Аккуратность в звуке
Тестируем интегральный усилитель Ortofon LMA-60
Аккуратность в звуке
Тестируем интегральный усилитель Ortofon LMA-60
Цена - 64 900 руб.
Несколько несвойственная известному бренду продукция сделана под ключ в Японии. Современный, но на вид совершенно простенький усилитель, не имеющий даже пульта ДУ, скромная мощность… Что это, эстетический минимализм, маркетинговый ход или завлекающая интрига? Интегральник Ortofon LMA-60 — весь в этом
Название известной датской компании происходит от двух греческих слов: orthos, что означает «прямой», «правильный», и phon — «звук», «голос». Фирма, известная своими замечательными проигрывателями грампластинок и картриджами для них, тонармами, фонокорректорами, кабелями выпустила два интегральных усилителя, принадлежащих к классу начального High End. С младшей моделью LMA-60 мы и хотим вас познакомить.
Позволим себе небольшой экскурс в историю бренда. В 1918 году инженеры А. Петерсен и А. Поульсен основали фирму Electrical Phonofilm Company. Вскоре их имена стали широко известны, так как они представили миру первую систему (System Petersen og Poulsen), позволяющую озвучивать саундтреки в кинематографе. Позднее предприятие было переименовано в Phonofilm Industries A/S, а в 1951 году под его патронажем возникла компания Ortofon AG. Сегодня Ortofon, помимо штаб-квартиры и фабрики в датском Накскове, имеет также токийское подразделение. Именно в Японии и был изготовлен усилитель Ortofon LMA-60. Аппарат, несмотря на совершенно аскетический дизайн, выглядит нарядно и приветливо, излучая положительную энергию. Отлично обработанная алюминиевая передняя панель, разделенная рельефом на три части, приютила два круглых регулятора, которые отвечают за уровень громкости и за переключение входов; кроме того, на ней обосновалась сетевая кнопка. Два крошечных светодиода не в счет. Сам корпус по своей конструкции предельно жесткий, надежный и добротный. Он отштампован из плотного металлического листа, а его боковые части закруглены под днище. Такое решение наделяет прибор превосходными антирезонансными свойствами. Задняя стенка тоже не блещет разнообразием портов и разъемов. Там есть лишь самое необходимое — четыре входные стереопары RCA, в том числе одна для проигрывателя винила (усилитель оснащен встроенным фонокорректором для картриджей типа ММ) и одна выходная, для записи на внешние устройства, плюс, естественно, две пары добротных винтовых клемм для акустических кабелей.
Особой мощностью Ortofon LMA-60 похвастаться не может — при нагрузке в 8 Ом он выдает на канал всего по 30 Вт (и 2 х 52 Вт на 4 Ом). Впрочем, для таких случаев существует чувствительная акустика. Зато паспортный диапазон частот впечатляет — от 5 до 100 000 Гц, жаль только, что люди не смогут этого услышать. Кстати, такой результат достигнут благодаря оригинальной схемотехнике выходного каскада, выполненного на основе дифференциального усилителя с прямой связью и двойным каскадом на КМОП-элементах. Отдельно нужно сказать об установленном в аппарате силовом трансформаторе. Это фирменный узел типа R-Core, который обладает удивительно низким уровнем шума и поэтому часто используется в сложных медицинских приборах. Он создает в десять раз меньшее внешнее магнитное излучение, чем распространенные конструкции, а шум у него вдвое меньше. Вдобавок R-Core практически не греется, несмотря на приличную выходную мощность. Четыре больших конденсатора, каждый емкостью 10 000 мкФ, обеспечивают очень чистое питание и позволяют развивать солидную мощность без искажений.
