Академия винила Pro-Ject, урок первый
Свою первую открытую лекцию в рамках проекта «Академия винила Pro-Ject» российские представители компании организовали в необычном для таких мероприятий месте. Вместо привычных аудиосалонов они выбрали для проведения шоу один из магазинов сети «Республика*», где помимо некоторого количества развлекательной электроники продаются книги, канцелярские принадлежности, а также товары для дома, досуга и хобби. Вечером 16 ноября желающие могли прервать шопинг, прямо в торговом зале устроиться на удобных стульях и узнать, почему главный музыкальный носитель всех времен переживает очередной всплеск популярности. А самые терпеливые гости в конце презентации в полной мере оценили особую магию музыки, воспроизводимой с виниловой пластинки.
История проигрывателей грампластинок началась в 1857 году, когда парижский издатель, библиотекарь и книготорговец Эдуард-Леон Скотт де Мартенвиль изобрел самое первое звукозаписывающее устройство — фоноавтограф. Аппарат состоял из акустического конуса и вибрирующей мембраны, соединенной с иглой. Игла соприкасалась с поверхностью вращаемого вручную стеклянного цилиндра, покрытого закопченной бумагой. Звуковые колебания, проходя через конус, заставляли мембрану вибрировать, передавая импульсы игле, которая прочерчивала на копоти отметки. Устройство позволяло визуализировать звуки, однако не предлагало способа их воспроизведения. Записи месье де Мартенвиля были воспроизведены лишь в 2008 году с помощью компьютера. Более известным изобретением в данной области является появившийся ровно через 20 лет фонограф Томаса Эдиссона.
Первый прибор для записи и воспроизведения звука фиксировал звуковые колебания на носителе в форме дорожки, глубина которой была пропорциональна громкости. Звуковая дорожка здесь наносилась на сменный вращающийся барабан по цилиндрической спирали. При воспроизведении фонограммы стальная игла, двигающаяся по канавке, передавала колебания на упругую мембрану, которая и излучала звуковые волны. Чудо тогдашней техники произвело фурор, но слава новинки оказалась недолгой. Валики для фонографа получались слишком хрупкими и не поддавались промышленному тиражированию. А лавры создателя уже полноценного прототипа винилового проигрывателя досталась Эмилю Берлинеру, решившему для записи и воспроизведения звука вместо цилиндров использовать размещаемые горизонтально плоские диски и запатентовавшему 26 сентября 1887 года граммофон. Первая в мире грампластинка была цинковой, носители также пробовали делать из олова, эбонита, а в итоге остановились на шеллаке. Символом звукозаписи тех времен является известная картинка, на которой фокстерьер Ниппер внимательно слушает звучащий из рупора голос хозяина. На ранней версии изображения это рупор фонографа, а позднее композицию переделали, поместив «в кадр» уже граммофон. Впоследствии миниатюра стала логотипом знаменитой звукозаписывающей компании Deutsche Grammophon.
Теперь немного об основных этапах развития носителя музыкальной информации. До сороковых годов прошлого века пластинки делали из довольно прочного и легкого шеллака, выбранного еще Эмилем Берлинером. Использовать для изготовления дисков винил предложила фирма Columbia, а в 1948 году она выпустила первую в мире долгоиграющую пластинку, где на одной стороне умещалось больше одной композиции, чего ранее добиться не удавалось. Соответственно, в конце сороковых мощный импульс для развития получила и индустрия потребительской электроники. Долгоиграющие пластинки печатались большими тиражами, расходились по покупателям, становились предметами коллекционирования. Относительно недолго они оставались монофоническими, а в 1954 году стараниями фирмы RCA Victor обрели двухканальные дорожки. В 70-х и начале 80-х годов практически все альбомы выходили на виниле. Самой продаваемой пластинкой всех времен и народов считается «Thriller» Майкла Джексона с тиражом 110 миллионов копий по настоящее время. Далее идут «Dark Side of the Moon» группы Pink Floyd (более 50 млн.) и «Back in Black» AC/DC (более 49 млн.).
Что же изменилось в конце 80-х и случилось в «нулевые»? Если совсем коротко, то, во-первых, появился цифровой компакт-диск. Во-вторых, на рынок стали достаточно широко выходить портативные гаджеты различных типов. Наконец, в 1996 году стартовала эпоха МР3. «Музыка, которая всегда с тобой» существенно подкосила и выпускавшие пластинки звукозаписывающие компании, и фирмы-изготовители виниловых вертушек. Печальная участь постигла крупнейший отечественный лейбл «Мелодия», чьи записи классической музыки высоко котировались в среде знатоков. Однако, сейчас ситуация поменялась кардинальным образом, хотя к «цифровым аудиоконсервам» в плеерах, смартфонах и компьютерах пользователей добавились бесконечные запасы треков у стриминговых сервисов. Если в 2010 году в США было продано 2,8 млн. грампластинок, то в 2015 году это уже 11,9 млн. Речь идет о новых дисках, хотя, по оценкам экспертов, вторичный рынок превышает приведенные цифры в два, а может быть и в три раза. Разумеется, Штаты являются лидером индустрии и очень емким рынком, но кроме данной страны существует еще и весь остальной мир. Считается, что виниловый ренессанс спровоцирован целым рядом факторов. Один из них — ностальгия по ретро. Многие люди начинали свой путь аудиофила или меломана именно с этого носителя, у кого-то до сих пор остались хорошие фонотеки. Но такая группа покупателей не в состоянии обеспечить на рынке столь существенный подъем. Другое дело, что винил стал модным, причем как раз у представителей «цифрового» поколения, появившихся на свет под звуки компакт-дисков и выросших в окружении файлов МР3. Проигрыватели, пластинки, сопутствующие воспроизведению альбомов манипуляции — для неофитов это аналоговое чудо, магия.
Это истории, лежащие на поверхности, внутри же звукозаписывающей индустрии тоже происходит немало интересного. Огромными плюсами цифровых фонограмм являются скорость распространения и глобальная доступность. Готовый файл можно выбросить на рынок практически в течение дня. Но если мы говорим о мире крупнейших рекорд-лейблов, указанное преимущество в скорости для их работы не является решающим. Оформление документов, подписание контрактов, организация рекламных акций в больших проектах занимают от полугода до нескольких лет. Звучащие сейчас на радио «новинки» могли ждать своей очереди в ротацию год-полтора. В этом сложном многоступенчатом процессе запуска хитов вообще не представляет проблемы отпечатать и разослать по планете тираж винила для синхронного старта продаж. И, наконец, отметим технологический фактор. В мире существует огромное количество великолепных проигрывателей грампластинок разных лет выпуска, занимающих у любителей музыки почетное место в стойках с аппаратурой. Но сегодня, задействовав ранее недоступные ноу-хау из, например, военной промышленности или медицинского приборостроения, можно изготовить отличную вертушку без удручающего ценника. Модели категории Hi-Fi сделались бюджетными, а значит и общедоступными. На графике продаж грампластинок мы наблюдаем спокойный плавный рост, но сами аппараты последние пару лет демонстрируют просто взрыв популярности — речь идет об увеличении спроса на тысячи процентов. Если считать в штуках, то в 2015 году было реализовано около 1,4 млн. новых проигрывателей грампластинок, на текущий год прогноз составляет порядка 1,8 млн. устройств.
Во второй части материала мы попытаемся раскрыть секрет магии винилового саунда, поговорим о конструкции вертушек и реализованных в них технологиях, а также познакомимся с австрийской компанией Pro-Ject и ее продукцией.
Федор Обловацкий