10 больших интегральных усилителей 1990-х
Последние из могикан
Именно в этом десятилетии большинство производителей отказались от оснащения своих усилителей множеством «лишних» функций, сделав выбор в пользу аскетического дизайна и минимализма в схемотехнике. Однако это не помешало им выпустить еще несколько моделей интегральных усилителей, вошедших в золотой фонд аудиотехники 20-го века.
Denon PMA-S1
Впервые этот флагманский усилитель был выпущен в 1993 году и продавался на протяжении шести лет. Он входил в легендарную линейку S1 и соответствовал по схемотехнике топовым раздельным компонентам, хотя и обладал меньшей мощностью. Вес усилителя составлял 25,5 килограммов, все части схемы были надежно изолированы друг от друга, на борту был отличный встроенный ММ-фонокорректор – скоро они надолго исчезнут из усилителей, чтобы вернуться уже через 20 лет. Мощность была 50 Ватт на канал на 8 Ом, а на выходе трудились UHC-MOS-транзисторы, разработанные Hitachi.
Kenwood L-A1
Модель 1992 года соответствовала всем принятым на тот момент стандартам – минимум органов управления на передней панели. Зато в остальном это был классический «дредноут» – всего 100 Ватт мощности на 8 Ом и при этом 27 килограммов веса. Интересной фишкой модели было использование одинакового количества транзисторов в предварительном и выходном каскадах, такая конфигурация получила название Quadrive. Она позволила добиться лучшего согласования каскадов и более эффективной их работы. При этом каждый из выходных транзисторов имел мощность в 120 Ватт, то есть запас у усилителя просто огромный. Корпус выполнен из стальных листов толщиной 2 и 4 мм, а передняя панель из экструдированного алюминия имела толщину 5 мм.
Luxman L-507s
Данная модель была выпущена в 1996 году после того, как Luxman рассталась с Alpine, и явила собой новый облик компонентов фирмы. И он был прекрасен! Большие стрелочные индикаторы, золотая расцветка массивной передней панели, много ручек и переключателей – живая классика. На борту также был встроенный универсальный фонокорректор для ММ и МС головок. Корпус имел основание из композитного материала FRP (Fiber Reinforced Plastics), а низкоимпедансный блок питания был механически развязан от шасси. Мощность усилителя достигала 100 Ватт на нагрузку 8 Ом, весил он 20 килограммов.
Marantz PM-15
Пожалуй, самый импозантный из интегральных усилителей десятилетия. Корпус включал омедненное литое шасси из алюминия, передняя и боковые панели, а также все ручки органов управления были выполнены из алюминия методом экструзии. Медью были покрыты все внутренние винты, конденсаторы и даже выходные транзисторы. Вкупе с мощным тороидальным трансформатором все это давало вес в 32 килограмма. Основной особенностью было применение фирменных модулей HDAM, представлявших собой заключенную в медный корпус сборку из дискретных компонентов – 2 FET-транзистора, 5 биполярных транзисторов, 4 диода и 10 резисторов. Мощность этого дредноута составляла 150 Ватт на канал на 8 Ом.
Musical Fidelity A1000
Представитель Старого Света, поддерживавший моду на класс А в интегральных усилителях. И хотя эта модель 1990-х годов не отличалась броским дизайном, равно как и бронебойной конструкцией своих японских конкурентов, в ней было все необходимое для меломана. А именно 50 Ватт мощности в классе А на 8 Ом, встроенный ММ/МС фонокорректор, выносной блок питания с двумя тороидальными трансформаторами, и, самое главное, отличный звук. Общий вес двух блоков, из которых состоял усилитель, был 18 килограммов.
Pioneer A-09
Пожалуй, это последний топовый двухканальный усилитель под маркой Pioneer, за которым до сих пор охотятся коллекционеры. Аппарат 1992 года отличался не только максимально строгим дизайном – минимум ручек на передней панели, но и конструкцией. Несмотря на скромную мощность в 35 Ватт на 8 Ом и полное отсутствие отрицательных обратных связей в выходном каскаде, этот усилитель мог справляться с весьма сложной нагрузкой. Работа в чистом классе А обеспечивалась массивным блоком питания, а также поистине пуленепробиваемой конструкцией – полностью омедненное шасси, включая трансформатор и конденсаторы блока питания, огромные охлаждающие радиаторы и общий вес 28,8 килограммов.
Sony TA-FA7ES
Один из последних топовых двухканальных аппаратов серии ES был выпущен в 1994 году. В нем инженеры Sony постарались воплотить множество интересных решений, таких как литые антивибрационные опоры с эксцентриситетом, медное покрытие выходных MOSFET транзисторов, оригинальный тороидальный трансформатор в блоке питания, специальное покрытие охлаждающих радиаторов, печатные платы с сердечником из алюминиевого сплава. На борту также был ММ/МС фонокорректор на FET транзисторах. Заявленная мощность составляла 80 Ватт на канал на 8 Ом, весил усилитель 19,8 килограммов.
Technics SU-MA10
Модель появилась на рынке в 1991-м году и полностью соответствовала духу времени – в ней был встроенный фирменный цифроаналоговый преобразователь MASH одновременно с универсальным фонокорректором. Аналоговая часть была впечатляющей – два массивных трансформатора на Ш-образном сердечнике и набор конденсаторов X-Pro обеспечивали питанием схему двойного моно. При этом конденсаторы представляли собой конструкцию «два-в-одном» – в каждом композитном корпусе содержались сразу два конденсатора, один для позитивной, а второй – для негативной фазы. Выходной каскад работал в фирменном классе АА и выдавал 100 Ватт на канал, вес аппарата составлял 25 килограммов.
Accuphase E-406
В 1996 году компания выпустила очередное поколение интегрального усилителя в 400-й серии. Он отличался поистине классическим дизайном – значительную часть золотистой передней панели занимало окно со стрелочными индикаторами. Внутри все было по-взрослому – позолоченные печатные платы, раздельные экранированные трансформаторы для предварительных и выходных каскадов, раздельные пути сигнала для МС и ММ головок. Дополнительные органы управления были скрыты под откидывающейся крышкой на фронтальной панели. Весил усилитель 28 килограммов, заявленная выходная мощность составляла 170 Ватт на канал на 8 Ом в полосе от 20 до 20000 Гц.
NAD S300
После выхода на рынок этого усилителя в 1999 году стали ходить слухи, что он является полной копией модели Tabu от датского High End бренда Gryphon, и был сделан этой фирмой по заказу NAD. На самом деле это не так – произведен он был в Дании, но на другом заводе, а участие Gryphon ограничилось консультациями одного из инженеров. Тем не менее, значительное сходство на бумаге присутствует, хотя звучали эти модели по-разному. Конструкция усилителя получилась на загляденье – массивный корпус, два больших тороидальных трансформатора в блоке питания плюс отдельный трансформатор для цепей управления, мощность в 100 Ватт на 8 Ом, возрастающая до 200 Ватт на 4 Ома, отсутствие отрицательных обратных связей в выходном каскаде, вес 26 килограммов. Отличный пример усилителя от западного бренда, с которого не стыдно было снять крышку.
Денис Репин
09 июля 2020 года