Абсолютное усиление
Предварительный усилитель Burmester 808 Mk5
Цена – 4 700 000 руб. (Burmester 808 Mk5 – 1 900 000 руб., Burmester 909 Mk5 – 2 800 000 руб.)
Только в прошлом номере журнала мы протестировали очень изысканную тройку от Burmester, собранную из компонентов Classic Line — самой «доступной» стереофонической линейки немецкой фирмы. А теперь — сразу скачок на самый верх: ошеломительная по уровню звучания и цене пара усилителей, сделанных на пределе возможностей (причем в Burmester говорят, что не только их собственных, но и принципиально достижимых).
По стоимости связка этих сногсшибательных усилителей перегнала даже достопамятный источник dCS Scarlatti, пару лет назад довольно долго гостивший в нашей тестовой лаборатории и оставивший о себе неизгладимое впечатление. Но, как и тот четырехблочный проигрыватель, сделана она настолько бескомпромиссно, что вопрос, может ли какая-то аудиотехника в принципе столько стоить, решается положительно. Да, может, потому что это просто роскошь в каждой детали и каждой ноте, а роскошь — явление недемократичное, но чертовски привлекательное. На зеркальный предварительный усилитель Burmester 808 Mk5, который гордо высится на своем пьедестале из полуторасантиметровой алюминиевой плиты, со вторым крупным блоком — выносным питанием, с серебряными сетевым и межблочным кабелями в комплекте и с цельнометаллическим пультом размером с небольшой кирпич, можно смотреть часами, даже не включая его. Компонент выглядит настолько здорово, что его совершенно невозможно обвинить в чрезмерности или вызывающей внешности. Да, он сплошь хромированный и всеми своими панелями отражает лампы освещения, объектив фотокамеры и соседние предметы. Да, у него уникально навороченная конструкция из независимых блоков (это фирменная концепция: любой блок можно демонтировать и отправить на апгрейд, если есть обновления модели, а самих блоков можно набрать столько, сколько требуется по конфигурации системы, включая дополнительный фонокорректор или, например, два Tape). Все блоки имеют стенки из шлифованного алюминия толщиной тоже чуть ли не в сантиметр. Наконец, он весь усыпан тумблерами независимого включения каждого входа, независимыми регуляторами чувствительности каждого входа и уровня каждого выхода (!) и, более того, двумя независимыми ручками громкости отдельно для двух балансных выходов (я такого вообще никогда в жизни не видела, ни у одного аппарата). Кстати говоря, наш начальник измерительной лаборатории, проводивший инструментальные тесты с усилителями, заявляет, что даже крайние положения этих регуляторов вообще никак не сказываются на измеренных значениях шумов и КНИ связки — и предварительный усилитель, и мощник кажется нереальным перегрузить по входу. Рукоятки роскошные, как и все мелкие и крупные детали на корпусе, а выходы активируются независимо либо одновременно. Для регулировки чувствительности входов есть небольшой дополнительный экран на верхней панели устройства, показывающий значения отдельно по каналам в вольтах. Основной же дисплей находится спереди, на шасси предварительного усилителя, и вся нужная информация выводится на него нейтральными крупными символами. За время работы в журнале мы повидали много разнообразной аппаратуры высокого уровня, в том числе имеющей роскошный внешний вид, корпуса из цельных алюминиевых болванок и совершенно необычно обработанные поверхности. Так что дизайнов и решений смогли оценить немало. Но техника Burmester представляет собой нечто абсолютно вне критики — по ощущениям, по удобству обращения и удовольствию от процесса взаимодействия с этими компонентами высочайшего уровня. Пожалуй, нечто подобное мы действительно испытали лишь несколько раз — в случае с упомянутым dCS Scarlatti, фантастической акустикой Westlake Audio Tower SM-1 и вот теперь с немецким чудом.
