А все-таки они вертятся! Сравнительный тест проигрывателей винила в ценовой категории 30 000 рублей
А все-таки они вертятся!
Сравнительный тест проигрывателей винила в ценовой категории 30 000 рублей
В последнее время в кругу меломанов разных мастей мы очень часто слышим слово «винил». И неспроста — старый, архаичный, большого размера, быстроизнашивающийся носитель до сих пор жив. Ведь критерий оценки качества звучания у аудиофилов и меломанов разный. Одни наслаждаются беспристрастной и хирургически чистой «цифрой», а другие получают громадное удовольствие от прослушивания старых, поскрипывающих и пощелкивающих виниловых пластинок
В нашем журнале мы постоянно публикуем статьи, посвященные проигрывателям винила, фонокорректорам, картриджам и самим грампластинкам. Мы уделяем внимание как топовым моделям класса High End, так и представителям младших линеек. Устраиваем и интересные сравнительные тесты. У нас уже прошел марафон вертушек стоимостью от 45 000 до 96 000 рублей, а сейчас мы решили сравнить несколько условно бюджетных аппаратов категории Hi-Fi. Кстати, такие устройства сейчас очень востребованы, ведь армия винильщиков неуклонно растет, однако далеко не каждый новичок хочет начинать новое увлечение с приобретения слишком дорогого аппарата. Поскольку картриджи (причем разных марок) поставляются в комплекте не со всеми моделями, для теста мы взяли один, который, на наш взгляд, вполне подходит для проигрывателей этой ценовой группы. Выбор пал на ММ-головку Rega Bias 2 ($ 133), оснащенную эллиптической иглой и обеспечивающую выходное напряжение в 7 мВ при оптимальной прижимной силе 1,75 г. Также мы использовали весьма добротный и качественный фонокорректор Trigon Vanguard II. На этот раз в лаборатории собралась довольно разношерстная команда. Тут были и вертушки с пассиковым приводом, и Direct Drive с кварцевой стабилизацией, и даже один полностью автоматизированный аппарат, оборудованный своим собственным фонокорректором. Да, в состязании принимал участие легендарный и поистине народный проигрыватель Technics SL1200 MK2. Популярности ему не занимать — его высоко ценят и диджеи всего мира, и хай-файщики. И хотя компания Matsushita недавно объявила о прекращении выпуска ветерана, складских запасов и подержанных экземпляров хватит на то, чтобы еще долго составлять конкуренцию новичкам. Стоимость всех участников лежит в границах от 20 000 до 35 000 руб. При установке тестового картриджа на каждую из моделей мы в обязательном порядке проводили полную и точную юстировку с применением соответствующего протрактора, а проигрыватели устанавливались в строго горизонтальном положении при помощи масляного уровня.
Тестовая система
1. Фонокорректор – Trigon Vanguard II
2. Интегральный усилитель – Bryston B100 SST
3. Акустические системы – PMC OBi 1
4. Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus
Тестовый материал
1. Рихард Штраус «Electra», Нильсон, Резник, Коллиер, Краузе, Штольц, Солти, 2 LP, 1967, Decca, Germany
2. И. С. Бах «Beruhmte Orgelwerke» by K. Richter, S. Hildenbrand, W. Krombach, 1965, Telefunken, Germany
3. Жак Лусье «Play Bach N.2», 1962, Decca, UK
4. Modern Jazz Quartet «In Memoriam», 1974, Atlantic, USA
5. The Beatles «Abbey Road», 1969, Apple, UK
6. ABBA «Ring Ring», 1973, Polar, Sweden
7. Bad Company «Bad Company», 1974, Island, Germany
8. Ambrose Slade «Beginnings», 1969, Fontana, EU
9. Doors «Morrison Hotel», 1970, Electra, Germany
10. Groundhogs «Hogwash», 1972, UA, USA
Указанные в статье цены являются ориентировочными.
Dual CS 455-1 EV
Цена - 30 523 руб.
