Итак, джентельмены, продолжим наше повествование….
Я думаю, что самые внимательные из вас обратили внимание на то, что в своем предыдущем обзоре на Sharp GF-555 я очень осторожно и аккуратно говорил о двух вещах, а именно о том что Три Пятерки возможно был первым в истории двухкассетным магнитофоном, а также о характере его звучания. Вот об этом давайте сегодня поговорим поподробнее.
Для начала хочу поделиться с вами своими мыслями и некоторыми сомнениями о том, что Sharp GF-555 был первым двухкассетным аппаратом. Дело в том что вообще в природе существовало большое количество клонов и модификаций Трех Пятерок. Кроме того, одновременно с ними по времени на рынке присутствовали несколько моделей двухкассетников от Sharp в другом дизайне, с другой цифровой номенклатурой, но по сути, технически, предствлявшие собой все теже Три Пятерки. Странствуя по аукционам я в какой-то момент осознал, что полностью потерялся в этой сложной ситуации с похожими аппаратами и решил с этим, наконец, разобраться, чтобы ясно понимать раскладку в модельном ряду и определить для себя какие именно аппараты были мне нужны в коллекцию, а существование которых я мог бы просто принять к сведению.
Сейчас я немного помучаю вас статистикой, но не сильно, не волнуйтесь, а потом мы плавно перейдем к обзору следующего образца нетленной техники от Sharp.
Итак, в 1980 году компания Sharp представила на рынки следующие модели:
Внутренний рынок - Sharp GF-808; GF-808S; GF-808ST; GF-808SB;
Внешний рынок - Sharp GF-555; GF-555E; GF-555H; GF-555X; GF-555XR;
Все вышеперечисленные модели были выполнены практически в одном дизайне почти полностью повторявем внешний вид Sharp GF-555.
Однако, в том же 1980-ом году на рынке приутствовало еще две модели, а именно Sharp GF-818ST и Sharp GF-818SB в совершеннно другом дизайне и более того, с возможностью использования ленты типа METAL, которую не поддерживали другие аппараты!
В 1981-ом году линейка была расширена еще больше за счет следующих моделей:
Внутренний рынок - Sharp GF-828ST; GF-828SB; а также была выпущена очень специфическая модель Sharp RD-668AV, которая не имела приемника и представляла собой исключительно двухкассетный магнитофон для перезаписи.
Внешний рынок - Sharp GF-666; GF-666E; GF-666Z; GF-666H;
Все вышеперечисленные модели также как и в предыдущем году стилистически были выполнены в дизайне Sharp GF-555.
А вот модели для внутреннего рынка Sharp GF-819; GF-868; GF-888 и модели для внешнего рынка Sharp GF-515; GF-515Z; GF-525H стилистически повторяли дизайн Sharp GF-818.
К чему я мучил вас всей этой нумерологической лабудой, а вот к чему! Меня сильно смущает сам факт одновременного присутствия на рынке нескольких моделей двухкассетников с почти одинаковой начинкой, но в разных дизайнах. И именно дизайн смущает меня более всего…. Имеет место общее мнение, что первым двухкассетником в истории был Sharp GF-555, при том что это, собственно, всего лишь европейская версия Sharp GF-808. C той лишь разницей, что у версии для внутреннего рынка был двух-волновый приемник, а у версии для внешнего рынка - четырех-волновый. Я не могу с уверенностью сказать что обе модели вышли на рынок одновременно, но имею сильное подозрение, что версия для внутреннего рынка появилась первой. Кроме того, если влоб сравнить Sharp GF-808 и Sharp GF-818, то лично мои субъективные сомнения только усиливаются! Я категорически не могу отделаться от ощущения, что дизайн Sharp GF-818 чуть более архаичный чем у GF-808. Хоть палками меня бейте!
И это я сейчас попытаюсь объяснить на примере Sharp GF-525H.
Когда я разобрался с ситуацией в модельном ряду Sharp за 1980-81 года я решил приобрести в свою коллекцию одну из моделей в другом дизайне нежели Sharp GF-555. И так случилось, что однажды мне в руки попался Sharp GF-525H в почти идеальном косметическом состоянии, а принимая во внимание тот факт, что это была модель для внешнего рынка, а значит не имела на панели иероглифов, да еще и была мультивольтажной, я чувтсвовал себя почти счастливым. Почему почти? Потому что все вокруг говорили мне, что модель GF-515 вроде как лучше звучала, но в достойном состоянии 515-я мне никогда не попадалась, поэтому я остановился на 525-ой, тем более что в иерархии она стояла выше 515-ой, да и внешне она мне нравилась больше.
Ни смотря на то, что у GF-525 явно прослеживаются некоторые фамильные черты с GF-555, внешне аппараты очень сильно отличаются. Из общего у них конфигурация крышек кассетоприемников и органы управления деками. Мне очень нравится как все здесь сделано - основательно и со вкусом. Управлять деками нужно в полную силу, клавиши необходимо прожимать до конца и с усилием. Клацкают они здорово, как затвор Калаша. Единственная проблема - на аппаратах для Европы клавиши почему-то сделали цвета слоновой кости. Ну вот совсем этот цвет здесь ни к месту и сильно портит общее восприятие магнитолы.
