Алгебра и гармония
Тест полочных АС в ценовом диапазоне до 70 000 руб
Алгебра и гармония
Тест полочных АС в ценовом диапазоне до 70 000 руб.
Еще один год пролетел незаметно, и по традиции нами снова проводится тест полочных акустических систем в самой востребованной ценовой категории. Собрав абсолютно новый состав участников, мы проверяем их на привычной подборке треков и все по тем же основным критериям
Есть некая сложность в периодически повторяющихся тестах чего бы то ни было, принадлежащего к одному и тому же классу (в данном случае ценовому). Точнее, не в самом тестировании, а в подборе участников для него, особенно если хочется избежать дублирования уже побывавших в нашей лаборатории моделей. К сожалению, производители акустики не радуют столь частым обновлением своих линеек. Хотя, с другой стороны, это, может быть, и к счастью — понятия звуковой школы, традиций и кропотливой работы по модернизации существующих АС как-то не сочетаются с калейдоскопической быстротой смены колонок. Тем не менее резерв еще не исчерпан и все не так грустно. На сей раз мы сумели собрать весьма интересную компанию конкурсантов, сделанных по разной идеологии. Новых имен и фирм в списке не появилось, чего немного жаль, зато в качестве очень неплохой компенсации удалось послушать кое-что из разряда «хорошо забытое старое». А это всегда в высшей степени поучительно — и для осознания того, что современная аудиоиндустрия стоит не на пустом месте, а на плечах гигантов и новаторов, и для лучшего понимания факта, что в конструировании акустики нет идеального рецепта на все времена. Да и философия может сильно разниться от одного периода к другому. Несколько десятилетий назад, когда (по мнению ряда современных инженеров, работающих с материалами для динамиков) не было приличных динамических головок, производители вынужденно использовали сложные фильтры. Сейчас (опять-таки по некоторым мнениям) достаточно драйверов с хорошим поведением и характеристиками, так что нет нужды мудрить, допустим, со сложными режекторными фильтрами. Оставляя в стороне философский спор о лучших и худших динамиках и временах, отметим лишь одно: в результате обоих подходов («ровные» головки и простые фильтры либо «сложные» головки и сложные фильтры) можно получить гладкую, почти идеальную АЧХ. А дальше останется только выбрать ушами лучший звук — при формально одинаковой ровности (на бумаге) или даже при ее отсутствии. В этом смысле тест, пожалуй, стал одним из наиболее интересных за последнее время (как минимум для автора). Всегда полезно поверить алгеброй гармонию.
Тестовая система
1. CD проигрыватель – Esoteric K-03
2. Интегральные усилители – Pathos TT Anniversary, Bryston B100 SST2
3. Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus Solo Crystal Oval
Тестовый материал
1. Г. Ф. Телеман «Концерты для деревянных духовых инструментов» (DHM, 05472 77367-2)
2. Empire Brass Quintet и Уильям Кульман, «Барочная музыка для медных духовых инструментов и органа» (Telarc, 80614)
3. Д. Б. Перголези, «Stabat Mater» (Accord, 465 952-2)
4. Э. Григ, «Симфонические танцы» (DG, 419 431-2)
5. Я. Хейфец, «Двойные концерты» (RCA Victor, Living Stereo, 09026 63531 2)
6. Дж. Верди, «Реквием» (Philips, 442 142-2)
7. Э. Гилельс, «Скарлатти, 7 сонат» (Ermitage, 163-2)
8. Tracy Chapman «Crossroads» (Electra, 7559-60888-2)
9. Queen «Made in Heaven» (Toshiba-EMI Limited, TOCP-67355 1)
10. AC/DC «The Razors Edge», remastered (Epic Rec., 510771 2)
11. Moonspell «Irreligious» (Century Media, 77123-2)
Указанные в статье цены являются ориентировочными.
Рубрикатор:
Стр. 2 - Morel Octave Signature Bookshelf
Стр. 3 - Vienna Acoustics Haydn Grand
Стр. 4 - Harbeth P3ESR
Стр. 5 - Dynaudio Excite X16
Стр. 6 - B&W CM5
Стр. 7 - Davis Acoustics Olympia One
Стр. 8 - Итоговые выводы
Morel Octave Signature Bookshelf
Цена – 79 000 руб.