Dual родилась в 1900 году. Вначале у нее были граммофоны. С течением времени компания развивалась, расширяла ассортимент, держала на высоте качество продукции и заслужила всем этим любовь и уважение. Ее вековые традиции воплощены и в проигрывателе грампластинок Dual CS 455-1 EV, который принял участие в тестировании. Знакомьтесь
Так случилось, что в предыдущем номере был опубликован развернутый обзор модели Dual CS 455-1. На первый взгляд их трудно как-то отличить друг от друга, у них даже габариты и вес одинаковые, но есть и одно весьма важное несовпадение, которое кроется за аббревиатурой EV в названии. А теперь обо всем по порядку. Еще раз освежим технические подробности. Шасси Dual CS 455-1 EV тоже сконструировано по распространенной технологии «сэндвича» (двойное шасси) и изготовлено из дерева. Несколько неоднозначным представляется решение оснастить его неподвижными и нерегулируемыми ножками, ведь борьба с резонансами в таких устройствах чрезвычайно важна, к тому же отраженный звук способен вызвать возбуждение в цепи усиления. С другой стороны, если использовать добротные навесные полочные конструкции (при условии их расположения на несущей стене) или мощные засыпные стойки, то особо волноваться не стоит. Вся автоматика и двигатель жестко интегрированы в массивную металлическую основу, что тоже показалось нам сначала спорным, но после того, как с нее были сняты транспортировочные скобы, мы поняли, что развязка от шасси существует, и вполне достаточная. За движение опорного алюминиевого диска (сделанного методом литья под давлением) отвечают двигатель постоянного тока, регулируемый электроникой, и плоский пассик из полимера. На диск кладется резиновый мат, который исключает подзванивание, а также помогает бороться с излишней статикой в сухом помещении. Питание поступает от небольшого выносного блока. Тонарм у CS 455-1 EV прямого типа. Торсион с фибровой прокладкой из карбона удерживает съемный шелл и позволяет выставлять для некоторых типов картриджей самую минимальную прижимную силу. Пользователю доступно все необходимое для юстировки. Управление может быть как ручным, так и полностью автоматизированным — выбор за вами. Аппарат комплектуется ММ-картриджем Ortofon OMB 10. И еще очень важный момент: проигрыватель имеет три скорости, но если для «гигантов», «грандов» и синглов подойдет любая алмазная игла, то для шеллаковых патефонных пластинок надо озаботиться покупкой вставки со специальной иглой. В случае с вышеупомянутым картриджем это иглодержатель 10 Stylus (STY-10). А теперь пришло время рассказать о разнице между моделями 455-1 EV и просто 455-1. У нашего участника имеется встроенный RIAA-корректор. Это, несомненно, очень удобно, особенно для новичков. Вы покупаете готовый продукт, который можно подсоединить к любому усилительному устройству, не тратя времени на поиски выносного модуля, который еще неизвестно как поведет себя в связке с вертушкой. Но будьте внимательны — подключать 455-1 EV к усилителю необходимо только через обычные линейные входы, например предназначенные для CD-проигрывателя или тюнера, а вот входная стереопара, промаркированная как Phono, не подойдет — усиленный и сформированный сигнал, идущий от картриджа, уже имеет довольно высокое выходное напряжение и способен повредить фонокорректор, встроенный в усилитель. Впрочем, если вы обладаете таким усилителем, то проще купить проигрыватель 455-1, не оборудованный корректором.
Нам понравилось, как звучала младшая модель со штатной, пусть и бюджетной головкой. А сейчас тест проходил с другим, более дорогим картриджем. И «полный» собрат с индексом EV, по сути, сохранил все основные достоинства. Он обладает детальным и чистым саундом, хорошей динамикой, ощущаемой, присущей винилу теплотой, жанровой разносторонностью. Зато энергии и эмоций, как нам думается, стало меньше. Звук, конечно же, не сделался блеклым, но глубина его убавилась. Понятно, что таково наше субъективное мнение, и, возможно, дело во встроенном корректоре — обычно они представляют собой крошечные платы с недорогим чипом, выполняющие свою функцию де-факто. Подбор же хорошего выносного модуля требует времени и средств. Но в итоге мы скажем, что данная модель вполне заслуживает рекомендации к приобретению — жалеть не будете.
