению с 510-й моделью носят вполне логичный характер – чуть больше разрешение на ВЧ, более подвижная середина и лучшая передача объема записей. Правда, назвать разницу принципиальной нельзя.
Audio-Technica VMN60SLC
Как и говорилось, установка дорогой сменной иглы преображает дешевую головку весьма существенно. После небольшой корректировки настроек картридж выдал зрелый звук с отлично артикулированным басом, подробной и живой серединой, искрящимися и совершенно неутомительными высокими частотами. Конечно, ставить на «тушку» VM500 иглу, превосходящую картридж ценой в четыре раза, практического смысла не имеет – лучше уже сразу купить VM760SLC. Однако в рамках данного теста это позволило нам прикоснуться к звуку верхней линейки головок фирмы. В чем-то звучание данного «Франкенштейна» напомнило мне старую добрую AT-150MLX, много лет работавшую на одной из вертушек в моей прежней системе. Именно его я и водрузил на VPI Classic, чтобы убедиться в том, что он мало чем уступает проверенному Ortofon 2M Black.
Audio-Technica AT-F2
Последний участник забега – единственная МС-головка в нашей подборке. Она требует подключения к соответствующему фонокорректору, способному обеспечить нужный уровень усиления и входного сопротивления. Ее звуковой почерк довольно сильно отличается от такового ММ-собратьев. Сильные стороны AT-F2 – более уверенная работа со среднечастотным диапазоном и яркие высокие частоты, делающие партии струнных инструментов особенно выразительными. Бас представляется более сухим и подтянутым по сравнению с тем, что демонстрируют фирменные головки с подвижным магнитом, однако общий баланс не кажется легковесным. Подбор сопротивления позволит настроить звук по своему вкусу, на стандартных 100 Омах головка лучше всего справляется с вокалом и акустическими инструментами.
Выводы
В рамках данного теста мы познакомились с несколькими головками начального уровня Audio-Technica нового поколения и даже сделали попытку создать из подручных материалов самую дорогую ММ-модель фирмы. Выводы из услышанного будут простыми – фирменный звук сохранился и в обновленной линейке картриджей, пусть и с некоторыми особенностями. Так, традиционно подчеркнутая верхняя середина стала более гладкой и уже не столь ярко проявленной. В остальном логика построения линейки проста и понятна – чем дороже картридж, тем лучше он звучит.