Пару лет назад в нашем журнале был тест полнодиапазонной составной системы Morel Octave Signature, представляющей собой комплект из двух полочных АС и двух отдельных изобарических сабвуферных секций с боковыми динамиками. Сейчас мы вновь тестируем эту модель, взяв только верхнюю часть — полочные двухполосные мониторы
Знакомые нам полочные колонки в этот раз приехали в отделке малинового цвета с ярким и радостным оттенком. Хотя подобная цветовая гамма обычно сопутствует дизайнерской акустике, в данном случае все добротно и по-хайфайному. Отдельная камера для твитера в виде сужающегося длинного клина установлена на макушке основного корпуса. Крупный мягкий купол с пропиткой Acuflex™ прикрыт защитной пластиковой сеткой. Вентилируемую голосовую катушку двигает двойной неодимовый магнит. Конус вуфера и сопряженный с ним полукруглый купол (который по приходящейся на него части поверхности язык не повернется назвать колпачком) сделаны из упрочненного полимерного композита, динамик крепится к алюминиевой корзине на узком полуволновом резиновом подвесе. Связанная с ним огромная катушка (диаметром 75 мм) приводится в движение двойной системой из ферритовых магнитов. Она, как и у твитера, намотана шестигранным алюминиевым проводом (технология Hexatech™) для повышения запаса подводимой мощности. Полосы сшиваются фильтром второго порядка. На задней стенке смонтирована коммутационная панель с одной парой клемм; ниже располагаются два треугольных отверстия портов фазоинверторов, уходящих вглубь почти до передней панели. Стильный, узкий спереди, но изрядно глубокий корпус не помещается на стандартных подставках.
В уже запомнившемся стиле Morel Octave Signature демонстрируют деликатное и точное звучание с хорошо выраженными тонами и шумовыми призвуками и их относительным балансом. Аккуратный и бережный штрих при исполнении академического вокала вообще является фирменной чертой акустических систем Morel. Спокойная и достаточно свободная подача отлично гармонирует со столь же спокойной и философской музыкой — струнными ансамблями, вокальными партиями с сопровождением, отдельными инструментами и пр. Немного светлые тембры компенсируются гибкостью и пластичностью их воспроизведения. Однако можно отметить и новую черту в почерке колонок. В прежнем «полном» варианте с отдельными низкочастотными секциями вуферы полочников работали только от 200 Гц, а ниже в дело вступали орудия поддержки крупного калибра. И это оказалось очень хорошо мотивированным, поскольку небольшой динамик, оставленный в одиночестве, испытывает в ряде случаев некоторые затруднения. Хотя и не всегда — в том же прозрачном барокко, вокале, инструментальных композициях сложностей не возникает. А их появление связано не с динамическими пиками, а именно со сложной, нагруженной по всему спектру музыкой — записями рояля, органа, большого симфонического оркестра, а также в достаточно увесистом металле. Приходится констатировать конструктивную необходимость басовой поддержки этих полочников сабвуферами — лучше, конечно, родными (в прошлый раз у согласованного квартета не наблюдалось ни одной из отмеченных выше проблем).
Результаты измерений:
Неравномерность частотной характеристики Morel Octave Signature Bookshelf умеренная и средняя по тесту, в диапазоне средних частот находится в пределах ±1,5 дБ. В области ВЧ наблюдается некоторый положительный дисбаланс, устраняемый разворотом АС (рис. 1).
Чувствительность системы при подведенной мощности 1 Вт составляет 85 дБ. Расчетное значение нижней граничной частоты по уровню –6 дБ расположилось на отметке 59 Гц. Это весьма неплохой результат, но все же НЧ-диапазон лучше отдать на откуп сабвуферу или комплектной низкочастотной секции того же производителя. Связано это с завышенным уровнем нелинейных искажений в указанной области. Среднее значение КНИ в интервале частот 0,2—10 кГц составляет 0,54%, для 88 дБ, а ниже стабильно превышает 1%. Входное сопротивление достигает максимума 30 Ом в районе 3 кГц; минимальное значение равно 3,6 Ом. На графике, демонстрирующем поведение модуля импеданса и фазы электрического сигнала, отчетливо видны зазубрины от внутрикорпусных резонансов (рис. 2).
Паспортные данные:
Название – Morel Octave Signature Bookshelf | Частотная характеристика, Гц – 40—18 000 (по уровню ±1,5 дБ) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 13 см, полимерный композит, ВЧ – 2,8 см, тканевый купол с пропиткой Acuflex; частота раздела 2200 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 86 | Габариты одной колонки, см – 31,5 x 17,5 x 32,5 | Масса одной колонки, кг – 7
Оценки:
1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 90%
3.Звучание – 90%
4.Эргономика – 90%
Итоговый балл: 90%
Плюсы: отменная пластика звучания инструментов и ансамблей, гибкий вокал, прозрачные и деликатные тембры, прекрасный темпоритм
Минусы: в сложной многосоставной музыке середина слегка затеняется басом
Вывод:
АС с прозрачным и утонченным звучанием, чуть задумчивой подачей и светлыми изысканными тембрами. Для достижения жанровой универсальности, разгрузки середины и устранения огрехов отработки низкочастотного спектра их следует использовать в комплекте с фирменными сабвуферами
Vienna Acoustics Haydn Grand
Цена – 67 000 руб.