Результаты измерений:
Коэффициент детонации (wow&flutter IEC Weight) - 0,12%
Cигнал-рокот (rumble) - 71 дБA
Паспортные данные:
Название – Dual CS 455-1 EV | Управление – автомат | Частотная характеристика, Гц – 20—22 000 | Встроенный фонокорректор – да | Тип привода – пассиковый | Скорость вращения, об/мин – 33, 45, 78 | Неравномерность вращения, % – нет данных | Детонация (WRMS), % – 0,04 | Уровень рокота, дБ – менее 72 | Габариты (с крышкой), см – 44 x 12 x 36 | Масса, кг – 5,4
Оценки:
Дизайн - 85%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 90%
Эргономика - 95%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: автоматическое управление, три скорости, отсутствие жанровых предпочтений, хороший звук
Минусы: встроенный штатный фонокорректор уступает выносным собратьям, скромный дизайн
Вывод:
Великолепная стартовая площадка для новичков, решивших примкнуть к апологетам настоящего аналогового саунда. Отличное лекарство для страдающих ностальгией по винтажной технике самых музыкальных 1970-х годов
Thorens TD 240-2
Цена - 35 670 руб.
Как и предыдущая фирма из Германии, швейцарская Thorens тоже имеет более чем столетнюю историю. Любителям винила ее название знакомо так же хорошо, как «кока-кола» — всем обитателям планеты. Это одна из наиболее серьезных и престижных компаний, работающих в сфере изготовления устройств, предназначенных для воспроизведения настоящего аналогового звука. Кстати, мощности фирмы находятся в ФРГ, что подкрепляет такую характеристику ее продукции, как европейское качество
Если габариты этого стола сравнить с моделью Dual, то они абсолютно одинаковы. Вот вес несколько иной, а то можно было бы подумать, что все сделано на одной фабрике. Кстати, само шасси тоже до боли похоже — и двойная конструкция из натурального дерева, и металлическая пластина, которая несет всю механику и электронику и на которой установлен двигатель с пассиковой передачей вращения на опорный диск. «Ремень» использован прецизионный и очень высокого качества, что способствует совершенно бесшумной работе узла. И здесь применена развязка от шасси всей платформы, а не двигателя. Однако ножки у массива хорошо задемпфированы — в основании круглых металлических шайб лежат выпуклые полусферы из полимера. К сожалению, регулировать их высоту нельзя. Питание проигрывателя обеспечивает выносной блок. Thorens TD 240-2 отделан весьма изысканно — цельный корпус из светлого ореха смотрится очень и очень привлекательно. Довольно легкий опорный алюминиевый диск диаметром 304 мм покрыт плотным 3-мм фетровым матом для лучшего сцепления с носителем и способствующим борьбе с резонансами. Что касается тонарма (кстати, здесь установлена новая модель TP 19-1), то при своем достаточно хрупком виде он совершенно органично вписывается в общую концепцию дизайна. Эта прямая трубка, чья эффективная длина равна 211 мм, имеет съемный шелл, а поворотный механизм сделан предельно прецизионно и грамотно. К тонармам такого типа рекомендуется подбирать не слишком тяжелые картриджи с высокой податливостью подвеса. Есть все необходимое для грамотной юстировки, за исключением возможности регулировать вертикальный угол следования, что несколько ограничивает использование иных головок, кроме штатной. У проигрывателя три скорости вращения. Обратите внимание на то, что для старых шеллаковых пластинок на 78 об/мин к штатному бюджетному картриджу Audio-Technica AT-95E понадобится приобрести вставку со специальной иглой. В целом Thorens TD 240-2 привлекателен тем, что поставляется практически готовым к действию — настоящий plug & play. Также необходимо отметить уверенную и почти бесшумную работу автоматики и приличную виброзащищенность.
