10 музыкальных центров 1970-х
Мечты советской эпохи
Для поколения 1990-х годов понятие «музыкальный центр» однозначно ассоциируется с Горбушкой, первыми магазинами электроники и огромным валом пластиковых и достаточно однообразных мини и микросистем, которые наводнили тогда рынок. Однако двумя десятилетиями раньше советские граждане тоже мечтали о музыкальных центрах и стерео, только выглядели те совершенно иначе, а в комплект поставки далеко не всегда входили колонки. В нашей подборке – 10 самых желанных «комбайнов» 1970-х.
JVC MF-55LS
Одна из самых удачных моделей JVC вышла в 1971 году. В ней присутствовала кассетная дека с поддержкой основных типов пленки и фирменной системой шумоподавления ANRS, проигрыватель винила с пассиковым приводом и переключением скоростей, плюс тюнер с широкой настроечной шкалой, занимающей всю переднюю панель. Стрелочные индикаторы с подсветкой отображают уровень при записи на кассету. Встроенный усилитель выдавал по 25 Ватт на канал, а подключать акустически системы было возможно как проводом DIN, так и обычным зачищенным кабелем. Поскольку сложной электроники в JVC MF-55LS не было, то сохранившиеся до наших дней аппараты и сегодня прекрасно работают.
Philips RH832
Один из самых желанных и дорогих аппаратов той эпохи, радиола Philips RH832, появилась в продаже в 1973 году и представляла собой весьма серьезную систему. В плоском корпусе были объединены проигрыватель винила, многодиапазонный тюнер и четырехканальный предварительный усилитель (!). Да, это был квадрофонический центр – многоканальный звук существовал и тогда, однако встроенных усилителей мощности в нем не было – он был предназначен для работы с двумя парами активных мониторов Philips RH532 MFB. Помимо собственных источников сигнала, были также предусмотрены входы для внешних устройств. Великолепная машина, которую сейчас нечасто встретишь в продаже.
B&O Beocenter 3500
Одна из первых моделей знаменитой серии Beocenter датской Bang & Olufsen была очень популярна. Это сегодня компания позиционирует себя в качестве производителя эксклюзивной дизайнерской аппаратуры, а в 1970-е годы она еще выпускала качественный и понятный Hi-Fi. Тем не менее и тогда музыкальные центры компании выделялись не только отличным звуком, но и своим внешним видом. Передняя панель с переключателями оригинального вида, необычные фирменные головки звукоснимателя, сочетание металла и натурального дерева – все это обеспечивало аппаратам фирмы моментальную узнаваемость. По сути, данная модель представляла собой сочетание ресивера Beomaster 3000 и проигрывателя грампластинок. Встроенный в Beocenter 3500 усилитель был весьма мощным – 40 Ватт на канал, весил аппарат тоже немало – целых 18 килограммов.
Braun Audio 300
Несмотря на то, что выпущен аппарат был в 1969-м году и продавался до 1972 года, он стал одной из самых популярных моделей музыкальных центров 70-х. Еще один шедевр дизайнера Дитера Рамса, создавшего целое направление в промышленном дизайне. Музыкальный центр Braun Audio 300 включал в себя многодиапазонный тюнер и пассиковый проигрыватель винила. С точки зрения дизайна можно увидеть множество схожих решений между Braun Audio 300 и продукцией Apple, и это неудивительно, так как Стив Джобс всегда был горячим поклонником таланта Дитера Рамса. Встроенный усилитель обеспечивал выходную мощность в 20 Ватт на канал. Надо отметить, что цена модели по тем временам была весьма существенной – 1890 немецких марок.
Braun Audio 308
Следующее поколение центров от Braun выглядело уже более традиционно для аппаратуры 1970-х – много черного пластика, разноцветные кнопки, ползунки и стрелочные индикаторы. По своим возможностям новая модель практически не отличалась от предыдущей – кассетная дека по-прежнему отсутствовала, цена и вес также остались прежними. А вот проигрыватель винила в Braun Audio 308 теперь получил систему пружинного подвеса, которая надежно изолировала его от внешних вибраций.