Отслушав все напольные АС линейки Concert Grand австрийской фирмы Vienna Acoustics в рамках групповых и индивидуальных тестов, знакомство с этой достойной серией мы завершаем единственной полочной моделью. И тут нас ждет новая конструктивная изюминка
Как уже не раз отмечалось, во всех моделях Concert Grand установлены шелковые купольные твитеры датской фирмы ScanSpeak со специальным покрытием. В полочных Haydn Grand этот динамик чуть поменьше, чем в напольных моделях, —25 мм вместо 28. Стандартный 6-дюймовый вуфер из фирменного прозрачного полимера изготовлен в сотрудничестве все с той же ScanSpeak, предоставившей корзины и управляющие магнитные системы. Частота раздела не указана, однако наши лабораторные измерения позволяют оценить ее примерно как 3300—3500 Гц. Фильтры тоже привычные, фазолинейные Бесселя, первого порядка сверху на басу и второго порядка на ВЧ-секции. Высококачественная подобранная элементная база включает в себя катушки с воздушным сердечником, полипропиленовые конденсаторы и металлопленочные резисторы.
Корпуса в прекрасном шпоне розового дерева выглядят идентичными модели Mozart Grand (точнее, их верхней части), однако есть и специфическая изюминка. Вначале можно подумать, что акустическое оформление АС — закрытый ящик, поскольку нигде не видно отверстия для порта фазоинвертора. Но при ближайшем рассмотрении он все-таки обнаруживается, и в весьма неожиданном месте — за твитером. За вертикальной панелью с округлой тыльной стороной, подходящей к корпусу с боковыми зазорами, прячется сужающееся рупороподобное углубление, идущее внутрь корпуса и переходящее в трубу порта. Примыкания гладких поверхностей сложной формы, сделанные из алюминия методом литья, обеспечивают отсутствие турбулентностей на выходе и гашение стоячих волн в горле порта.
Почерк акустических систем Vienna Acoustics традиционно хорошо ассоциируется с именем композитора, в чью честь они названы. «Гайдны» лиричны, светлы и наполнены яркими и добрыми переживаниями. Особенно следует отметить скрипку и вообще струнные, сольные и в оркестре, барочные и классические; иногда возникает впечатление, что струнные смычковые — любимейшая группа инструментов у инженеров Vienna Acoustics, на которую они и настраивают свои колонки. Звук в общем — цельный и энергичный, немного медовый, но в меру и без слащавости, натуральные тембры — полновесные и обладающие отменной фактурой. Происхождение легкой дымки или флера, наброшенного на высокие инструменты и послезвучия, понятно при одном взгляде на АЧХ колонок, однако тут нет речи о глухоте или отсутствии «воздуха» в середине, что всегда негативно воспринимается слухом. Есть просто легкое затушевывание обертонов, с очень ясными и фактурно прорисованными телами самих тонов. Vienna Acoustics Haydn Grand обладают самым внушительным в тесте басом. Колонки очень логично и внутренне связно интерпретируют оркестр, конечно, без массы звуковой волны на форте, но с хорошим ощущением присутствия. Бодрые адреналиновые жанры эта акустика отыгрывает столь же охотно, чуть мягко, однако исключительно вкусно и с веселым напором — наслаждение, а не почерк.
Результаты измерений:
Акустические системы Vienna Acoustics не впервые попадают к нам на тестирование. И каждый раз средства инструментальной диагностики выявляют существенную неравномерность частотной характеристики. Данная модель не является исключением. Флуктуации АЧХ, снятой на расстоянии 1 м на оси ВЧ-излучателя, в области средних частот достигают 2,1 дБ, а в поддиапазоне, отвечающем верхней середине и нижним ВЧ, имеют разброс, не укладывающийся даже в коридор 3 дБ (рис. 1).
Спад характеристики в левой части обусловливает нижнюю граничную частоту 47 Гц (–6 дБ), что является лучшим значением в нашей подборке. Чувствительность системы равна 84 дБ, при подведенной мощности 1 Вт, из расчета среднего значения модуля импеданса (8,5 Ом). Минимум входного сопротивления находится в районе 200 Гц и составляет неопасные для современных усилителей 3,7 Ом (рис. 2).
Средний показатель КНИ для звукового давления 88 дБ равняется 0,48% (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Vienna Acoustics Haydn Grand | Частотная характеристика, Гц – 42—20 000 (уровень не указан) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 15,2 см, полимерный (X3P) конус, ВЧ – 2,5 см, шелковый купол с покрытием; частота раздела не указана) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 89 | Габариты одной колонки, см – 36,1 x 17,4 x 26,5 | Масса одной колонки, кг – 10
Оценки:
1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 90%
3.Звучание – 95%
4.Эргономика – 95%
Итоговый балл: 95%.
Плюсы: полные и четко разделяемые тембры, естественно-цельные в классической музыке и вкусные в остальной, отличный темпоритм
Минусы: у высоких инструментов иногда заметна специфика тонального баланса, подача чуть мягкая для неакадемических жанров
Вывод:
Vienna Acoustics Haydn Grand дают море позитива при прослушивании музыки. Абсолютно состоятельные тембрально, они также хороши в передаче эмоций, настроя и атмосферы записей и переняли свойство своих напольных собратьев — свободное погружение слушателя в музыкальное действо
Harbeth P3ESR
Цена – 77 000 руб.
