15 самых дорогих винтажных проигрывателей винила

Вертушки, которые изменили мир

Подборка материалов о самой интересной технике продолжается рассказом о раритетных проигрывателях винила. Ум может зайти за разум от технических решений прошлого (на многие аппараты мы сегодня взираем, примерно, как на экспедицию на Луну) – а цены с легкостью превосходят современные High End образцы. Стоит ли игра свеч – судить вам!

Marantz Tt 1000

Сегодня 3 000 – 3 500 евро за стеклянного красавца – хорошее предложение. Перед нами - шикарный директ-драйв (Quartz Locked PLL и электромагнитный тормоз), вышедший в 1979 г., и выпускавшийся до 1990 г. Цена составляла 360 000 йен, модель имела инерционный момент в 718 кг на см2 и весила 25 кг. Корпус из прозрачных пластин с усилением алюминиевым сплавом, опорный диск – 3,4 кг. Пуск – всего 1,5 секунды. На момент выхода ни один из проигрывателей данной ценовой группы не был сделан столь тщательно и качественно, но модель пользовалась оглушительным успехом не только из-за этого. Ее звук, с огромной по широте и глубине сценой, бешеным количеством воздуха, идеально прорисованный как в макро, так и в микродинамической структуре покорил многих. Равно, как и сейчас: охотников до Marantz Tt 1000 на рынке предостаточно.

Marantz Tt 1000

Yamaha PX-1

$5 000 – столько сейчас стоит этот мастодонт с тангенциальным тонармом. Аппарат выпускался с 1978 по 1980 гг. – он был полностью автоматическим, включая электронное управление тонармом. Футуристический внешний вид, 32 кг веса в сборе (с выносным блоком питания), прямой привод. Опорный диск из дюралюминия, весит 5,6 кг. Именно так представляли себе будущее виниловых вертушек Yamaha, Sony и другие представители японской школы. Все компьютеризировано – но, в погоне за удобством, создатели не «выплеснули ребенка вместе с водой». Звучание вертушки исключительно точное и детализированное; по части музыкальных талантов Yamaha PX-1 способна дать фору многим современным соперникам. Поэтому часто на аукционах за Yamaha PX-1 в идеальном состоянии разгорается настоящая бойня. Нюанс: многие наработки этого проигрывателя были впоследствии применены в более доступных Yamaha PX-2 и PX-3.

Yamaha PX-1

Audiocraft AR-110

Предлагавшийся на момент выпуска за 515 00 йен (за модель с модулем подвеса), Audiocraft 110 нынче можно найти в продаже за $6 000 – 7 000. Именно он стал главным конкурентом Micro Seiki в 1983 г. Алюминиевый кабинет с системой подвеса в суспензии, инерционный момент 470 кг на см2, алюминиевый опорный диск весом 3,2 кг. (общая масса модели – 30 кг.). Привод пассиковый, звучание абсолютно сказочное – он вполне может стать вашим основным источником сигнала.

Audiocraft AR-110

Melco 3560

$6 500 – 7 000 за почти центнер «живого веса»! Выпуск этого пассикового проигрывателя начался в 1978 г. Синхронный двигатель вынесен в отдельный бокс, он весит 6 кг, сама вертушка - 50 кг, металлический опорный диск добавит еще 35 кг (впрочем, есть и версии всего по 12 кг). Ну и вишенка на торте – клэмп на 10 кг. Классическая High Mass Turntable выдает невероятно насыщенный и мощный звук; послушав ее раз не влюбиться просто невозможно.

Melco 3560

Kyocera PL-901

4 000 – 5 000 фунтов за выпускавшуюся в 1980-1984 г. Kyocera PL-901 по реалиям 2018 г. - вполне щадящий прайс (модель, кстати говоря, выпускалась на заводе Micro Seiki). База из композита (Ceramic Compound Resin – CCR), опорный диск – металл (2,4 кг) плюс керамика (3,6 кг), подшипник – тоже керамический. Привод использован пассиковый, двигатель – очень мощный, бесщеточный с серво-системой. Цена на момент начала продаж – 580 000 йен.

Kyocera PL-901

Exclusive P3A

$8 000 – 10 000 – ровно за столько аппарат находим в 2018 г., а, в начале своего пути, он предлагался за 650 000 йен (1983 г.). Прямой привод (фирменная система SHR), тройная виброразвязка (пружины, масляные амортизаторы и резина), масса 47 кг! Exclusive P3A буквально уничтожил всех конкурентов своими ТТХ: если лучшие образцы на тот момент гарантировали соотношение «сигнал – шум» в 78 дБ, наш подопытный добился рекордных 95 дБ. Добавляем электронный тормоз, керамическую трубку тонарма, неравномерность вращения 0,003% - и вот она, одна из лучших вертушек прошлого.