Чтобы закончить с описанием Burmester 808 Mk5, добавлю, что каждый входной модуль представляет собой полноценный предварительный усилитель, оптимизированный под конкретный тип сигнала (специфического источника, включая аналоговые — магнитофон, виниловую вертушку и проигрыватель CD). В силу крайне обширной функциональности аппарата на нем очень много (необычно много, поначалу даже кажется, что чересчур) переключателей и регуляторов. Но входы, выходы, экраны, селекторы, тумблеры — все это подписано, чтобы не ломать себе голову, что и в каком положении должно стоять, так что даже руководство по эксплуатации можно не изучать. Подписи выгравированы на той же безупречной зеркальной поверхности. Панелька с небалансными входами-выходами имеет два выступающих хромированных штыря, чтобы при демонтаже можно было приподнять ее за них и аккуратно удалить. Ножки укреплены в отверстиях алюминиевой плиты. Для дополнительной виброразвязки в комплекте есть карбоновые шайбы, которые надо вложить в отверстия в плите, а потому уже на них ставить аппарат.
Техника Burmester представляет собой нечто абсолютно вне критики — по ощущениям, по удобству обращения и удовольствию от процесса взаимодействия с этими компонентами высочайшего уровня.
Фундаментальный усилитель мощности Burmester 909 Mk5 — это огромный ребристый куб со стороной почти 50 см. Он весит около 80 кг и к нам в лабораторию приехал в саркофаге на колесах, удобном, прочном и снабженном ручками для переноски (перекатывания). В его облике мало блестящего хрома (есть только эффектные детали, например узкая вставка спереди по центру), зато много фрезерованного алюминия плюс уникально сделанные ребра охлаждения в виде хищных клювов или крючков в разрезе, покрывающих весь корпус. Ощетинившийся этими радиаторами, Burmester 909 Mk5 смотрится очень брутально и одновременно умопомрачительно хорошо — чистая грозная гоночная мощь, безо всяких компромиссов. По заявлению производителя, в выходных каскадах работают по двадцать мощных транзисторов на канал. В комплекте идут два качественных фирменных переходника XLR/RCA, так как аппарат оснащен только балансным входом. Еще имеются вход и выход триггера 12 В для дистанционного управления (необходимый шнур прилагается — ни о чем не забыли). Усилитель очень прост в обращении, после включения в сеть он активируется через полминуты после завершения встроенных тестов на работоспособность. За центральной зеркальной полосой прячется дисплей, сигнализирующий о наличии разных проблем (перегрев, перегрузка по току, слишком высокое значение постоянного напряжения на входе и пр.). Однако у нас за все время тестирования не случилось ничего подобного. По стандартной расшифровке модельных номеров Burmester первые две цифры означают год, а третья — месяц выпуска первой версии устройства. Так что индекс 808, например, говорит, что данный предварительный усилитель был создан в августе 1980-го. Нынешняя его модификация — с тех пор уже четвертая, с внутренней разводкой серебряным фирменным кабелем и новыми контрольными контурами, следящими за работой блока питания. Для внимательных читателей, которые заметили «недостачу» в количестве модификаций, скажу, что сразу после третьей последовала пятая, а четвертая была пропущена. Как объясняет руководство по эксплуатации, это было сделано ради важного для фирмы азиатского рынка, поскольку на Востоке число 4 считается несчастливым. Интересно еще, что список обычных технических параметров (рабочая полоса частот, величина КНИ, отношение сигнал/шум) для обоих аппаратов не указывается. Впрочем, производитель заявляет, что эти значения «приближаются к теоретически возможному пределу».
Силовые кабели с сетевыми вилками и специальный кабель с многоштырьковым разъемом, соединяющий внешний блок питания и собственно модуль предварительного усилителя, достойны отдельного упоминания. Они представляют собой фирменную разработку — многожильную конструкцию с проводящими жилами из серебряного литцендрата с трехслойным экраном, состоящим из фольги с алюминиевым слоем, сетки из луженой меди с площадью покрытия более 90% и дополнительного экрана из фольги, который уменьшает электромагнитные шумовые наводки. Емкость проводников, по сведениям технического руководства, равна 55 пФ/м, проводящего экрана — 100 пФ/м. Сверху все покрыто прозрачной изоляцией. Кабели отлично сделанные, очень толстые и довольно негибкие. На многопиновом соединителе с обеих сторон есть разъемы с крупными накидными гайками, которые подкручиваются и надежно поджимают кабель в гнезде.