Несколько удивительно то, что усилитель не имеет пульта ДУ. Видимо, производитель последовал старой традиции, когда технику High End или референсные модели зачастую намеренно лишали этого удобства, что считалось хорошим тоном. К моменту тестирования у нас в лаборатории оказалась пара солидных напольников известного французского бренда, обладавших сопротивлением 4 Ом и отменной чувствительностью в 93 дБ, поэтому проблем с раскачкой акустики у Ortofon LMA-60 не возникло. Начнем, пожалуй, с единственного объективного минуса, относящегося к звучанию. На наш взгляд, у аппарата не слишком хороши макродинамические свойства. Отчасти это зависит от мощностных характеристик, и на небольшой громкости звук покрывается вуалью. Зато для тех, кто любит погорячее, — истинное наслаждение. Предупредим будущего владельца усилителя: перед первым прослушиванием его непременно нужно прогреть в течение хотя бы двух часов, а перед каждой последующей эксплуатацией — по 15—20 минут. Это позволит еще полнее раскрыть потенциал модели. Что касается отношения к музыкальным стилям, то усилитель словно бы подстраивается под каждый из них. Если это классический репертуар или джаз, то звук полон комфорта и обаяния. Там, где бал правят ритмы, Ortofon LMA-60 преображается и выдает упругий, энергичный и задорный саунд, а если нагрузить его «тяжелым» материалом, почерк становится в меру жестким, шершавым и драйвовым. Очень грамотно были отыграны записи довольно сложного, на наш взгляд, металлического жанра. В композициях группы Megadeth с альбома 1989 года, на которых часто спотыкаются другие устройства, этот плод датско-японского союза проявил себя наилучшим образом — звук целостный, в верхнем регистре никакого звона и каши. Дабы окончательно убедиться в том, что с брутальной музыкой у усилителя полное взаимопонимание, мы предложили ему две вещи коллектива с печальным названием Coroner (альбом «Mental Vortex», 1988). Одна, почти трэшевая, тоже была исполнена на славу, ничем не испортив впечатления, а вторая, являющаяся кавером знаменитой «I want you (She’s so heavy)», усладила слух фактурным рисунком. Просто потрясающе прозвучали поздние записи «Битлз», арт-рок и ритм-н-блюз. Сверхнатуральная «Done Got Old» с альбома «Sweet Tea» (2001) короля черного электрического блюза Бадди Гая пробрала нас до мурашек. Поп-музыка играла на одном дыхании. Самая красивая композиция «Another town, another train» c «предаббовской» пластинки «Ring Ring» (1973) пронзила до глубин души своей чистотой, теплом и энергетикой. Великолепно преподносилось сольное фортепиано — без призвуков, естественно, мягко. Аппарат немного напряженно повел себя в увертюре Дунаевского к «Детям капитана Гранта» — некоторые инструменты были слышны не совсем отчетливо, но мы списали это на неполный прогрев. Что ж, в итоге Ortofon LMA-60 заслуженно получает довольно высокую оценку. .
Результаты измерений
Измеренные характеристики Ortofon LMA-60 своими абсолютными значениями не бьют рекорды, но весьма достойны и хорошо коррелируют с данными производителя. Неравномерность частотной характеристики (рис. 1) в диапазоне звуковых частот практически отсутствует (0,13 дБ). Плавный спад в надтональной области гарантирует полосу пропускания сигнала по уровню –3 дБ не уже 100 кГц. Обладая невысокой выходной мощностью (30 Вт на канал при 8 Ом), усилитель предполагает использование высокочувствительной акустики, но при этом не ограничивает импеданс нагрузки. Продукты нелинейных искажений измеряются сотыми долями процента во всей полосе рабочих частот и мощностей (рис. 2). Значение коэффициента демпфирования достаточное — 110 единиц. Отношение сигнал/шум благодаря крайне малым собственным шумам усилителя составляет 116 дБА. Разделение сигналов между каналами (рис. 3) можно охарактеризовать как умеренное (на частоте 10 кГц оно равно 55 дБ).
Паспортные данные:
Тип – интегральный усилитель | Название – Ortofon LMA-60 | Мощность (4 Ом / 8 Ом), Вт– 2 х 52 / 2 х 30 | Частотная характеристика, Гц – 5—100 000 | Гармонические искажения, % – менее 0,01 | Отношение сигнал/шум, дБ – нет данных | Аудиовходы – стереопары (4) | Энергопотребление, Вт – 56 | Габариты, см – 42 x 9 x 4131 | Масса, кг – 8,7
Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 85%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: приветливый дизайн, отменная отделка, малошумящий трансформатор, прозрачный и чистый саунд
Минусы: не слишком высокая мощность, нет пульта ДУ
Вывод:
Модель по достоинству оценят те, кто в технике High End придают особое значение строгости и изяществу, а не габаритам и весу, но в то же время сознают, что за самое лучшее нужно платить несколько больше, чем за массовую продукцию
Лев Сергеев