Перед началом прослушивания тестовых записей нас очень сильно интересовало, можно ли будет обнаружить ощутимую разницу в звучании двух конструктивно похожих аппаратов, к тому же изготовленных в одной стране. Понятно, что в большей мере на саунд должен влиять картридж, а он для всех участников использовался один и тот же. Все остальное, не считая фонокорректора, который тоже играет весьма важную роль в тракте, изменяет звук в меньшей степени. То есть при сравнении (тест в тесте) моделей Thorens и Dual мы слушали, по сути, столы и фонокорректоры (причем последний, как было сказано, у Dual CS 455-1 EV встроенный, а в случае с Thorens TD 240-2 выносной). И что же в итоге? Звучание TD 240-2 оказалось немного более эмоциональным и энергичным, хотя в целом и в деталях оно чрезвычайно походило на то, каким обладает немецкий собрат. И еще, на наш взгляд, в нем чуть больше изысканности и шарма. С фонограммами всех предложенных стилей вертушка справилась легко и непринужденно. Порадовало исполнение классических произведений — ценители сложного, но прекрасного, возьмите на заметку, этот проигрыватель вас не разочарует. Придется Thorens TD 240-2 по нраву также и молодежи, и замшелым рокерам и битникам: от Элвиса до «Битлз», от Uriah Heep до «темно-лиловых», от Kiss до новой волны и вплоть до Porcupine Tree и Mars Volta — везде он чувствует себя в своей стихии. В данном случае нет никакой нужды вспоминать анекдот про чернила для второго класса — это по всем статьям достойный аппарат.
Результаты измерений:
Коэффициент детонации (wow&flutter IEC Weight) - 0,11%
Cигнал-рокот (rumble) - 69 дБA
Паспортные данные:
Название – Thorens TD 240-2 | Управление – ручное | Встроенный фонокорректор – нет | Тип привода – пассиковый | Скорость вращения, об/мин – 33, 45, 78 | Неравномерность вращения, % – нет данных | Детонация (WRMS), % – 0,04 | Уровень рокота, дБ – 72 | Картридж в комплекте – Audio-Technica AT-95E | Габариты, см – 44 x 36 x 12 | Масса, кг – 8,5
Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 90%
Эргономика - 95%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: поставка под ключ, качественная отделка стола, энергичное и эмоциональное звучание
Минусы: довольно высокая цена
Вывод:
Симпатичный автоматический проигрыватель с винтажным дизайном придется по душе любителю музыки, который ценит простоту и удобство в использовании, но при этом требователен к качеству звука
Technics SL-1200 MK2
Цена - 35 000 руб.
Исключительно для хай-файщиков семидесятых японская Matsushita Electric Industrial Co. выпустила проигрыватель Technics SL-1200. В самом конце 1979 года в него стали устанавливать двигатель совершенно нового типа и на корпусе появился ползунковый регулятор скорости вращения, а к модельному индексу добавилось сочетание MK2. После этого вертушка обрела массу новых поклонников — диджеев всех стилей и направлений, что и позволило ей продержаться на рынке до наших дней
Если говорить о внешнем виде долгожителя, то понимаешь, насколько все было сделано монументально, профессионально и грамотно. За тридцать с небольшим лет модель не утратила обаяния и привлекательности, и ее дизайн до сих пор можно считать современным. Этот аппарат нельзя даже назвать винтажным — он поистине престижный и солидный. Кстати, к 30-летию модификации MK2 была выпущена лимитированная партия (1000 штук), где все металлические части были покрыты 24-каратным золотом, и выглядели юбилейные проигрыватели совершенно бесподобно. В чем же секрет успеха? Массивный стол отлит под давлением из алюминия. Подвижная конструкция круглых добротных опор обладает отличными вибропоглощающими и антирезонансными свойствами. Довольно увесистый (1,7 кг) опорный диск диаметром 33,2 см тоже отлит из алюминия, а поверх него укладывается толстый резиновый мат. Специальный запатентованный