10 правил при покупке проигрывателя винила
Как сэкономить начинающему меломану
На сегодняшний день проигрыватели грампластинок прочно заняли свое место под солнцем в качестве основного из источников сигнала в домашних стереосистемах. Удивительно, но бум цифрового звука полностью совпал с бумом аналогового, об этом свидетельствуют не только непрерывно растущие цифры продаж винила, но и рекордные показатели выпускаемых на рынок моделей проигрывателей, головок и фонокорректоров.
К сожалению, увлечение аналоговым звуком – дело затратное. Мало того, что само оборудование для проигрывания пластинок стоит немало, так и за музыку всегда приходится платить – торрентов для скачивания физического носителя пока не придумали. Плюс головки звукоснимателя нуждаются в регулярном обновлении. Поэтому в данном цикле статей мы постараемся сформулировать основные правила, которые позволят любителям винила избежать лишних затрат при покупке как аппаратуры, так и самих пластинок. И начнем мы, само собой разумеется, с проигрывателей.
Ассортимент новых проигрывателей сегодня велик, как никогда. Причем на рынке вновь появились совсем дешевые вертушки, да еще в составе музыкальных центров! Казалось бы, вот он шанс сэкономить. Однако все не так просто, поэтому изучаем внимательно наши правила.
Правило №1: Скупой платит дважды
Да, да, именно так. Казалось бы, раз нашей целью является экономия, то и искать следует самые дешевые модели. Однако поскольку на нашем сайте мы ведем речь исключительно о качественном воспроизведении музыки, то одноразовые китайские вертушки с пьезоголовками отметаются сразу. Они не только ужасно звучат, с ними вами недешевые пластинки тоже долго не проживут. Кроме того, вы очень быстро захотите избавиться от такого «счастья». Покупать нужно только модели проверенных брендов, имеющих за плечами десятилетия опыта производства проигрывателей винила высокого качества. На сегодняшний день список брендов, выпускающих недорогие, но качественные вертушки, выглядит примерно так: Rega, Pro-Ject, Clearaudio, Thorens, Teac, Pioneer, Denon, Sony, MusicHall, Audio-Technica.
Правило №2: Новое – это хорошо забытое старое
Речь идет о покупке подержанных и винтажных вертушек. И если сэкономить на приобретении топовых проигрывателей «золотой эпохи» можно лишь относительно – цена на идеально сохранившиеся экземпляры Micro-Seiki RX-5000, Exclusive P3a или Yamaha GT-2000 сегодня соперничает с прайсом на современные вертушки класса High End – то при покупке моделей среднего диапазона есть смысл обратить свой взор на рынок техники б.у. Дело в том, что конструктивно большинство вертушек весьма схожи, никаких революционных изменений за последние полвека не произошло. Сохранность же их рабочих характеристик определяется качеством материала основного подшипника, надежностью двигателя и корректностью работы тонарма. Ну и, само собой, условиями эксплуатации. Если все эти показатели у старой вертушки в норме, то она спокойно прослужит еще пару десятков лет своему новому хозяину. Конечно, первое правило тоже не стоит забывать – если вам предлагают купить, например, EMT 930 за пару тысяч евро, то это явно проблемный аппарат и лучше с ним не связываться.
Правило №3: Смотрим на головку
Многие современные проигрыватели винила по умолчанию комплектуются дешевыми звукоснимателями, которые вам все равно захочется заменить через пару недель эксплуатации. Если продавец предоставляет такую возможность, то покупайте проигрыватель без картриджа, это позволит уменьшить общую сумму затрат. То же правило касается приобретения подержанной вертушки. Как правило, головки на них также стоят не новые, с совершенно неизвестным и непроверяемым пробегом.
Правило №4: Просим скидку
Это правило действует при покупке любой аппаратуры, и оно особенно актуально в наши дни. Сегодня рынок аппаратуры не столь оживлен, как десять лет назад, а продавцов на нем стало гораздо больше. Поэтому при наличии у вас реального интереса к приобретению проигрывателя любой адекватный продавец с удовольствием пойдет вам навстречу. В разумных пределах, конечно.
Правило №5: Правильно оцениваем свою систему
Само собой, покупать дорогую вертушку в систему, составленную из компонентов начального уровня, не имеет смысла. Разве что «на вырост». Однако и ограничивать бюджет стоимостью полочных колонок в, скажем, 300 евро нет смысла, если только вы изначально не планируете обратиться к рынку винтажной техники, причем не самого высокого уровня. Дело в том, что сегодня рынок новых виниловых проигрывателей сложился таким образом, что цена моделей, достойных использования в качестве основного источника сигнала в приличных системах, начинается от 600-700 евро. Здесь уже можно говорить о звуке Hi-Fi. Поэтому правило таково – какова ни была ваша система, существует минимальный уровень цены за компонент, обеспечивающий приемлемое качество звука.
Правило №6: Помним про фонокорректор
Да, сейчас существует множество моделей проигрывателей, в которых уже есть встроенный модуль фонокорректора, однако не случайно во всех из них есть функция его отключения. Корректор является важнейшим звеном цепи аналогового звуковоспроизведения, и относиться к нему надо предельно серьезно. Поэтому лучше не возлагать надежд на встроенные в отдельные вертушки модули, и переплачивать за них точно не стоит. Это не должно быть определяющим выбор критерием.
Правило №7: Не забываем про кабели
Передача слаботочного сигнала от головки на фонокорректор и далее требует применения качественного специализированного кабеля. И в тех проигрывателях, где производитель предусмотрел возможность его замены или вовсе снабдил аппарат выходом с разъемом RCA для подключения любых межблочных кабелей, вам все равно придется приобретать его отдельно. Основной критерий для такого кабеля – низкая погонная емкость и разъемы, обеспечивающие плотный и качественный контакт. Такой вариант легко подобрать среди ассортимента профессиональных микрофонных кабелей.
Правило №8: Оцениваем затраты на виниловые пластинки
Если у вас еще нет коллекции винила, то ее пополнение станет основным источником расходов на ближайшее время. Теме экономии при их покупке мы посвятим отдельную статью, но следует помнить, что средняя цена самых обычных новых изданий составляет 1500 рублей, а аудиофильские пластинки с аналоговым мастерингом стоят по 2500-3000 рублей. Старые же пласты могут стоить от 500 и до 500 000 рублей, в зависимости от их редкости и состояния. Поэтому прежде, чем пуститься в аналоговое путешествие, задайте себе вопрос – готов ли я потратить на музыку сумму, которая быстро и во много раз превзойдет стоимость всей моей системы? Хороший повод сэкономить все 100% бюджета.
Правило №9: Находим правильное место для установки
Проигрыватели винила более, чем любая другая аппаратура, нуждаются в грамотной виброизоляции. Лучший способ – приобретение специальной отдельной стойки, подойдет также полка, которую нужно закрепить на несущей стене. Однако хорошим способом сэкономить будет установка вертушки на гладкую панель из МДФ или натурального дерева, купленную на строительном рынке, которую, в свою очередь, нужно развязать от полки при помощи четырех шипов или конусов.
Правило №10: Просим помощи у друга
Если среди ваших знакомых есть опытный человек, уже прошедший все этапы построения аналоговой системы, то лучше всего обратиться к нему за помощью в том случае, если у вас возникнут сомнения в процессе покупки. А еще лучше попросить совета у целого сообщества людей, давно съевших не одну собаку в данном вопросе. Найти их можно вот здесь: https://www.hi-fi.ru/forums/forum/12-lyubitelyam-vinila/
Денис Репин
11 января 2017 года