10 акустических систем, которые изменили мир
Часть 2
Во второй части статьи мы расскажем об акустических системах, которые не только отличались интересными техническими решениями, но и способствовали зарождению и развитию рынка домашнего High End. И хотя по сей день на Руси не утихают споры о том, что же кроется за этим термином, мы будем понимать под ним то же, что и весь мир – дорогие и экстравагантные колонки, способные при этом заставить себя слушать и восторгаться не только ценником. Однако начнем с классики.
Tannoy Dual Concentric
Любой рассказ о легендарных колонках прошлого и настоящего обязан включать в себя продукцию британской Tannoy. Разработанная Рональдом Рэкэмом концепция коаксиального динамика Dual Concentric впервые была воплощена в 1948 году в Monitor Black 15, и с тех пор постоянно подвергалась усовершенствованию и переосмыслению. Разместив в центре басовика высокочастотный динамик, нагруженный на небольшой рупор, Tannoy добилась того, что все последующие попытки создать подобные конструкции неизменно сравнивали с продукцией шотландской фирмы. Среди классических моделей корпусов фирмы сложно выделить какую-либо одну, которая определила бы однозначно лицо Tannoy, можно вспомнить и Autograph, и GRF, и даже относительно недавние Westminster Royal. Пожалуй, наиболее популярным и распространенным динамиком периода 1960-х годов можно считать Monitor Gold 15, устанавливавшиеся в разные корпуса и нашедшие свое применение как в домашней, так и студийной акустике. По мере развития рынка и повышения требований к мощности динамиков в конструкцию вносились изменения – дополнительно увеличивалась жесткость и вес диффузоров, появились подвесы с длинным ходом, менялся материал высокочастотных диафрагм, однако, как следствие, изменялся и звук. Возможно, именно поэтому многие любители Tannoy до сих пор отдают предпочтение динамикам Dual Concentric, сделанным в 1960-70-х годах.
Quad ESL 57
Первые в мире акустические системы, построенные по электростатической технологии, произвели настоящую революцию в индустрии и породили отдельный класс аппаратуры. Quad ESL 57 были способны отрабатывать практически весь значимый для воспроизведения музыки частотный диапазон без присущих многополосным колонкам проблем со скоростью и рассогласованием динамиков. Тончайшая диафрагма, тоньше человеческого волоса, колеблющаяся между двух заряженных статоров, мгновенно реагирует на импульс и позволяет передавать мельчайшие детали фонограмм. В 1957 году ничего подобного никто еще не слышал. Внешний вид новинки также привлекал к ней всеобщее внимание, акустические системы больше походили на элементы домашней обстановки, чем на компонент аудиосистемы. Конечно, по сегодняшним стандартам оригинальные ESL 57 ограничены в своей способности воспроизводить нижний бас и создавать напор для шумной вечеринки, однако и теперь владельцы дошедших до наших дней экземпляров не хотят с ними расставаться. Эти колонки, как никакие другие, могут растворить стены комнаты, оставив слушателя наедине с музыкой. Сложно найти более подходящий вариант для любителей классического или джазового репертуара. Приятно отметить, что и сегодня Quad продолжает выпуск новых версий электростатических АС классической конструкции.