фирменный двигатель постоянного тока обеспечивает бесшумное и равномерное вращение платформы, а за поддержание точной скорости отвечает кварцевый стабилизатор. Есть еще очень важный момент, который создает дополнительное удобство: из состояния покоя до скорости 33⅓ опорный диск раскручивается всего за 0,7 секунды, а благодаря электронной системе торможения остановка происходит почти столь же мгновенно. Другим важным узлом является тонарм — легкая S-образная высокочувствительная конструкция (ее длина 230 мм, масса 12 г) с карданной опорой. Показатель вертикального и горизонтально трения — всего 7 мг, угол смещения равен 22 градусам. Крайне приятно, что основание тонарма снабжено винтовой регулировкой высоты, позволяющей использовать большой ассортимент картриджей. Имеются также пружинный компенсатор скатывающейся силы и точно отградуированный противовес для установки прижимной силы без дополнительных весов. Шелл на трубке тонарма съемный, и его можно свободно менять на подобные, стандартные и универсальные, копии. Для выполнения диджейских задач у SL-1200 MK2 есть ползунковый регулятор скорости плюс подсветка треков, которая, впрочем, может пригодиться и в быту. Но для скретчевых манипуляций, конечно, необходимо приобретать специальные картриджи или иглы, выдерживающие большие нагрузки на кантеливер и имеющие более массивный алмаз. Управление — исключительно ручное, нет даже автостопа, но это говорит о высоком статусе проигрывателя, а не наоборот, то есть такая техника требует к себе внимания. А чем же она расплачивается со своим обладателем? Мы сейчас не будем особо останавливаться на нюансах использования модели во время клубных пати или на дискотеках, а вот поклонникам рока, причем любого его направления и стиля, посоветуем поторопиться с покупкой SL-1200 MK2, пока он еще есть в продаже на территории России. На этой стезе наш ветеран просто король! Он феноменально преподносит почти все — от рэгтайма и новоорлеанских свинговых мотивов до рок-н-ролла, бита, фолка, психоделии, «гаражного мусора», легко преодолевает мейнстрим хард-рока и металла, арт- и прог-рок, авангард и экспериментальные опыты эпатажных эстетов вплоть до сегодняшних угрюмых стилей. А уж диско, волну и популярную эстраду и упоминать нечего. Единственное, что можно посоветовать любителю вышеперечисленного, так это не гнаться за безумно дорогим картриджем — бюджетный Shure или Stanton, установленный на SL-1200 MK2, выдаст вам максимум мяса, драйва и тепла. Но если вы хотите каплю (не ложку!) дегтя на бочку меда, то скажем, что для прослушивания классики все же надо сначала тщательно подобрать, а потом и приобрести достойную и не слишком дешевую MC-головку. Тогда вы подтянете звучание SL-1200 MK2 к должному уровню, либо же придется выбирать более изысканный аппарат. Впрочем, наш тестовый Rega Bias 2 показал себя довольно универсальным звукоснимателем, и пластинки с классикой мы прослушали с большим удовольствием.
Результаты измерений:
Коэффициент детонации (wow&flutter IEC Weight) - 0,066%
Cигнал-рокот (rumble) - 77 дБA
Паспортные данные:
Название – Technics SL-1210 MK2 | Управление – ручное | Встроенный фонокорректор – нет | Тип привода – прямой | Скорость вращения, об/мин – 33, 45 | Неравномерность вращения, % – нет данных | Детонация (WRMS), % – 0,01 | Уровень рокота – менее 56 | Картридж в комплекте – нет | Габариты, см – 45,3 x 16,2 x 36 | Масса, кг – 12
Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 95%
Итоговая оценка - 90%
Плюсы: исключительное качество, беспрецедентная надежность, функциональность, совместимость, отличный саунд
Минусы: модель недавно снята с производства
Вывод:
Легендарная модель с заслуженной высочайшей репутацией, золотая середина между Hi-Fi и High End, рабочая лошадка, качество во всем!
Pro-Ject 1-Xpression III
Цена - 20 400 руб.