Ценители стиля Harbeth хорошо знают историю английской классики жанра — студийных мини-мониторов, линия которых идет от пионерских экспериментов BBC и KEF в 60-е годы с бекстреном и полипропиленом, создания базовой модели BBC LS3/5A и до множества лицензионных копий, включая Harbeth P3. А модель P3ESR являет собой результат четырехлетнего апгрейда «золотых мини»
В акустических системах работает маленький металлический твитер с ферромагнитной охлаждающей жидкостью, прикрытый частой ячеистой металлической же сеткой. Бас и середину озвучивает классический по размеру и профилю динамик (см. историю BBC LS3/5A) с очень крутым раскрывом конуса, на мягчайшем полуволновом резиновом подвесе. Синтетический материал диффузора — собственное ноу-хау фирмы; прежде старый, а теперь и обновленный вариант под названием RADIAL2™ (индекс 2 как раз указывает на второе поколение разработок) присутствует во всех моделях Harbeth. Большой конический колпачок из твердого пластика, прикрывающий снаружи магнитную систему, установлен неподвижно и не перемещается вместе с диффузором. В этих мониторах используются сложные режекторные фильтры, обеспечивающие гладкую АЧХ.
На тыльной стороне АС написано, что они сделаны вручную в Англии и поставляются с подобранными серийными номерами. Приятные маленькие полочники классической формы практически квадратные в сечении. Толстые (не менее 8 мм) стенки аккуратно подогнаны друг к другу, передняя и задняя панели намертво крепятся на немыслимом количестве черных шурупов. Сзади есть пара клемм под бананы, лопатки и шпажки. При прослушивании следует учитывать, что акустика имеет весьма малый запас по подводимой мощности, поэтому желательно держаться к ней поближе — максимум в полутора-двух метрах от каждой колонки.
Вначале скажем о том, что не является сильной стороной малышей. Это записи органа, рояля и крупно-фактурного контрабаса, что, впрочем, достаточно очевидно вытекает из размеров и конструкции АС. Зато дальше — только о приятном. Harbeth P3ESR свойственна исключительная тональная ровность, не сопровождаемая при этом тембральной недонасыщенностью. Звук воспринимается как крайне ровный и естественно правильный, при поверхностном прослушивании даже как чуть скучноватый. Но достоинства АС раскрываются в полный рост, стоит только сосредоточиться. Баса маловато, однако тот, что есть, обладает отличной фактурой и динамикой — все-таки закрытый ящик. Серединка наиболее прозрачная и информативная в тесте, с прекрасным балансом тонов и шумов. Маленькие колоночки могут похвастаться замечательными ВЧ, раздельными и великолепно прорисованными, дающими наилучшую фактуру перкуссии, тарелок и самые внятные и энергичные глиссандо у арфы. Со сложной для многих АС скрипкой тоже нет ни малейших затруднений, никакого песка и сплющивания, в том числе и на форте. Кстати говоря, акустика не пасует перед динамическими пиками, напротив, в них она как будто просыпается. Медные духовые на редкость пластичные и текучие, высокий академический вокал кажется объемным и видимым во всех деталях. В не слишком жестких рок-композициях тоже все превосходно, «волновые пакеты» инструментов полностью сформированы, а вокал интересен и характерен.
Результаты измерений:
График частотной характеристики на оси имеет практически идеальный вид. Флуктуации на средних частотах не превышают 1,3 дБ, а на ВЧ и того меньше (рис. 1).
Столь же стабильно и поведение модуля импеданса, среднее его значение равно 10,3 Ом, минимум не опускается ниже 5,4 Ом (рис. 2).
Нижняя граничная частота акустики Harbeth P3ESR по уровню –6 дБ составляет 60 Гц. Все это благополучие существует на фоне очень низкой чувствительности — всего 83 дБ (1 Вт, 1 м). Однако АС все же не стоит использовать в паре с усилителем, обладающим большим запасом выходной мощности. Акустика обнаруживает повышенный уровень нелинейных искажений уже при средних значениях выходной громкости. Так, при уровне звукового давления 88 дБ (1м.) средняя величина КНИ равняется 0,71% (100 Гц — 10 кГц), а на участке шириной в 2 октавы среднечастотного диапазона балансирует на отметке 1% (рис. 3).
Здесь следует отметить и высокие значения этого показателя в области низких частот.
Паспортные данные:
Название – Harbeth P3ESR | Частотная характеристика, Гц – 75—20 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 11 см, пластиковый конус RADIAL2™, ВЧ – 1,9 см, алюминиевый купол; частота раздела не указана) | Акустическое оформление – закрытый ящик | Сопротивление, Ом – 6 | Чувствительность, дБ – 83,5 | Габариты одной колонки, см – 30,6 x 18,9 x 20,2 | Масса одной колонки, кг – 6,3
Оценки:
1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 95%
4.Эргономика – 95%
Итоговый балл: 95%
Плюсы: отличные тональный баланс и сцена, точные верные тембры, очень ровная и ясная подача, исключительно прозрачная середина
Минусы: бас ограничен, не самая высокая перегрузочная способность
Вывод:
Очень интересные АС, сделанные так искусно, что о достоинствах их звучания можно говорить долго и по-доброму, а о недостатках даже не хочется упоминать. Исключительная тональная ровность отлично сочетается у них с информативностью и музыкальностью
Dynaudio Excite X16
Цена – 50 000 руб.