Wilson WAMM
Появление в начале 1980-х годов на рынке первой версии акустических систем Wilson WAMM произвело эффект разорвавшейся бомбы. Любопытно, что подобная конструкция родилась благодаря усилиям человека, параллельно с производством акустики занимавшегося тестированием аудиоаппартуры в известном американском журнале и, как следствие, прекрасно осведомленного о реальном положении дел на рынке Hi-Fi. Поэтому его решение выпустить колонки с эффектным названием Wilson Audio Modular Monitor (именно так расшифровывается аббревиатура WAMM) по цене 35 000 долларов и весом более 200 кг каждая сперва вызвало, мягко говоря, недоумение. А если учесть, что полную систему с электронным кроссовером, эквалайзером, усилителями и источниками сигнала Дэйв Уилсон предлагал купить у него за 88 000 долларов, то это и вовсе вызывало откровенное непонимание. Правда, по мере того, как журналисты и просто любители музыки приобщались к WAMM, приходило понимание, что подобной АС на бытовом рынке еще не было. Уверенная работа ниже 20 Гц, обязательное полосное усиление, два 18-ти дюймовых басовика, включающихся в работу ниже 50 Гц, комбинация электростатического массива и динамических головок на СЧ – просто голова шла кругом. По мере того, как первые Wilson WAMM стали потихоньку продаваться, ко многим производителям пришло осознание того, что на рынке есть место подвигу. А именно – возможность создавать и продавать аудиофилам экзотические по конструкции и исполнению, а также неимоверно дорогие акустические системы. Так родился рынок бытовых колонок класса High End.
B&W Nautilus
Пожалуй, наиболее харизматичным и узнаваемым проектом британской компании Bowers&Wilkins нужно считать Nautilus. Хотя у фирмы и до выпуска «улиток» был опыт производства больших и импозантных колонок высочайшего класса, типа Matrix 800, именно разработка Nautilus позволила фирме совершить рывок, выведший ее на лидирующие позиции на рынке АС. Инженеры фирмы создали нечто, лежащее на стыке технологии и искусства. Колонки отличает удивительная форма корпуса, оригинальные решения по акустическому оформлению, специально разработанные и произведенные динамики, полностью активная четырехполосная конфигурация. Низкочастотная секция повторяет своими контурами раковину древнейшего из живущих на Земле моллюсков – наутилуса, внутри же скрывается свернутый рупор, помогающий басовику работать очень низко, практически на глубине Марианской впадины. Для нагрузки всех остальных динамиков применены сужающиеся трубки определенного профиля, позволяющего задней поверхности мембраны «видеть» практически бесконечный объем. Корпус B&W Nautilus выполнен из очень прочного и акустически инертного пластика ABS, дополнительно армированного стекловолокном. Полное отсутствие «ящика» также означает отсутствие ранних отражений, позволяющее акустике формировать очень убедительное трехмерное пространство. В результате многолетних усилий на свет родились абсолютно уникальные акустические системы, которые за двадцать лет своего существования на рынке не устарели ни на минуту.
Rehdeko
Многие читатели останутся в недоумении, прочитав название бренда. К сожалению, компания прекратила свою деятельность в 2001 году, а многие из запатентованных ей решений так и остались уникальными, поскольку только основатель фирмы Вебер Ред (Weber Rehde) и его сын знали, как заставить их работать. Между тем, именно Rehdeko принадлежит главная заслуга в распространении школы построения АС, в которой разработчик пытается гармонизировать не только прямое излучение динамиков, но и все возникающие при работе колонок искажения, а иногда и привносить дополнительные. Все это служит одной цели – созданию полноценной иллюзии звучания живых инструментов в помещении. Будучи великолепным профессиональным музыкантом, основатель компании также проработал более пяти лет в конструкторском бюро одного из ведущих производителей динамиков и АС. Постепенно к нему пришло понимание, что его музыкальный слух не могут удовлетворить ни одни из производимых акустических систем, поэтому он решил изготавливать их самостоятельно. История компании началась в 1968 году, и за тридцать с лишним лет название Rehdeko стало синонимом удивительно музыкальных акустических систем, звучащих вопреки всем общепринятым правилам. Чего только не испробовал Вебер Ред – пропитка диффузоров разными составами, ставка на их зональную работу, «звучащие» корпуса, ревербераторы, установленные перед динамиками, асимметричное стерео… Всего и не перечислишь. В результате на свет появлялись колонки, способные звучать как живая музыка. Многие производители электроники до сих пор используют акустику Rehdeko в качестве эталонной, например, швейцарская DartZeel. К сожалению, основные секреты были забыты со смертью основателя, поэтому колонки Rehdeko не изменили мир, хотя были очень близки к этому.
Александр Чечелёв