Exclusive P3A

Sony PS-X9

12 000 – 15 000 евро: артиллерия уже серьезней некуда. Цена в период выпуска (1977 – 1984 гг.) составляла 380 000 йен. Соотношение «сигнал – шум» в 75 дБ, использован фирменный мотор Linear BSL DC, организация прямого привода которого была усилена системой Magnedisc Servo и кварцевым стабилизатором скорости. Коэффициент детонации – не более 0,03%. Встроенный роскошный фонокорректор на полевых транзисторах – с настройкой емкости и сопротивления. С запуском PS-X9 Sony рассчитывала победить Technics SP-10MKII: на тот момент самый продвинутый директ-драйв на рынке. Одно время цены на этот проигрыватель взлетели до небес – после распространения слухов о выпуске всего 50 экземпляров вертушки. По факту же, примерный объем выпуска составил 2 000 единиц – впрочем, когда «туман рассеялся», цены скорректировались не слишком сильно. Это понятно – несмотря на чудовищный внешний вид, аппарат гарантирует нирвану во время воспроизведения.

Sony PS-X9

Nakamichi TX-1000

$25 000 – 30 000 – если удастся найти в хорошем состоянии «самую навроченную и компьютеризированную вертушку в мире», это будет счастье. Использована (впервые в мире – и больше нигде не применявшаяся) система поиска абсолютного центра пластинки. Сканирование работает на базе сдвига двух опорных дисков (основной – стеклянный) и системы трекинга – таким образом, после начала проигрывания Nakamichi TX-1000 определяет реальный разбаланс пластинки, компенсирует его и центрирует пласт именно так, как необходимо в идеале. Простейшие расчеты показывают, что это исключительно важно – например, представим, что мы слушаем диск на песне, отстоящей на 75 мм от центра. Скорость стилуса (33 1/3 оборотов в минуту) – 261,8 мм/с. Ошибка центровки пластинки даже на 0,5 мм (разболтанное из-за использования отверстие, неверное сделанное фабричное отверстие) равна разбросу скоростей стилуса: от 260,1 до 263,5 мм/с! Грубо говоря, каждый 0,1 мм такой ошибки дает 0,13% ошибки скорости. А мы тут боремся с резонансами – когда простейшая стабильность хода звукоснимателя может нарушаться в таких пределах!

Всего с 1983 по 1987 г. было выпущено 5 000 таких вертушек, производство их Эцуро Накамичи организовал не на своем заводе (где производился тоже легендарный проигрыватель Nakamichi Dragon – кстати, оцените разницу в ценах: Dragon продавался в США за $2 000, TX-1000 – за $8 000) – а на мощностях Micro Seiki.

Nakamichi TX-1000

Onkyo PX-100M

Стоивший на момент релиза в 1982 г. 500 000 йен, этот аппарат был выпущен тиражом всего 100 экземпляров. В продаже в последнее время он практически не появляется – разве что, иногда выскакивают предложения за 33 000 – 35 000 евро (неработоспособные экземпляры можно найти за $5 000).

Итак, это проигрыватель винила, в котором опорный диск является мотором. Еще раз, опорный диск – это двигатель. Нет-нет, здесь нет никакой ошибки – смотрите на фото. 10 кг чистой меди в качестве привода линейной индукции с кварцевым контролем скорости – это вам не шутки. Всего выпущено 100 экземпляров устройства. Инерционный момент – 2 тонны на см2, соотношение «сигнал – шум» – 78 дБ, коэффициент детонации – не более 0,005%. Абсолютно уникальная, штучная вещь – триумф японской технической школы.

Onkyo PX-100M

Onkyo PX-100M

Onkyo PX-100M

Denon DP-100

$25 000 – 50 000 – таковы реалии. Эта профессионально выглядящая вертушка, тем не менее, вышла для бытового рынка – производилась с 1980 по 1985 гг. и стоила 900 000 йен. Трехфазный роторный сервомотор AU-169 U (созданный изначально для индустриальных металлорежущих станков) работал на систему PLL-петли и, таким образом, гарантировал прямой привод Dynamic Servo Tracer. Использованы два диска (3,2 и 3,85 кг), сама вертушка весит 48 кг. (рама корпуса выполнена методом литься под давлением), инерционный момент достигает 1,26 тонны на см2, детонация – 0,02%, «сигнал – шум» - аж 90 дБ. Тонарм полностью моторизованный и автоматический - включая настройку антискейтинга. Всего выпущено 250 экземпляров Denon DP-100 – и многие называют его лучшим проигрывателем виниловых дисков в мире.