Серия Excite, во-первых, является младшей у именитого датского производителя. А во-вторых, во многом она сделана с прицелом на многоканальный домашний кинотеатр, в котором нашей полочной паре X16 уготовано место тыловых АС. Но это все-таки колонки Dynaudio, с их особенными динамиками и исключительно точной настройкой, дающей АЧХ в линеечку
Первое, на что обращаешь внимание у Excite X16, — необычный профиль диффузора средне/низкочастотника, имеющего вогнутый вовнутрь, а не выпуклый и «простроченный» по линии сопряжения (как привычно для динамиков Dynaudio) защитный колпачок. Сам материал, из которого изготовлена мембрана, похож излюбленный фирмой магниево-силикатный полимер, хотя производитель и не уточняет это явно. Вуфер с литой алюминиевой корзиной и длинной алюминиевой катушкой управляется ферритовым магнитом. В философии Dynaudio большое внимание уделяется кроссоверам первого порядка. Для данной модели это не проговаривается, однако из наших измерений видно, что фирма вновь не изменила себе. По обыкновению нижний динамик отрезается довольно рано, и для шелкового твитера серии Esotar2 остается широкая полоса частот. Колонки собраны в традиционных прямоугольных корпусах, толстая передняя панель из 25-мм MDF демонстрирует характерное сочетание черного и разных оттенков серого, а также серебристого алюминия с чуть матовой поверхностью. Со всем этим неплохо гармонирует отделка умеренно темного тона (шпон вишни). Порт фазоинвертора смотрит назад, ниже него располагается коммутационная панель с одной парой высококачественных пятипозиционных акустических терминалов.
При прослушивании Dynaudio Excite X16 сразу отмечается узнаваемый фирменный почерк — очень четкая подача с несколько графичными контурами звуков (причем здесь эта специфика заметно усилена по сравнению с аристократами из старших линеек). Dynaudio и тут верна себе в настройке акустики, так что никакого тонального дисбаланса нет и относительные пропорции инструментов выведены правильно. С точки зрения тембров все несколько менее благополучно, АС играют жестковато, с металлическими нотками в голосе, хотя здесь возможны проявления эффекта недостаточного прогрева пары. Тем не менее в классической музыке, особенно при прослушивании скрипичных партий, эта жесткость заметна, она присутствует у всех инструментов и не смягчается даже в нашей прозрачной и деликатной системе с CD-плеером Esoteric K-03 и гибридным усилителем Pathos TT. На хорошем тональном скелете маловато тембрального мяса.
В целом Dynaudio Excite X16 отличаются скорее волевым, энергичным звучанием, нежели гибкостью и тонкостью нюансов. Однако ряд жанров вполне гармонично сочетается с тем джентльменским набором фирменных черт, которые достались этой младшей модели. Среди них — исключительно четкий ритм и стремительная подача (пожалуй, первый раз в тесте в компании с философическим Pathos TT темп не казался чуть придержанным). Связанная с этим высокая точность отработки ритмических структур, вплоть до самых мельчайших, позволила в выгодном свете продемонстрировать некоторые записи рояля, а также показать во всей красе мастерство ударника и партии тарелок в популярной музыке и роке.
Результаты измерений:
Хотя Dynaudio Excite X16 не занимают топовых позиций в сводной таблице по всем измеренным параметрам, по совокупности значений эти колонки являются лучшими в подборке.
На рис. 1 представлен график АЧХ, полученный на расстоянии 1 м на оси твитера. Неравномерность характеристики в широком диапазоне воспроизводимых частот не покидает коридора шириной 2 дБ. Нижняя граничная частота равна 53 Гц (–6 дБ), чувствительность 86 дБ (1 Вт, 1 м). Нелинейные искажения имеют крайне низкий уровень во всей полосе рабочих частот. Поведение графика импеданса стабильным не назовешь (рис. 2), но минимум не опускается ниже 4,6 Ом.
Пиковые выбросы значений КНИ не превышают 0,5%. Средняя величина в диапазоне 100 Гц — 10 кГц при звуковом давлении 88 дБ составляет 0,28% (рис. 3).
При более высоком уровне громкости последнее значение увеличивается крайне неохотно, что свидетельствует о серьезном запасе динамики.
Паспортные данные:
Название – Dynaudio Excite X16 | Частотная характеристика, Гц – 40—23 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 18 см, полимерный конус, ВЧ – 2,5 см, шелковый купол; частота раздела 1800 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 87 | Габариты одной колонки, см – 35 x 20,5 x 29 | Масса одной колонки, кг – 9
Оценки:
1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 90%
4.Эргономика – 85%
Итоговый балл: 90%
Плюсы: очень точный ритм и скоростной темп, хороший объем звука, плотный бас, высокая перегрузочная способность
Минусы: звучанию не хватает теплоты, округлости и насыщенности тембров, бас присутствует на достаточном уровне, но жестковат
Вывод:
Акустика с энергичным и волевым характером, акцентирующаяся на ритмических структурах в ущерб тембральному разрешению. Сложносоставную классику она исполняет несколько схематично, с акцентом на сцену, шумовые призвуки и прочие окружающие детали
B&W CM5
Цена – 62 000 руб.