Огромный пульт, входящий в комплект, сначала вызвал вопросы. Конечно, дело вкуса, но какое-то время к нему потребовалось привыкать. В ходе знакомства с компонентами громкость на первых порах регулировалась ручкой на самом предварительном усилителе, тем более что лишний раз подойти к нему и коснуться этой рукоятки — одно удовольствие. Так и хочется сказать, что это просто фетиш для поклонников всего прекрасного, а не аудиоустройство. Между прочим, в шутку или всерьез, но производитель на своем сайте утверждает, что при разработке аппаратов они даже «клики», с которыми перещелкиваются управляющие рукоятки и тумблеры, одобряют на слух, чтобы любая мелочь была прекрасна и услаждала владельца.
Блистательная внешне пара и звучание демонстрирует не менее блистательное, что следует понимать не как показной лоск или эффектность, а как высочайший класс воспроизведения музыки. Оно безупречно цельное, мягкое, воздушное, беспредельно детальное, одновременно мощнейшее и очень деликатное — словно бальзам на уши человеку, который привык общаться с ординарной техникой и выявлять различные проблемы тракта по тестовым записям. Кстати, о последних: как и всегда случается с изделиями бескомпромиссного уровня, здесь не проверенные тестовые диски определяют класс усилителей, а усилители наглядно показывают, как на самом деле обстоит дело с записями. Пара от Burmester не упускает ни единого штришка, как студийная аппаратура, но в то же время ни на секунду не позволяет себе ни грамма резкости или утомительности — только цельность, завершенность звука, божественная прозрачность и легкость. В общем-то, именно подобного заочно и ожидаешь от качественной электроники, но тут это просто возведено в абсолют.
Как всякая техника из другого мира, эта тоже подтягивает до собственного уровня достаточно обычную лабораторную тестовую систему. Слушая до боли знакомые колонки PMC OB1i и CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (хорошие для своей категории и удобные для тестов, но отнюдь не принадлежащие к топ-сегменту), я ловила себя на мысли, что наши аппараты так играть в принципе не могут и не должны. Этот удивительный эффект я знаю еще по не раз упоминавшемуся четырехблочному проигрывателю dCS Scarlatti — тот тоже будто создавал вокруг себя новую реальность из подручных материалов. Немецкий дуэт играет так, что невозможно представить себе лучший вариант и вообще невозможно пожелать лучшего для домашнего аудио.
Звучание комплекта безупречно цельное, мягкое, воздушное, беспредельно детальное, одновременно мощнейшее и очень деликатное — словно бальзам на уши человеку, который привык общаться с ординарной техникой и выявлять различные проблемы тракта по тестовым записям.
Усилитель мощности звучит настолько прозрачно, легко и деликатно, насколько это противоречит его огромному корпусу и брутальному виду. Придраться тут не к чему, и обсуждать недостатки тоже незачем — надо просто запускать все свои диски подряд и находить в них новые нюансы и откровения. Как и заявлялось производителем, все это очень и очень близко к «теоретическому пределу», о котором любят дискутировать, например, аудиофилы на профильных ресурсах, обсуждая идеальные системы звуковоспроизведения. Тембры инструментов просто восхитительны; это единственно возможные тембры — какой инструмент ни возьми, он должен звучать именно так и не иначе. Эти безумно дорогие игрушки просто уникальны, без преувеличений. Причем не только инструментальная музыка идеальна, что крайне редко, но бывает; даже вокал исчерпывающе достоверен, с живой артикуляцией, оттенками, подачей — как настоящий. А голосом обмануть ухо крайне трудно, голос почти не подлежит верификации на аудиосистемах. Всегда остается некоторая условность, грань, но тут ее нет. Натуральный голос не может быть не цельным, это исключено, и здесь точно так же. Любой, самый неприятный тембр все равно воспринимается во всей полноте. Удовольствие от прослушивания изначально получается интеллектуальным — мозг работает во всю свою мощь, тщась «раскрыть секрет» и найти огрехи и пятна на Солнце. И чем дольше это не