Не секрет, что в Европе компания Pro-Ject — заслуженный лидер сегмента проигрывателей грампластинок. Австриец Хайнц Лихтенеггер основал Pro-Ject в 1989 году, а массовое производство качественных и популярных вертушек, которые не раз получали высшие награды на европейских выставках и в специализированных изданиях, организовано в Чехии. При этом залогом столь значительного успеха стала ценовая политика фирмы — она просто взорвала рынок
Проигрыватель из антрацита. Звучит смешно, но компания именно так окрестила цвет попавшего к нам экземпляра. На самом деле это стол из MDF высотой чуть больше 2 см, покрытый качественным черным рояльным лаком. Плита, кстати, отлично задемпфирована — она покоится на трех подвижных конусных опорах из алюминия, средняя часть которых сделана из плотного, но податливого каучука. Тем не менее такой аппарат мы рекомендуем повесить на несущую стену, используя специальный кронштейн. Что касается собственно стола, то порадовало решение производителя не заделывать хлипкие межблочные кабели в корпус, а вывести добротную стереопару RCA-разъемов, покрытых натуральной позолотой. Если посмотреть на шасси сверху, то в выбранном фрезой пространстве мы увидим небольшой двигатель постоянного тока (блок питания у проигрывателя выносной), который после освобождения от транспортировочных винтов развязывается от стола. Соединение между мотором и приводным диском пассиковое, посредством ремня плоского типа из высококачественного полимера. Подшипник здесь сделан из бронзы и покрыт тефлоном, что обеспечивает бесшумное и ровное движение плиты. Последняя вырезана из акрила с применением высокоточного станка с ЧПУ и имеет толщину 20 мм. Несмотря на простоту конструкции, надо отдать должное интегрированному в 1-Xpression III тонарму. Это модель Pro-Ject 8.6c — у нее единая трубка из карбона (218 мм, 8,7 г) с несъемным шеллом. Подшипник тонарма имеет сапфировые пластинки и чрезвычайно прочные оси. Антискейтинг реализован просто — при помощи лески и грузика. В комплекте также можно найти разную мелочевку, например подкладки под конусные опоры или ушко для шелла. Но особо ценная вещь — родной протрактор, который поможет точно отъюстировать любой картридж. Прилагаемый к аппарату межблочный кабель не самого плохого качества, но мы бы рекомендовали заменить его более солидным. После инсталляции вертушки придется посвятить некоторое время поискам кнопки, отвечающей за запуск двигателя, — она находится слева на нижней части шасси, что, конечно, не слишком удобно.
Саунд у тандема Pro-Ject 1-Xpression III/Rega Bias 2 сочный и чистый. Видимо, положительную роль в этом сыграл и добротный тонарм. Машина, по сути, оказалась всеядной, но классическую музыку она воспроизводила на высоком уровне. Все было разборчиво, деликатно и утонченно, отлично локализовывалась сцена, и музыкальное полотно имело достаточный объем. Исполнение можно назвать энергичным, праздничным и эмоциональным. Самый сложный джазовый материал также был сыгран великолепно. Особенно завораживали записи малосоставных коллективов с преобладанием контрабаса, гитары, фортепиано или виброфона. Очень энергично прозвучали диско, фьюжн, электроника и прочие ритмичные стили. Нежно, но фактурно подавались симфо-поп, эстрада, соул с ведущим вокалом. Конечно же, это не значит, что есть противопоказания относительно бунтарской музыки, хотя мы бы не советовали увлекаться цифровыми новоделами. Комфорта не прибавится, а слушатель быстро устанет. Старый классический рок, прогрессив, ритм-н-блюз исполняются с энергией, драйвом и напором. При этом весь тракт выдает уверенный и весьма глубокий пульсирующий бас, ударная бочка не дает расслабиться. Pro-Ject 1-Xpression III может понравиться многим, к тому же он позволяет экспериментировать с картриджами и фонокорректорами. Так что — в путь!