По утверждению инженеров Bowers & Wilkins, в линейке CM компания попробовала вернуться к пуристскому подходу к конструированию АС. В частности, во всех моделях семейства использовались минималистские кроссоверы первого порядка на элементах, отобранных в результате нескольких серий экспертных прослушиваний
Встретить в очередной модели акустики B&W моментально узнаваемый среднечастотный динамик характерного ярко-желтого цвета нисколько не странно. Удивительнее было бы его не увидеть — фирма использует кевлар для излучающих диафрагм с далекого 1974 года и с тех пор ни разу не изменяла своему излюбленному материалу. Плетеный конус среднечастотника снабжен длинным и острым колпачком из твердого пластика и крепится с помощью подвеса в виде довольно широкой резиновой полуволны. Дюймовый твитер — тоже достаточно обычный для B&W алюминиевый купол, нагруженный на длинную трубку Nautilus™, в данном случае скрыто располагающуюся внутри корпуса, а не установленную на верхней панели, как у старших моделей. Минималистские фильтры, состоящие всего из одного элемента с каждой стороны, дают довольно широкую полосу совместной работы НЧ- и ВЧ-динамика.
Довольно крупные прямоугольные корпуса покрыты черным рояльным лаком, сверкающим и отражающим все вокруг. Свою долю сияния добавляют отшлифованные до зеркального блеска стальные накладки вокруг твитеров и прижимные кольца корзин вуферов на винтах. Дизайн яркий и несколько на любителя, хотя и запоминающийся. Грили удобные и легко снимаемые, на магнитах. На коммутационной панели лесенкой расположены две пары акустических клемм для бивайринга с перемычками в виде металлических полос. Также на задней панели, на уровне твитера, есть фирменный порт фазоинвертора Flowport™, покрытый характерными оспинками для снижения турбулентности выходящего потока воздуха.
Оптимальный тональный баланс в нашем помещении получился при постановке АС в компромиссную позицию — в полразворота, на 25 градусов. Звучание этой пары в черном рояльном лаке под стать ее внешности или, точнее говоря, тому статусу, который определен для нее производителем. Универсальная акустика для стерео и домашнего кинотеатра, стоящая в стильном помещении и не портящая его своим видом, должна играть уверенно, не иметь никаких грубых огрехов и раздражающих нюансов звучания и быть грамотным компромиссом по всем параметрам. И, в общем, именно так все и есть. Бас у колонок не самый глубокий, но и не самый ограниченный в тесте, тональный баланс не идеальный, но без вызывающих дефектов, тембры достаточно насыщенные, хотя и с умеренным разрешением. Из положительных черт можно отметить хороший, точный и аккуратный ритм — не хуже, чем у Dynaudio. Зато в отличие от последних в голосе CM5 совсем нет никакого железа, они иногда даже чуть мягковаты по индивидуальной атаке и внятной выраженности вступлений инструментов и оркестровых партий. Собранность баса у органа, рояля и разнообразных больших и малых барабанов очень недурна. Эти полочники жанрово всеядны, и их можно назвать крепким середнячком — абсолютно все отрабатывается без особых проблем, пусть и без впечатляющих порывов.
Результаты измерений:
Поведение модуля импеданса и фазы электрического сигнала у B&W CM5 самое нестабильное в нашей подборке (рис. 2). Максимальное значение достигает 36 Ом. Но минимальное значение этого параметра не опускается ниже 3,6 Ом, фиксируемых на 20 кГц, так что акустика сработается с любым современным транзисторным усилителем. Флуктуации графика частотной характеристики в рабочей области низких частот и во всей полосе средних крайне малы. Здесь неравномерность хода не превышает 1,1 дБ (рис. 1). На ВЧ картина несколько хуже, и разворот на 45 градусов от оси может дать более приятный для уха результат. Чувствительность самая высокая в тесте — 88 дБ (1 м, 1 Вт). Нижняя граничная частота по уровню –6 дБ составляет 56 Гц. Акустика не дает заметных искажений даже при большой подводимой мощности. Значение КНИ при среднем уровне звукового давления (88 dBSPL / 1 м) в интервале частот от 100 Гц до 10 кГц равно 0,27%, что является лучшим показателем (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – B&W CM5 | Частотная характеристика, Гц – 52—22 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 16,5 см, кевларовый конус, ВЧ – 2,5 см, алюминиевый купол; частота раздела 4000 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 (минимум 3,7) | Чувствительность, дБ – 88 | Габариты одной колонки, см – 34 x 20 x 30,1 | Масса одной колонки, кг – 8,9
Оценки:
1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 90%
3.Звучание – 90%
4.Эргономика – 90%
Итоговый балл: 90%
Плюсы: выверенное комфортное звучание, хороший темпоритм, спокойная подача и жанровая универсальность
Минусы: легкая нехватка остроты и микродинамики, чуть ватная середина
Вывод:
B&W CM5 представляют собой весьма продуманный компромисс по всем параметрам, они ни в чем не демонстрируют грубых огрехов и не дают поводов для особой критики. Но все-таки хотелось бы большей индивидуальности и разнообразия звучания во всех жанрах
Davis Acoustics Olympia One
Цена – 58 000 руб.