Denon DP-100

EMT 927

$40 000 – и это еще дешево за нее. Роликовая вертушка, выпущенная для студий звукозаписи в начале пятидесятых годов ХХ века, сегодня выставляется с системами класса High End за миллионы долларов. Огромный опорный диск (44 см) был рассчитан на 16’ пластинки, после внедрения стандарта 30 см модель была сменена на более компактный EMT 930, но именно EMT 927 сегодня многие называют самой «певучей» вертушкой в мире. Весит аппарат 40 кг (антивибрационная рама Schock Absorber Frame добавит еще 35 кг веса), его мотор скорее похож на двигатель от перфоратора. Звучание «настоящего» ролика не спутать ни с каким иным проигрывателем – такие аппараты дают исключительно собранный бас и фантастическую проработку нижней середины: фундамента звукового полотна. Внешний вид весьма страшен («бабушкина стиральная машина»), что очевидно - система проектировалась на студийную работу; впрочем, фанатов это не останавливает - саунд на первом месте. Судя по многочисленным отзывам, EMT 927 может уложить на лопатки любой современный проигрыватель.

EMT 927

Thorens Reference

$50 000 за проигрыватель винила 1979 года выпуска? Почему нет – аппарат весит 90 кг, он был создан по принципу cost no object с использованием всех ранее не реализованных разработок фирмы. Привод пассиковый, мотор – трехфазный с укорительной муфтой; управление двигателем электронное. Шасси из алюминия с дополнительным заполнением камер в нижней части корпуса стальными гранулами – для смещения центра массы вниз. Резонансная частот шасси регулируется (доступен выбор в пределах от 1 до 5 Гц). Заявленный коэффициент детонации – не более 0,02%, точная регулировка скорости допускается в пределах 6%. Всего выпущено 150 экземпляров этого проигрывателя виниловых дисков.

Thorens Reference

Micro Seiki SX-8000 II

Непробиваемый танк (релиз - в 1984 г.), цена на который сегодня достигает $50 000 – 60 000. Масса в полной комплектации – 134,5 кг, использован фирменный выносной двигатель RY-5500 II (привод - пассиковый) и антивибрационная база BA-600 (50 кг «живого веса»). Опорный диск – стальной (28 кг), инерционный момент 3,5 тонны на см2! Сама вертушка предлагалась за 1 050 000 йен, к ней еще нужно было еще докупить мотор за 198 000 йен, площадку для тонарма (AX-10G стоила 70 000 йен), а база обходилась еще в 200 000 йен.

Уникальная вакуумная система, многочисленные доработки прошлой версии вертушки (Micro Seiki SX-8000) – и вот результат, перед нами – один из лучших проигрывателей в мире вне зависимости от хронологии релиза. С фирменным плотным звуком и удивительной проработкой НЧ-секции. Кстати говоря, если не удалось найти версию Micro Seiki SX-8000 II восьмидесятых годов, можно обратиться в Micro сейчас. Несмотря на смену деятельности, компания до недавних пор принимала заказы на изготовление этой вертушки (не более 1-2 аппаратов в год – и только по предварительной оплате).

Micro Seiki SX-8000 II

Goldmund Reference

Опять Goldmund? Да-да, компания выпустила свой первый Reference в 1983 г. и стоил он тогда, внимание, 10 000 футов! На сегодня цена нового Reference II составляет $300 000, ну а первую модель сегодня можно купить за сущие копейки – всего $70 000 – 80 000. Огромный корпус (600 x 540 x 750 мм) выполнен из алюминия, латуни, стали и композитного материала – и отделан позолотой. Гигантский вес стола (175 кг) и дополнительная пружинная подвеска дали революционную на те годы систему гашения резонансов. Синхронный двигатель (привод – пассиковый) давал исключительную точность с погрешностью не более 0,01%. «На борту» - встроенный компьютеризированный счетчик использования, рассчитывающий срок службы картриджа. Опорный диск весом в 15 кг изготовлен из латуни и композита, подшипник – нержавеющая сталь и бронза. Сервопривод для тангенциального тонарма(T3F) – в комплекте. Всего выпущено 300 экземпляров этой модели. Звук, кстати говоря, на момент выхода многим не понравился – по меркам восьмидесятых он был слишком мониторным и холодным. Зато сегодня аудиофилы оценили сверхдетальность Goldmund Reference.

Goldmund Reference

Micro Seiki SZ-1

Если вы найдете эту вертушку в продаже за $50 000 – срочно займите деньги и купите. Хотя бы для того, чтобы перепродать ее сразу за $100 000 – 125 000 – могут оторвать с руками. А лучше оставьте себе – ничего подобного мир не видел и, судя по всему, не увидит. Инерционный момент Micro Seiki SZ-1 составляет 3,5 тонны на см2 (встречаются данные о 26 тоннах суммарного момента). Выпущенная в 1983 г., она была вскоре снята с производства, так как компания переориентировала продажи в сторону Micro Seiki SX-8000 II. 88 кг веса, вакуумный прижим – это все обычно для компании. Необычен синхронный двигатель (привод – пассиковый), превосходящий по параметрам вообще все модели тех лет. Цена на момент продажи – абсолютно сумасшедшие 1 420 000 йен; всего выпущено не более 25 проигрывателей.

Скрининг современных ценовых предложений сделан по Hifishark.com.

Micro Seiki SZ-1

Micro Seiki SZ-1


Стас Устенко
17 июня 2018 года

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг:

2.50