Ажиотаж был дикий!
По-началу я даже не понимал почему. JVC RC-M90 всегда предлагался на аукционах и сейчас он есть почти все время. Один-два аппарата перманентно торгуются на разных аукционах, купить его не проблема. Были бы деньги. И тогда, а было это лет семь - восемь назад, аппараты всегда были в продаже. Да, цена на них была высокой всегда, но не до такой степени как в тот злосчастный аукцион.
Конечно, аппарат был шикарен, в родной коробке, с пенопластом, всеми документами, включая сервисный мануал, демонстрационной кассетой, а главное с “родным” пультом дистанционного управления на шнуре, который в начале восьмидесятых предлагался опционально! Роскошное предложение! И все прошло бы тихо - мирно, но не в тот раз!
Цена скакала как дикая! Я отвалился на двух тысячах долларов за лот, не сделав ни одной ставки! Нормально?!!!
Для того чтобы объяснить глубину моего отчаяния и растерянности необходимо сказать пару слов о том как работают аукционы eBay и InJapan в сравнении.
Начну с InJapan.
Этот аукцион устроен как обычный классический аукцион. Выставляется лот, определяется время окончания торгов и покупатели делают ставки. Каждая ставка продлевает время окончания аукциона на пять - десять минут. Таким образом, время торгов может продлеваться бесконечно, пока не установится финальная стоимость товара. Я лично был свидетелем торгов, которые длились четыре с лишним часа. Исходя из этой схемы стратегия покупателя представляет собой серию небольших ставок, каждый раз превосходящих текущую.
А вот eBay устроен совершенно по другому: время окончания торгов не продлевается, если указано, что торги закончаться в 15:00, то в 15:00 они и закончатся. Поэтому отличается и стратегия. Во-первых реальные ставки делаются на последних 10-15 секундах торгов, с тем чтобы у конуцрентов не было времени ее перебить, во-вторых ставки сразу делаются максимальными. Это не означает, что лот продасться по максимальной ставке победителя, формула финальной цены - “теущая ставка” плюс один “минимальный шаг ставки”. Разница между тем что получится и вашей максимальной ставкой возвращается вам.
Так вот, к чему я все это объясняю: аппарат был выставлен сроком на 20 дней и уже через 10 дней, то есть за десять дней до окончания торгов, текущая ставка была 2200 долларов США. Так как я, как опытный покупатель, собирался делать ставку на последних 15 секундах, а за десять дней текущая ставка превосходила мою самую максимальную оценку в полтора раза, вся моя деятельность свелась к простому созерцанию процесса.
Когда к концу торгов максимальная ставка достигла уровня 4550 долларов США, я понял что мир больше не будет прежним! Этот аукцион определил новые ценовые горизонты для продавцов JVC RC-M90, превратив его в супер дорогое удовольствие.
Как я уже писал, по-началу, я не понимал что именно происходило, но потом, в течение финальной стадии аукциона, внимательно почитав текст самого предложения, я понял, что аппарат предоставлялся на торги каким-то сиротским приютом из Техаса, и сам аукцион фактически был благотворительным. Именно поэтому было так много промежуточных ставок, задравших сцену в космос, и, вероятно, победитель аукциона вполне мог быть не коллекционером, а меценатом, цель которого была передать как можно больше денег этому сиротскому дому. Но нам, простым коллекционерам, от этого легче совсем не стало. Кто сейчас помнит, что это был благотворительный аукцион, да и тогда не все это понимали, а вот финальная цена осталась с нами навсегда. И теперь самый задрипанный продавец самого замусоленного JVC RC-M90 говорит, что такие аппараты продаются по пять тысяч долларов.
Вся эта история очень плохо повлияла на рынок, цена за JVC RC-M90 в более-менее нормальном состоянии редко опускается ниже полутора тысяч долларов, а в хорошем состоянии и того больше.
Не купив аппарат на том аукционе я загрустил на долго. Я понимал, что, возможно, в моей коллекции такой магнитолы может никогда уже и не быть. Не потому, что у меня не было этих денег, просто я этот аппарат в такие деньги не оценивал. Я считал и сейчас считаю, что JVC RC-M90 очень сильно переоцененный аппарат и стоить должен гораздо меньше. В нем просто не было потребительских свойств на эти деньги, и с картиной Рембранта сравнение не прокатывало - этих аппаратов было хоть пруд-пруди!