А вот шкала приемника и органы управления звуком, а также автопоиском сделаны подругому. Во-первых, ползунковое управление настройками звука уступило место традиционным крутилкам. Здесь нужно сказать, что варикапы с тот год были зело модными и все старались их поставить на свои аппараты, однако, необходимо сказать что в пользовании они гораздо менее удобны чем традиционные крутилки. Особенно это касается серии классических Трех Пятерок и Шестерок - варикапы выполнены из очень прочного и тяжелого пластика, движутся они с усилием, даже с приличным усилием, что затрудняет тонкую настройку. Особенно это касается громкости. Слабо нажмешь - эффекта нет, чуть силу приложишь - регулятор срывается и перемещается совсем не на то расстояние, которое ты задумывал. Красиво, конечно, но неудобно. А вот на GF-525 крутилки были уже обычные, что не создавало проблем с тонкой подстройкой.
Вторым принципиальным отличием стало управление системой автопоиска. Множество клавиш прямого доступа уступили место двум клавишам качения, нажимая которые последовательно вы могли настроить количество треков для поиска. С моей точки зрения это менее удобно, чем клавиши прямого доступа, но, вероятно, инженеры решили что подобное решение более инновационно и начали реплицировать его в последующих моделях, например Sharp GF-777 и GF-767. Плюс ко всему для поиска стали доступны только по пять треков в обе стороны. Вместо одиннадцати. Дауншифтинг какой-то….
Ну и самое печальное это то, что очень красивые двухцветные светодиодные индикаторы записи-воспроизведения были заменены на совершенно невнятные индикаторы красного цвета в пять сдвоенных светодиодов. Причем в одну строчку. Ну вот зачем так было делать, а?
Однако, были и хорошие новости. И касалось это, конечно, оформления нижней части аппарата. Вместо грубой и тяжеловесной пластиковой решетки грилей динамиков у аппарата появилась легкая и ажурная сетка, выполненая единым элементом во всю длину магнитолы. Сетка мелкоячеистая, но вполне себе прозрачная, сквозь которую были видны металлические ободки низкочастотных динамиков, а также декоративные элементы в центре каждого дифузора, которые на вскидку воспринимались как коаксиальные высокочастотники. Разумеется это были никакие не твитеры - они располагались по краям магнитолы за вертикально расположенными грилями также с металлической сеткой, только более мелкого плетения, нежели основные грили. За мелкими сетками грилей твитеров скрывались неглубокие рупора. На модели Sharp GF-515 сеток небыло и рупора можно было видеть вживую.
Ну и между дифузорами, в виде накладки на сетке общего гриля располагались органы управления функцией фэйдера для ленты и громкости для микрофона. А вот дверцы не стало, и это очень правильно, потому что система ее крепления - это очень слабое место, ломается она на раз, а вот починить ее - задача очень сложная и делает починенный аппарат не аутентичным, а это очень жаль…
Так вот. В моем восприятии общий дизайн как GF-515, так и GF-525 выглядит более архаичным чем GF-555. Связано это с тем, что дизайнеры применили гораздо больше традиционных решений, которые были в тренде в предыдущие годы. Это и прозрачные сетки грилей, и крутилки вместо варикапов, и менее продвинутые светодиодные индикаторы…. При этом все аппараты этой серии уже были совместимы с лентой типа METAL, что по-логике указывает на более поздний год выпуска моделей, по-сравнению с GF-808 и GF-555.
А вот теперь давайте поговорим о втором факторе моего сомнения, а именно о качестве звучания в сравнении.
Когда я пытался описать качество звучания Sharp GF-555 я максимально старался быть с одной стороны объективным, а с другой не умалить красоты звучания Трех Пятерок. Дело в том, что звучание Пятерок мне очень нравилось и нравится. Но здесь начинает работать эффект сравнения. Это как телевизор в М-Видео выбирать. Приходишь в магазин, а там телеки в несколько рядов стоят. Смотришь один - вроде хорошо показывае, потом другой смотришь - а он вроде лучше показывает, потом третий, четвертый, и вот ты уже ни вчем не уверен и начинаешь испытывать дискомфорт. Нервничаешь… А секрет прост… Покупаешь телек, приносишь его домой, подключаешь…. и нормально он показывает. А сравнить-то не счем…
Нет-нет, это я не к тому что со звучанием у GF-555 есть какие-то проблемы, однако, объективности ради, звучание у GF-525 просто на голову лучше!
Ко всем положительным моментам в звучании GF-555 добавилась одна очень важная особенность. GF-525 звучит чуть более ярко, чуть менее размыто и в достаточной мере остро, чего небыло у Трех Пятерок. Такое впечатление, что к звучанию GF-555 просто добавили перчинку и аппарат заиграл просто феноменально! При этом и объем, и глубина баса, и напор Трех Пятерок остались на месте, а вот острота добавила воздуха и объема. Когда мне отреставрировали мой аппарат и я впервые его включил, то был просто дико впечатлен насколько интересно играла магнитола. Причем все что хочешь играла, и джаз, и рок, и фанк, и диско, и даже метал. Я реально оторваться не мог часами. Просто приходил с работы, ставил кассетку и залипал на несколько часов. Но удовольствия получал массу!
Я не знаю с чем именно связана такая ощутимая разница в качестве звучания. Мой мастер говорил мне, что у аппаратов этой серии, но разных годов выпуска и разных рынков по разному выполнены корзины магнитов. Где-то литые, а где-то клепанные. Я в этом совсем не разбираюсь, вы уж меня, ламера, извините заранее, но то что аппараты звучат по-разному - это я вам как на духу говорю. Ситуация очень похожа на GF-9494 и GF-505ST.
Могу ли я рекомендовать эти аппараты? Однозначно да! Причем как GF-525, так и GF-555! Они и выглядят по разному, и звучат интересно! Сейчас их еще можно купить как на европейских, так и японских аукционах, поэтому если есть интерес - поспешите, джетельмены!