В октябре прошлого года французская компания Davis Acoustics, известная своими линейками домашней и автомобильной акустики, а также производством отдельных динамиков на продажу, анонсировала серьезное обновление модельных рядов. Новинка рынка Olympia One заняла в номенклатуре фирмы место старших полочных АС
В отличие от той же B&W, хранящей верность кевлару, Davis Acoustics экспериментирует с разными материалами диффузоров, в том числе с углеволокном и графитовыми динамиками. Однако наша модель оснащена все же кевларовыми вуферами неизменно желтого цвета. Плетенка выглядит более крупной и одновременно более тонкой по сравнению с используемой у B&W; конус сочетается с очень мягким и проминаемым от легкого касания полукруглым защитным колпачком, диффузор крепится к корзине на мягком полуволновом резиновом подвесе. Фланец просвечивающего насквозь тканевого твитера и корзина среднечастотника алюминиевые. Информация производителя о примененных кроссоверах скудна и содержит только точку раздела полос — 4000 Гц. Судя по нашим измерениям, фильтры на обоих динамиках — второго порядка, и точка сшивки лежит чуть пониже, в районе 3200 Гц. Корпуса с плавными изгибами боковых стенок покрыты великолепным лаком под красное дерево. По красоте отделки эта пара сопоставима в нашем тесте только с колонками Vienna Acoustics, хотя те были в матовом лаке, а эти в темно-глянцевом. Порт фазоинвертора из твердого пластика выведен назад и расположен на уровне твитера. Через него виден открытый торец ВЧ-динамика, лишенного изолированной камеры. Роскошная клеммная пластина из красиво отшлифованного алюминия содержит две пары очень приличных акустических терминалов.
Olympia One как-то сразу понравилась подачей и характером — хорошая пластика, верный настрой записей, уверенно прорисованные тоны инструментов, хотя и чуть приглушенные шумы звукоизвлечения (впрочем, это более правильная ситуация, нежели обратная). Определенная специфика тонального баланса создает забавные эффекты — так, скрипка приближается к альту (а не альт высветляется до скрипки, как чаще бывает). Еще стоило бы щипковым инструментам добавить открытости струн и сделать поэнергичнее бас. То есть если раскладывать звук на составляющие, то можно придираться. Но самое важное в данном случае то, что заниматься этим незачем. Пусть Davis Acoustics Olympia One обладают не самым выдающимся тембровым разрешением, они зато не упускают главное — логику и эмоции музыкального месседжа (что свидетельствует о достойной микродинамике). Никакого «среднестатистического подхода» — каждой записи присущи свой саунд, характер и исполнительские манеры музыкантов. В данном ценовом диапазоне, когда любая конструкция объяснимо компромиссна, гораздо существеннее именно отмеченные выше достоинства, а не формальные недостатки. Притом акустика очень достойно справляется с БСО и воссоздает внутреннюю логику и связность симфонического повествования практически на уровне Vienna Acoustics. Если добавить сюда лучшее в тесте, безо всяких оговорок, исполнение композиций брутальных жанров, то в результате остаются исключительно положительные впечатления.
Результаты измерений:
График амплитудно-частотной характеристики Davis Acoustics Olympia One выявляет довольно значительные флуктуации во всем диапазоне частот (рис. 1).
Неравномерность хода на СЧ доходит до 1,7 дБ. Это не худший, но и далеко не лучший показатель в нашем тесте. Чувствительность на 1 м при подводимой мощности 1 Вт равна 86 дБ. Расчетное значение нижней граничной частоты по уровню –6 дБ высоковато — 80 Гц, но дальнейший спад характеристики плавный, и планка в –10 дБ достигается на частоте 48 Гц. Поведение импеданса стабильное (рис. 2).
Одиночный пик равен 22 Ом, минимум составил 3,7 Ом. Нелинейные искажения имеют несколько завышенный показатель в области СЧ, но не превышают порога различимости. В низкочастотном диапазоне увеличение КНИ проявляется в меньшей степени, чем у других участников. Среднее значение последнего показателя в широкой полосе частот для звукового давления 88 дБ составляет 0,62% (рис. 3).