удается, тем сильнее удовольствие, тем меньше беспокойство, что «вот сейчас-то все хорошо, а вдруг на чем-нибудь они дадут сбой, и сразу станет понятно, что это все-таки аппаратура». Но ничего подобного не происходит, усилители играют и играют, разговаривают мужскими и женскими голосами, смеются и грустят, звенят флейтами и клавесинами, вибрируют гобоями и виолончелями — предельно деликатно, цельно и волшебно. Это просто фантастика. Музыка по прямой дорожке бежит прямо в сердце, нигде не застревая и не отражаясь. И попадает строго по назначению. Дело даже не в том, что брови сами собой поднимаются, когда слышишь, каковы в действительности разделение и структура ВЧ в какой-то записи. И не в том, как передаются низкочастотная составляющая и объем зала, его присутствие, его дыхание. А в том, что все звучит именно так, как только и может звучать, и вызывает исключительно полное внутреннее одобрение. Вообще ничего нет между слушателем и музыкой; это не вовлекает, это просто переносит. У симфонического оркестра такая масса и такая волна, разбивающаяся на тысячи завитков, моментов, проходящих и пойманных секунд, что захватывает дух. Даже у БСО нет условностей и музыкальной псевдожизни, вызванной электричеством, а есть настоящая жизнь и эмоции. Это ли не вернейший восторг меломана? Система играет на одном дыхании, и даже боишься вздохнуть, чтобы не спугнуть волшебство. Таким беззащитным перед музыкой человек бывает только на живом концерте. Если High End, со своими космическими ценниками и легендами, вообще имеет право на существование, то только благодаря подобным компонентам и их звучанию. В качестве совсем крохотного комментария на фоне всего этого моря восторгов скажу, что после долгих вдумчивых прослушиваний некоторая «аудиофильность» подачи все же обнаружилась. Выразилась она, например, в том, что пара Burmester не совсем до конца обнажает иной сомнительный ремастеринг записей. В моей тестовой коллекции есть подобного рода образцы, когда старую, превосходную по передаче внутренних взаимосвязей, но не отвечающую современным «шумовым стандартам» фонограмму подчистили, отлакировали и накачали искусственным воздухом, нивелировав тонкие нити оригинала. На подлинно студийной аппаратуре (скажем, на крупнолитражных мониторах дальнего поля, предназначенных для мастеринга, и в окружении компонентов со студийным разрешением) эти моменты были бы слышны. Усилители Burmester не срывают безжалостно все покровы и оставляют записям шанс звучать фундаментально и увлекательно, но не рассказывая всей жестокой правды об ином уровне режиссуры. Однако изложенная придирка настолько нетипична (да и верна она к тому же только для вашего автора), что большинство уважаемых читателей спокойно могут о ней забыть. И все же техника эта домашняя, созданная не для работы, а для получения бесконечного удовольствия от своих любимых произведений. Тысяча и одно музыкальное событие, происходящее каждую секунду, не заставит вас скучать и сожалеть о недополученной суровой истине. К слову, необычно плотный информационный поток требует определенной культуры прослушивания и готовности к эмоциональным нагрузкам, так что аппаратура более чем непростая. Но безграничность ее возможностей завораживает.
В заключение скажу, что остальные компоненты к этим бриллиантам надо подбирать очень вдумчиво. Масштаб явления понятен даже в ординарных связках, но «завистью богов», как мы когда-то писали о Westlake Audio Tower SM-1, они станут только в обществе равных. Кстати, упомянутые акустические системы вполне могут рассматриваться как достойные компаньоны для «абсолютных» усилителей Burmester. Фирма, разумеется, порекомендует свою акустику и скажет, что именно это сочетание будет максимально настроенным и взаимно раскрывающим потенциал своих элементов. С подобным утверждением я, конечно, спорить не стану, тем более что Burmester — признанный специалист в построении монобрендовых систем. Но все же посоветую счастливцам, у которых дома имеется пара больших Westlake Audio «золотого» ранга, предпринять эксперимент на предмет проверки американо-немецкой аудиодружбы.