Однако, со временем я успокоился и начал присматривать себе эту магнитолу, так сказать, созирцательно, надеясь на чудо, которое меня в конечном счете не обошло. Чудо заключается в том, что время от времени на аукцион выставляются очень ценные лоты, продавцы которых не совсем понимают что именно они продают. Так случилось и в этот раз. Какой-то чувак в Штатах выставил М90 по цене в 200 баксов, да еще с опцией “Buy Now”, то есть “Купить Сейчас” по стартовой цене. Я сначала глазам своим не поверил, но когда посмотрел другие лоты продавца, понял, что человек просто распродает домашнее барахло по бросовым ценам. Вероятно это была кака-то дворовая распродажа вещей, оставленных прежними владельцами недвижимости или самими владельцами недвижимости перед переездом. А может за долги. Я мгновенно купил этот аппарат, благо по-фотографям его косметическое состояние смотрелось неплохим. В результате, с доставкой аппарат обошелся мне в 330 долларов, что по современным меркам было просто бросовой ценой. И еще одной удачей была покупка совершенно нового, в упаковке, пульта дистанционного управления на шнуре, точно такого же как на том аукционе, только в разы дешевле!
Когда аппарат пришел, у меня руки дрожали от нетерпенья, так мне хотелось поскорей его распаковать и насладится звучанием! Магнитола действительно оказалась в превосходном косметическом состоянии, вот только она не работала. В сеть включалась, тем более что она была тоже “JW”, то есть мульти-вольтажной, приемник принимал очень неуверенно и с помехами, а кассетная дека вообще не работала. Короче, я отдал аппарат своему мастеру и начал с нетерпением ждать его возвращения. К счастью и внутри аппарат оказался вполне в хорошем состоянии, разумеется был очень грязным, пришлось долго и нудно его чистить и мыть, менять пасики, конденсаторы, обрабатывать подвесы и налаживать приемник, но результаты превзошли все мои ожидания. Аппарат вернулся от мастера в идеальном состоянии и сразу с предложением о покупке, от которого я скромно отказался…:)))
Ну давайте поговорим о самой магнитоле. Откровенно говоря, всяких роликов на Yutube и информации в сети об аппарате столько, что вряд ли я поведаю вам что-то новое, поэтому, с вашего позволения, о технических параметрах я расскажу коротенько. А вот о звучании и,так сказать, ауре вокруг этого аппарата поговорим поподробнее!
JVC RC-M90 это очень большая магнитола. Даже очень большая! По размерам с ней соперничать могут только Sharp GF-9000 и Panasonic RX-5350. Может еще Sanyo M-X920 / 960, но мне кажется что визуально они немного меньше. Разумеется я говорю только о моноблоках. Да и весит аппарат как чугунный мост - 10 килограмм без батареек!
Магнитола выполнена в форм-факторе классического моноблока, шкала приемника наверху, под ней органы управления, кассетная дека и встроенная двух-полосная акустика.
Приемник у аппарата референсный для данной категории, восьми-волновый ( FM, AM, SW1-SW6 ). Разумеется для стабильно приема на Коротких Волнах требуется доплнительная антенна, но даже если использовать обычную проволоку, то результат уже будет просто отличный. Cчастливцы, которые могли позволить себе такой агрегат в начале восьмидесятых, могли запросто слушать вражеские голоса и Севу Новгородцева из Лондона по пятницам. То есть фактически приобщаться к мировой музыке в режиме реального времени! А у Севы такие интересные передачи были!…:)))
Кассетная дека была просто феноменальной: лентопротяжка с двумя моторами и на микропроцессорном управлении, имела головки METAPERM и стирающую SEN-ALLOY, позволявшие делать высококачественные записи “Один-в-Один”, аппарат работал со всеми типами лент, включая METAL. Кстати, знаете ли вы, что буква “М” в нумерации этой линейки как раз и означает совместимость с лентой типа METAL? Дека была оборудована фирменной системой шумоподавления ANRS/DOLBY и SUPER ANRS. Также на борту была функция автопоиска на 5 треков в обе стороны и электронное Софт-Тач управление. Разумеется дека имела широчайший диапазон на записи: 30 - 17 kHz на ленте METAL и 30 -16kHz на ХРОМЕ. Как на стационарных деках! Красивой вишенкой на торте был пульт дистанционного управления на шнуре, который подсоединялся на лицевой панели и давал возможность управлять кассетной декой. Для 1981 года - просто космос!
И все это великолепие дополняла двух-полосная акустическая система, в которой использовались 20-ти сантиметровые динамики с покрытием из полиуретана и 6,5 см высокочастотники. Все это позволило добиться феноменального референсного звучания аппарата в своем классе!
Вот о звучании давайте и поговорим!
