10 фактов о катушечных магнитофонах
Которые нужно знать каждому
Несведущему в аудиотехнике человеку может показаться, что поднявшийся в последние годы хайп вокруг бобинников и катушечных магнитофонов не стоит выеденного яйца. Однако это не так – пусть данный формат и превратился сегодня в развлечение для обеспеченных аудиофилов, он по-прежнему остается лучшим с точки зрения качества звука. А чтобы лучше понимать, что представляет собой вновь ставшая столь популярной аналоговая звукозапись, давайте вспомним ее историю.
Сперва для записи звука на катушки использовалась стальная проволока
Да, а также стальная лента, которая была довольно хрупкой и ломкой, причем вес каждой катушки был настолько велик, что требовал недюжинных усилий при установке ее на шпиндель. К сожалению, качество записи и воспроизведения при использовании стальных носителей оставляло желать лучшего.
Известный нам катушечный магнитофон родился в 1935 году
Первая модель бобинника появилась на свет стараниями компании AEG в 1935 году и так и называлась – Magnetophon K1. В первых образцах использовалась бумажная лента с нанесенным на нее слоем оксида железа, известная же нам подложка из поливинилхлорида появилась уже позже. А еще более прочная и удобная в обращении основа из майлара стала использоваться относительно недавно.
До конца Второй мировой войны бобинники производились только в Германии
Да, это так. В остальных же странах их разработка и производство начались только после 1945 года на основе захваченных трофейных образцов. Первый серийный магнитофон Ampex Model 200 был выпущен в США только в 1948 году, а в Британии компания EMI произвела на свет модель BTR (British Tape Recorder) в 1947 году.
Первая запись музыки на катушки была произведена в 1936 году
Впервые музыкальное произведение было записано на магнитофон в 1936 году. Запись была сделана во время турне по Германии Лондонского симфонического оркестра под управлением Томаса Бичема, и это было исполнение 39 симфонии Моцарта. К сожалению, результат оказался разочаровывающим.
Качество записи на ленту было улучшено благодаря случаю
Необходимость использовать постоянное подмагничивание была открыта инженерами AEG совершенно случайно. Причиной стал якобы неисправный аппарат, который, на удивление, отличался значительно лучшим качеством записи. Как оказалось, причиной «дефекта» был переменный ток подмагничивания, случайно попадавший на записывающие головки.
Первые стереофонические катушки с записью появились в продаже только в 1955 году
При этом основными лейблами, выпускавшими альбомы на ленте, были звукозаписывающие компании EMI и RCA Victor. Однако несмотря на то, что качество звука альбомов, записанных на пленке, превосходило таковое виниловых аналогов, важную роль в противостоянии двух форматов сыграла цена. Катушки стоили дороже пластинок, а за более высокое качество были готовы платить не все.
Стандартная ширина ленты в домашних системах составляет 6,4 мм
При этом в звукозаписывающих студиях используются гораздо более широкие ленты, применяющиеся для многодорожечной записи, их размер доходит до 51 мм. И стоимость катушек с такой лентой достигает сегодня нескольких сотен долларов за штуку.
Скорость вращения в бытовых магнитофонах составляет не более 19 мм/с (7,5 ips)
Записанные на студии катушки с музыкой тиражировались для воспроизведения на скоростях 3,75 ips и 7,5 ips. При этом основными скоростями, используемыми для профессиональной высококачественной записи в студиях, были 15 ips и 30 ips. Все, что ниже, представляет собой серьезный компромисс по качеству.
Музыка также записывается на ленту в «цифре»
К сожалению, при этом все равно сохраняется необходимость проматывать катушку для доступа к нужному месту, а малейшее загрязнение поверхности ленты в цифровом формате приводит к выпадению целых фрагментов. Так что серьезным прорывом запись на ленту в цифре не стала, однако магнитофоны формата DASH (Digital Audio Stationary Head) до сих пор можно встретить в студиях звукозаписи.