Результаты измерений
Частотная характеристика предварительного усилителя Burmester 808 MK5 показана на рис. 1 оранжевым цветом. Она абсолютно линейна в слышимом диапазоне частот, а спад в надтональной области ничтожно мал. На этом же рисунке представлены частотные зависимости в связке с усилителем мощности Burmester 909 MK5 (для нагрузки 8, 4 и 2 Ом). Три последние кривые практически сливаются в одно целое, что неудивительно — коэффициент демпфирования усилителя равен рекордным 820 ед.! Неравномерность в полосе звуковых частот не превышает 0,1 дБ. Спад характеристики на частоте 80 кГц составляет всего 1,5 дБ. С изменением номинала балласта и увеличением уровня сигнала указанные величины не претерпевают изменений. Значение максимальной выходной мощности меняется пропорционально номиналу подключенной нагрузки, что свидетельствует о практически неограниченном энергетическом запасе блока питания устройства (рис. 3). Для 2 Ом мы получили значение 905 Вт. Стереоканалы превосходно изолированы друг от друга (рис. 2). Проникновение на частоте 10 кГц — не более –68 дБ.
Паспортные данные:
Тип – предварительный стереофонический двухблочный усилитель | Название – Burmester 808 Mk5 | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Гармонические искажения, % – нет данных | Отношение сигнал/шум, дБ – нет данных | Аудиовходы – стереопары XLR (5), стереопары RCA (6), Phono (RCA), Tape In (RCA) | Аудиовыходы – стереопары XLR (2), стереопары RCA (2), Tape Out | Габариты (блок питания / предусилитель), см – 48,2 x 9,5 x 28,5 / 48,2 x 17 x 38,5 | Масса (блок питания / предусилитель), кг – 9 / 23
Тип – стереофонический усилитель мощности | Название – Burmester 909 Mk5 | Выходная мощность (при нагрузке 4 / 2 Ом, 20 Гц — 20 кГц), Вт – 600 / 1250 | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Гармонические искажения, % – нет данных | Отношение сигнал/шум, дБА – нет данных | Аудиовходы – стереопара XLR | Энергопотребление (standby / idle / maximum), Вт – 4 / 60 / 1500 | Габариты, см – 48,2 х 50 х 48,5 | Масса, кг – 80
Результаты инструментальной экспертизы
Макс. мощность (0,7% КНИ, 1 кГц) на 8 / 4 / 2 Ом, Вт
237 / 468 / 905
Макс. мощность (0,7% КНИ, 8 Ом) на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, Вт
237 / 237 / 237
КНИ на 0,5 Рмакс на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, %
0,005 / 0,004 / 0,022
Переходное затухание между каналами, на 10 кГц, не менее, дБ
68
Коэффициент демпфирования
820
Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ
0,1
Спад на частоте 80 кГц, дБ
Burmester 808 Mk5
1,5
Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ
0,01
Спад на частоте 80 кГц, дБ
0,2
Переходное затухание между каналами, на 10 кГц, не менее, дБ
72
Burmester 909 Mk5Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ
0,08
Спад на частоте 80 кГц, дБ
1,1
Переходное затухание между каналами, на 10 кГц, не менее, дБ
Эту пару можно с полным правом назвать идеалом усиления — колоссальная детальность и разрешение сочетаются в ней с цельностью и абсолютной уместностью любого отыгрываемого материала. Она все делает единственно возможным способом, которому не нужны никакие альтернативы.
70
Оценки
+ | аппараты сильно похожи на обещанный «теоретически достижимый предел» качества звучания | - | в силу чрезвычайно высокой стоимости эта звуковая сказка доступна единичным счастливцам |
Вывод:
Эту пару можно с полным правом назвать идеалом усиления — колоссальная детальность и разрешение сочетаются в ней с цельностью и абсолютной уместностью любого отыгрываемого материала. Она все делает единственно возможным способом, которому не нужны никакие альтернативы.
Мария Савина