Паспортные данные:
Название – Davis Acoustics Olympia One | Частотная характеристика, Гц – 47—21 000 (уровень не указан) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 13 см, плетеный кевларовый конус, ВЧ – 2,6 см, тканевый купол; частота раздела 4000 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 90 | Габариты одной колонки, см – 35 x 21 x 26 | Масса одной колонки, кг – 8,5
Оценки:
1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 90%
3.Звучание – 90%
4.Эргономика – 90%
Итоговый балл: 90%
Плюсы: связное и эмоциональное воспроизведение музыки разнообразных музыкальных жанров, передача индивидуальности исполнителей
Минусы: в хоре и динамических пиках БСО многовато искажений, тембры не всегда точны
Вывод:
Очень музыкальная акустика, делающая упор не на технических деталях, а на смысле исполняемого, цельности и логичности воспроизведения. Легкие огрехи в тембрах и тональном балансе совершенно не отвлекают и не мешают удовольствию от прослушивания
Итоговые выводы
Конечно же, заявленная во введении к тесту интрига между новым и хорошо забытым старым касалась прослушивания акустических систем Harbeth P3ESR и сравнения их с остальными участниками. Как и было обещано, давний, но сто раз проверенный подход в сто первый раз получил подтверждение своей состоятельности (хотя, строго говоря, колонки с такой историей не очень-то и нуждаются в подобных подтверждениях). Английская мини-парочка действительно отличается практически идеальной АЧХ и очень дружественным импедансом. Закономерной платой за закрытый корпус и попытку воспроизвести разумно низкие частоты столь миниатюрными силами является экстремально низкая по нынешним понятиям чувствительность. В тесте нашлись и другие лидеры по ровной АЧХ, в частности модели Dynaudio (что было вполне ожидаемо — эта фирма всегда очень тщательно сводит свою акустику) и Morel. Если вспомнить о других характеристиках, особенно об уровне КНИ на разумных для полочников подводимых мощностях сигнала, то и тут нашлись свои победители. Однако если посмотреть на финальную сводную таблицу, то два из трех победителей теста, с нашей точки зрения выделившихся оптимальной передачей тембров, музыкальностью и живым звучанием, обладают далекой от идеала АЧХ. Результаты инструментального анализа не могут быть единственным мерилом состоятельности АС, хотя мы исправно начисляли высший балл за конструктив особо отличившимся на этом поле. Сравнивая только по графикам, например, Vienna Acoustics Haydn Grand и Dynaudio Excite X16, следовало бы вывести в лидеры вторую пару. Но у нас ситуация оказалась прямо противоположной. С другой стороны, заметная неравномерность частотной характеристики, в просторечии именуемая иногда кривизной, сама по себе далеко не гарантия живого звучания. Как и линейная АЧХ совсем не означает мертвый и неинтересный звук — тут достаточно снова вспомнить Harbeth P3ESR с их прекрасным тонким характером. На наш взгляд, несмотря на полученные результаты, нет никакого противоречия между инструментальным и слуховым подходами. Просто все, как обычно, зависит от конкретной реализации, материала динамиков и свойственного им почерка (кто бы что ни говорил, но разный материал динамиков дает разное звучание и тонкие акценты). Также и пресловутая кривизна должна быть не произвольной, а правильной, удачно сочетающейся с формантами звучания натуральных инструментов и голосов, являющихся единственным мерилом тембральной адекватности акустики. Ничто из вышеперечисленного не является панацеей само по себе, и решающее слово остается за школой и талантом аудиоконструкторов. Впрочем, все это довольно длинный разговор, а наши результаты вкратце можно обобщить следующим образом.
Австрийская пара Vienna Acoustics Haydn Grand завершает тест с титулом Best Buy, и пусть читателя не пугают некоторые измеренные ее характеристики. По музыкальности, точной передаче богатства тембров и оттенков, великолепному темпоритму эта пара — безусловный лидер в подборке. Harbeth P3ESR и Davis Acoustics Olympia One обе получают звание Hi-Fi Recommended. Первые — за великолепный тонкий и интеллигентный звук (хотя все время стоит помнить о нежелательности их прослушивания на большой громкости), а вторые — за очень комфортную и сочную подачу любого музыкального материала, чуть мягкую, но неизменно эмоциональную.
Morel Octave Signature Bookshelf в свой прошлый визит в редакцию оставили прекрасное впечатление, получив заслуженную рекомендацию. Но там был важный нюанс — АС играли вместе с родными сабвуферами. Нынешний же тест выявил проблемы на НЧ и завышенный уровень искажений в той же области, что и портит общее впечатление в насыщенной плотной музыке. Очевидно, просто не надо заставлять эти отличные полочники делать не совсем свою работу.
Dynaudio Excite X16, при всей графической четкости и сформированности звука, продемонстрировали несколько линейную и негибкую подачу и определенный дефицит микродинамики, осложняющий прослушивание достаточно сложной музыки. А манера B&W CM5 вызвала уверенные ассоциации с добротным звуком, в должной степени насыщенным и не резким, без единой раздражающей черты или серьезных огрехов. Однако во всех музыкальных жанрах хотелось бы побольше тонких различий и передачи индивидуальности саунда — а то все звучало неплохо, но как-то усредненно.
Мария Савина