5 главных ошибок при выборе акустики
Разбираем легенды и мифы древнего Hi-Fi
Осветив некоторые заблуждения, бытующие в среде начинающих аудиофилов в отношении проигрывателей винила и усилителей, обратим наш взор на акустические системы. Они являются самым важным звеном в любой инсталляции, и именно от них зависит итоговое качество звучания. Вместе с тем как раз колонки вносят наибольшие искажения в воспроизводимый сигнал, и выбирать их нужно особенно тщательно. В данной статье мы разберем несколько бытующих мифов и легенд о том, как нужно выбирать акустические системы.
Колонкам с большими динамиками нужен огромный зал, а иначе бас будет гудеть
На самом деле, это не так. Правильно спроектированные и установленные акустические системы не будут гудеть ни в каких помещениях, единственное ограничение, которое налагают большие размеры и разнесение друга от друга динамиков, это формирование слитного образа и пространственные характеристики. Но даже эти проблемы можно практически решить путем грамотной расстановки и точечного демпфирования резонансов в комнате прослушивания. То есть непреодолимых препятствий к интеграции больших и импозантных колонок в небольшие и средние по площади не существует. Другое дело, что для всего остального в такой комнате места просто не останется…
Зато изящные современные колонки с множеством маленьких динамиков – это совсем другое дело
А вот как раз подобные конструкции гораздо больше склонны к тому, чтобы создавать слушателям проблемы в низкочастотном диапазоне. Как правило их бедой является использование нескольких маленьких динамиков с высокой добротностью и длинным ходом диффузора – ведь надо же как-то перемещать нужное количество воздуха. Вкупе с высоко настроенным фазоинвертором это создает предпосылки к размыванию импульсной характеристики на НЧ и возникновению стоячих волн в помещении. Так что как это ни удивительно, но «гудят» гораздо чаще тонкие столбики с множеством динамиков, чем старые винтажные «шкафы».
Чем дороже акустические системы, тем сложнее их «раскрыть»
Это не просто миф, а сознательная дезинформация. Дескать, раз вы отдали серьезные деньги за акустику, то будьте любезны потратить теперь еще в два раза больше на все остальное. Опыт говорит как раз об обратном – если системы разработаны и настроены правильно, то свой потенциал они демонстрируют сразу, при подключении к любому «утюгу». Есть редкие исключения из этого правила, но они касаются акустики, изначально спроектированной для работы с усилителями со строго определенными параметрами – с другими она просто не заведется. Да, чем лучше будут усилители, тем лучше будет играть любая система, однако то, что все дорогие АС требуют долгих месяцев и больших средств на «раскрытие потенциала» - банальный обман.
Студийная акустика не предназначена для домашней эксплуатации
Еще один миф, ориентированный на слабо разбирающихся в предмете покупателей, к тому же, распространяемый столь же слабо понимающими суть вопроса продавцами. Никакой принципиальной разницы между двумя разновидностями акустических систем не существует, более того – иногда лучшие образцы домашних АС в итоге оказываются в студиях, а множество легендарных колонок из студий перекочевало в лучшие домашние системы мира. Да, большинство студийных мониторов отличаются утилитарным внешним видом, да и функциональное оснащение у них иногда другое, однако если вас интересует именно качественный звук, то за те же деньги на профессиональном рынке вы получите, чаще всего, гораздо лучший результат.
Если в акустике установлены ВЧ-динамики с металлическими куполами, то она будет играть звонко и навязчиво, а если с тканевыми, то наоборот
Очень распространенный миф, родившийся несколько десятилетий назад. И даже тогда подобная характеристика могла относиться только к самым недорогим колонкам, в которых устанавливались такие же недорогие динамики. Действительно, иногда у металлических куполов в подобных динамиках верхний резонанс оказывался сдвинут в слышимую область, а попытки его нивелировать делали звук только хуже. Если же речь идет о современных акустических системах от серьезных производителей, то они давно лишены подобных детских болезней роста, которые могли преследовать бюджетную акустику на заре использования твитеров с металлическими, и особенно титановыми, диафрагмами.
Денис Репин
12 декабря 2019 года