Grundig RPC600TP
Один из самых мощных и крупных музыкальных центров 1970-х годов по своим габаритам уступал только величественному ITT HC 9071. Часто можно увидеть Grundig RPC600TP, как и другие «комбайны» из серии RPC, водруженными на специальную одноопорную подставку, обеспечивавшую доступ со всех сторон. В продаже модель появилась в 1977 году и весила целый 21 килограмм. Встроенный проигрыватель винила был производства Dual, модель 1239G. Кассетная дека оснащена системой шумоподавления Dolby B NR, все регулировки – громкость, настройки эквалайзера, баланс – осуществляются при помощи ползунков на передней панели. Удивительно, но ни один из четырех стрелочных индикаторов не отображают мощность выходного сигнала. Те, что находятся в правом верхнем углу, предназначены для контроля уровня записи, а в двух окошках на передней панели показывается частота, на которой работает приемник, а также уровень напряженности поля, то есть уровень радиосигнала.
SONY HMK-80B
Один из самых совершенных музыкальных центров 1970-х был вполне способен заменить собой систему из раздельных компонентов. Оснащение Sony HMK-80B было на самом высоком уровне. Полностью автоматический проигрыватель винила с прямым приводом был дополнен кассетной декой с лучшими на тот момент у Sony магнитными головками Ferrite&Ferrite. Вертушка была оснащена S-образным тонармом с шеллом из магниевого сплава, на котором устанавливалась отличная ММ-головка Sony VL-34G. Стрелочные индикаторы на передней панели показывали уровень записи на пленку, причем была возможна ручная поканальная регулировка, как у взрослого компонента Hi-Fi. Усилитель в комбайне развивал 35 Ватт на 8 Ом, регулировка баланса и темброблока осуществлялась при помощи ступенчатых ползунков в левой части передней панели. Цена Sony HMK-80B была порядка тысячи немецких марок, вес компонента составлял 19,3 килограммов.
National Panasonic SG-6070
Естественно, корпорация Matsushita также производила и продавала музыкальные центры в 1970-х годах. И самым крутым из них был National Panasonic SG-6070. Выполнен он был в том же дизайнерском ключе, что и компоненты старшего бренда Technics, да и оснащение было великолепным. Прямоприводная автоматическая вертушка с превосходной головкой EPC-270S, целых пять стрелочных индикаторов – один из них все же показывал уровень выходного сигнала с усилителя, и полноценная кассетная дека с автостопом и поддержкой Dolby B NR. Были здесь и часы с цифровым дисплеем. К National Panasonic SG-6070 можно было подключать до двух пар акустических систем. В продаже модель появилась в 1978 году.
ITT HC 9071
Великий и ужасный комбайн, также известный под именами Ingelen HMC 400 и Graetz HMC 400. Огромный ящик, включавший в себя вертушку Dual, отличный тюнер и полнофункциональную кассетную деку отличался наличием пульта дистанционного управления, а также клавиш soft touch для управления всеми функциями. Единственная пара стрелочных индикаторов расположена в верхнем правом углу и предназначена только для контроля уровня записи. Вся остальная индикация на передней панели стала цифровой, включая частоты тюнера, темброблок и общий уровень громкости. Два выхода для подключения наушников были организованы на разъемах DIN, так что если вам посчастливится обзавестись рабочим экземпляром ITT HC 9071, то современные наушники к нему можно будет подключить только через переходник.
Hitachi SDT-900M
Выпущенный в 1980-м году, этот комбайн был, пожалуй, самым технически продвинутым для своей эпохи. Кассетная дека Dolby B NR с двумя моторами поддерживала все типы пленки, включая металл, и в ней были использованы топовые головки фирмы. В наличии был пульт ДУ, способный управлять программируемой декой и тюнером и устанавливаемый в специальную нишу на передней панели. Проигрыватель винила, само собой, был с прямым приводом и кварцевой стабилизацией, причем – редкость для таких аппаратов – здесь была оставлена и возможность плавной подстройки частоты вращения. Кварцованным был и таймер в часах. Управление регулятором громкости и баланса было электронное, мощность усилителя в Hitachi SDT-900M составляла 50 Ватт на каждый из двух каналов.
Денис Репин
02 июля 2018 года