Результаты измерений:
Коэффициент детонации (wow&flutter IEC Weight) - 0,10%
Cигнал-рокот (rumble) - 61 дБA
Паспортные данные:
азвание – Pro-Ject 1-Xpression III | Управление – ручное | Встроенный фонокорректор – нет | Тип привода – пассиковый | Скорость вращения, об/мин – 33, 45, 78 | Неравномерность вращения, % – +/-0,5 | Детонация (WRMS), % – нет данных | Уровень рокота, дБ – 70 | Картридж в комплекте – нет | Габариты, см – 41,5 x 11,8 x 32 | Масса, кг – 5
Оценки:
Дизайн - 85%
Качество изготовления - 85%
Звучание - 90%
Эргономика - 85%
Итоговая оценка - 85%
Плюсы: выходные разъемы RCA, прецизионный тонарм, насыщенное звучание, широкая сцена, энергичный характер
Минусы: не слишком массивное шасси, маркий корпус
Вывод:
Простенькая на вид вертушка начального уровня обладает приличным потенциалом, поэтому не смотрите на довольно невысокую цифру на ценнике, а пользуйтесь ситуацией. Дешевле точно не будет!
Pro-Ject RPM 6.1 SB
Цена - 34 701 руб.
Мы уже немного познакомили вас с брендом Pro-Ject, рассказывая о младшей бюджетной модели. А сейчас у нас на стенде появилась тяжелая артиллерия — изделие фабрики SEV из чешского Литовеля под названием Pro-Ject RPM 6.1 SB
Дизайн модели явно футуристический, и выглядит она помпезно и монументально. Круглое шасси вырезано из плиты MDF толщиной 2,5 см и отделано качественной виниловой пленкой. Снизу к нему прикручиваются три мощные алюминиевые конусообразные опоры, состоящие из двух частей и разделенные слоем сорботана, поэтому отличные демпфирующие свойства стола несомненны. Также эти опоры можно регулировать по высоте для достижения идеально горизонтального расположения диска и тонарма. Снизу в передней части шасси укреплена небольшая коробочка, на которой находятся крошечная кнопка и два точечных индикатора скорости, сигнализирующие зеленым и красным. На самом деле проигрыватель позволяет использовать все три скорости – 33⅓, 45 и 78 об/мин, только первыми двумя управляет электронная регулировка, а для последней надо вручную перекинуть пассик на шкиве. Снизу в левой стороне стола спряталась клавиша включения двигателя. На выступающем справа кронштейне, где в подобии стакана смонтирован тонарм, разместились солидная позолоченная стереопара на терминалах RCA и винтовая клемма для земляной жилы. Несмотря на то что в комплекте присутствует относительно приличный межблочный кабель, такая конструкция позволит владельцу использовать более дорогой и солидный интерконнект. Питается двигатель от постоянного тока — на шасси есть сетевое гнездо, куда подключается выносной БП. После удаления транспортировочных винтов мотор полностью развязывается от массива. Основной подшипник имеет керамическую опору. Сверху располагается акриловая ступица диска и огромная шайба опорника, выточенная из высокоплотного MDF, покрытого толстым слоем лака светло-бежевого цвета, — довольно необычное решение. На верхней стороне опорного диска приклеен мат из винила, а сверху пластинка придавливается тяжелым клэмпом для лучшего сцепления с поверхностью. В этой модели использован родной карданный тонарм — Pro-Ject Carbon 9c, оптимизированный по резонансам. 9-дюймовая карбоновая трубка конической формы призвана совершенно не реагировать на стоячие волны. Шелл ее изготовлен из алюминия и имеет несъемную конструкцию, но, тем не менее, трубка тонарма допускает небольшое вращение по оси, что облегчает регулировку азимута. В подшипнике работают четыре закаленных инвертированных шарика стандарта ABEC7.