А оно у М90 просто феноменальное! Во-первых аппарат способен создавать очень большую, широкую и глубокую звуковую картину. Средние частоты, где живет голос, настолько ясные и прзрачные, что мурашки по коже! Голос исполнителя почти натурален, аппарат создает очень хороший эффект присутствия. Высокие быстры и стремительны как скальпель хирурга, при этом совсем не звенящие. Бас настолько глубок и быстр, насколько это вообще возможно у аппаратов данного класса. Все замечательно, но есть одно “но”! Аппарат настолько мощно, плотно и резко отрабатывает диапазон, что возникает ощущение “колючести” звука, которая порой делает звучание не комфортным. Этот же эффект наблюдался у М50, но в меньших масштабах, а вот у М90 все уже доведено до предела. С другой стороны эта особенность очень хорошо сочетается с резкими и тяжелыми стилями музыки, наприемер с HEAVY METAL. Здесь слушатели будут просто в восторге, все их тайные желания найдут воплощение! Отлично отыграются рок, новая волна и синти-поп. Фанк и Диско тоже найдут своего слушателя, но только на мощности выше среднего - в этом случае энергетики аппарата хватит на то, чтобы завести любую толпу. А вот на малой мощности с этими жанрами у аппарата возникают проблемы. Для достижения полного эффекта ему необходимо поддать мощности, жару, и если этого не сделать, то звучание становится менее выразительным и порой блеклым. Ну и с джазом у аппарата наблюдаются некоторые проблемы. Энергии у магнитолы столько, что она просто не справляется с ее контролем.
Вообще говоря, JVC RC-M90 в среде коллекционеров считается “священным граалем” и самым лучшим аппаратом с точки зрения звучания. Я персонально не согласен с этой точкой зрения, более того, я не согласен с самой постановкой вопроса! С моей точки зрения в природе не существует самого лучшего звучащего аппарата! У меня есть друг и он коллекционирует ножи. Он часто говорит, что Швейцарский нож самый лучший в мире, потому что в нем есть и нож, и ложка, и вилка, и ножницы, и пасатижи и т.д. Но фишка в том, что у швейцарскрнр ножа ПЛОХИЕ нож, ложка, вилка, ножницы и пасатижи в сравнении с нормальными ножом, ложкой, ножницами и пасатижами. И если перед вами стоит ЗАДАЧА, например, резать - вы скорее возьмете нормальный нож, нежели швейцарский. Разумеется если он у вас есть. Я это, собственно, говорю к тому, что под каждую задачу существует свой идеальный инструмент. Если вы слушаете метал и не слушаете джаз, то М90 вам подойдет в самый раз, но если наоборот - то вряд ли. И в этом случае М90 перестает быть лучшим звучащим аппаратом.
Я, например, слушаю спокойные стили музыки и в основном в позднее время, поэтому делаю это на малой мощности. При этом мне хочется ощущать весь возможный диапазон частот, поэтому для этой задачи мне больше подходят аппараты, например от Aiwa с функцией DSL TURBOSONIC. А вот М90 мне для этого совсем не подходит, и что толку что все считают его самым звучвщим бумбоксом в истории, если мне его слушать не комфортно?
Джентельмены, я нисколько не настаиваю на своем мнении, просто делюсь своими мыслями. Но вывод я делаю простой: при всей феноминальности М90, в случае пожара, если мне скажут взять только один аппарат из моей коллекции - это точно будет не М90!
Очень надеюсь, что жизнь не поставит меня перед подобным выбором, однако в нашей стране традиционно не зарекаются от некоторых вещей…
Ну и в конце хочу еще сказать пару слов в развитие своей идеи насчет дизайнерской преемственности в линейки аппаратов от JVC, с которой я начал свое повествование. Надеюсь, что вам очевидно, что М90 совершенно не продолжает традиции М70 и М80, а вот что касается М50, то здесь просто прямое развитие идеи, не прада ли?
Вопрос: почему так происходит?
Я долго думал, разговаривал с другими коллекционерами и специалистами. Во-первых оказалось, что такая постановка вопроса для всех была просто неожиданной и никто на эту тему ранее не размышлял. Принимая во внимание тот факт, что линейка “М” - это просто линейка МЕТАЛ - совместимых аппаратов, а также то что все эти аппараты производились почти одновременно в рамках довольно ограниченного периода времени, само отсутствие системы в этом вопросе наводит лично меня на вывод, что в компании JVC просто небыло долгосрочного плана развития категории и никто в компании не видел всей линейки в развитии во времени. Поэтому эта линейка получилась столь разношерстной и не логичной, что, однако, нисколько не умаляет ценности конкретных моделей и их места в истории магнитолостроения.
А вы что думаете по этому поводу?