Противовес в конструкции хорошо тарирован, поэтому при выставлении прижимной силы иногда удастся обойтись без весов, и есть возможность регулировать VTA, что открывает путь к применению картриджей любого размера. Антискейтинг довольно простой, хотя и традиционный — грузик, подвешенный на леске. В микролифте используется силикон. Аппарат поставляется без крышки, однако, как опция, доступен колпак Cover it 1. Несмотря на солидность конструкции, приличный вес и виброзащищенность, мы все же рекомендуем устанавливать проигрыватель на тяжелую засыпную стойку — это заметно повлияет на качество саунда. Ну а то, что мы услышали, нас несколько поразило. Хотя выбор материала для опорного диска довольно спорен, Pro-Ject RPM 6.1 SB показал себя профи высшего класса, причем в любых жанрах. Его смело можно рекомендовать профессионалам и музыкантам, для которых классика является главным увлечением или профессией. Несмотря на многоликость предложенных записей, вертушка извлекала из пластинок все до последней ноты, выделяла каждый тончайший штрих, каждую форманту, каждый пассаж, причем делала это с любовью, теплом, идеальной чистотой и собственным шармом. От джазовых композиций по коже пошли мурашки — струнные звучали очень реалистично, создавая эффект присутствия музыкантов вблизи слушателя. Локализация сцены и глубина саунда были превосходны. К прочим жанрам у нас претензий тоже не возникло, если не считать звучания неудачных переизданий (новоделов) с применением «цифры». Но это не вина Pro-Ject RPM 6.1 SB.
Результаты измерений:
Коэффициент детонации (wow&flutter IEC Weight) - 0,079%
Cигнал-рокот (rumble) - 60 дБA
Паспортные данные:
Название – Pro-Ject RPM 6.1 SB | Управление – ручное | Встроенный фонокорректор – нет | Тип привода – пассиковый | Скорость вращения, об/мин – 33, 45, 78 | Неравномерность вращения, % – +/-0,5 | Детонация (WRMS), % – 0,08 | Уровень рокота, дБ – 70 | Картридж в комплекте – нет | Габариты, см – 38,5 x 17 x 33 | Масса, кг – 8
Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 95%
Плюсы: ультрасовременный дизайн, солидная конструкция, идеальный саунд
Минусы: с учетом цены не обнаружено
Вывод:
Мощная, стабильная конструкция с потрясающим дизайном и с фантастически реалистичным саундом — она виртуозно преподносит музыку любого жанра
Итоги
Итак, пришло время подвести итоги. Прежде чем перейти к награждению победителей, заметим, что откровенно слабых участников в нашей подборке не обнаружилось. Тем более что соревновавшиеся модели обладают разными техническими возможностями. Благодаря тому что со всеми аппаратами использовался один и тот же тестовый картридж, мы смогли определить некоторые различия в звучании. Что конкретно влияло на звук, сказать сложно, — это и тонармы, и конструкции столов, и материалы, из которых они сделаны. Сравнение, хотя оно и не было поверхностным, проводилось больше для того, чтобы выяснить, на что способны бюджетные модели в целом. Ведь когда дело до1ходит до высот High End, то удивляешься не только количеству нулей на ценниках, но и тому, насколько сильно сказывается там влияние каждой мелочи, включая проводку в тонарме, способ передачи вращения опорному диску (пассик, тончайшая леска, ролик или прямой привод). Самые продвинутые слухачи чувствуют в звуке даже различия, обусловленные маркой припоя, которым припаивают крошечные муфты-контакты, надеваемые на ножки картриджа. Однако давайте вернемся к нашим участникам и объявим, наконец, победителей, тем более что о каждой модели уже довольно развернуто рассказано в посвященном ей тексте. Мы долго раздумывали, кому отдать золото. Претендентами на него выступили Pro-Ject RPM 6.1 SB и Technics SL-1210 MK2, но в итоге решено было, что поскольку винтажный ветеран и так имеет массу наград и высокую репутацию среди меломанов, то первое место и звание лучшей покупки присуждается австрийско-чешскому проигрывателю Pro-Ject RPM 6.1 SB — за удивительную реалистичность и глубину звучания, а также за профессиональную работу с классическим репертуаром. Соответственно, рекомендацию редакции получает рабочая лошадка на все времена, золотая середина — Technics SL-1210 MK2. Ее достоинства описаны в обзоре достаточно подробно. Хотим также отметить Thorens TD-240-2 — за изящный дизайн и отделку, удобство в инсталляции, автоматизацию и эмоциональный, праздничный, очень комфортный звук.