Следующим и последним в ряду аппаратов Золотой Эпохи Магнитол от компании Sanyo стала легендарная модель - SANYO M-X960 Super Woofer, о котором мы сегодня и поговорим…
Аппарат стал флагманом 1981-го года и выходил на разные рынки с разной нумерацией. На японском рынке он известен как SANYO MR-X20 BigBen, а для американского и европейского рынка как SANYO M-X960 SUPER WOOFER. На внутреннем рынке он имел рекомендованную розничную цену в 97.800 Йен, что по среднему курсу того года составляло примерно 450 долларов США. Да-да, ни смотря на наличие на борту разных фишек, стоил он на две тысячи йен дешевле чем его предшественник SANYO M-X920, что только подтверждает мой тезис о том что M-X920 был пиком инженерной и дизайнерской мысли компании SANYO. И тем не менее, по своим потребительским свойствам и дизайну, он расположился совсем недалеко от своего старшего собрата. Во всяком случае свою долю культовости он также вкусил в полной мере!
По физическим размерам M-X960 это очень большой и тяжелый аппарат. В отличие от своего предшественника он уже не столь вытянутый, но гораздо выше и глубже. На мой взгляд М-X960 стоит особняком с точки зрения дизайна в линейке аппаратов от SANYO. Действительно, его очень затруднительно называть классическим представителем семейства, хотя бы и потому что это один из немногих аппаратов этого производителя выполненного не в серебристом цвете. А на самом деле аппарат представляет комбинацию серебристого и болотно-серого цвета, совершенно замечательная комбинация, очень редко встречающаяся на магнитольном рынке.
Здесь я хотел бы сделать небольшое лирическое отступление и поговорить о цветах. Дело в том, что во времена моей юности, пришедшиеся на начало восьмидесятых, основная масса аппаратов как импортных так и доморощенных были либо серебристого, либо черного цвета и другие варианты представлялись очень экзотическими. Однако, когда в начале девяностых я первый раз попал в Японию и очутился на Акихабаре, то очень сильно удивился насколько аппараты для внутреннего рынка отличались от моделей для внешнего. И прежде всего это касалось именно цветового решения. Нет, конечно, и черные и серебристые аппараты в продаже присутствовали, однако очень многие модели были именно глубокого болотно-серого цвета, такое темное хаки. Причем в этом цвете производились и микросистемы и миди и даже полноразмерные Hi-Fi компоненты. Оказалось, что этот вопрос тесно связан с японской культурой, в которой и черный и белый цвет несут глубоко символический смысл, связаный с жизнью и смертью, в связи с чем японцы и старались мягко избегать ненужных ассоциаций и предлагать более спокойные и компромиссные цветовые решения для внутреннего рынка. При этом это цветовое решение распрастранялось и на аппараты расчитанные для внешнего рынка, но продававшиеся на территории Японии, например через сеть магазинов LAOX или мелких дилеров, продававших аппаратуру иностранцам. Был такой знаменитый японец, известный в русских кругах как Ёж, он торговал в магазинчике прямо у выхода из метро Акихабара под вывеской Аэрофлота. Однако был в Японии еще один очень известный продавец аппаратуры именно для русских, к сожалению я уже не помню как его звали, но его магазинчик находился на Акасака Мицукэ, практически по соседству с российским посольством, которое в свою очередь располагалось на Роппонги. Мы с пацанами у этого японца много аппаратуры купили перед отъездом, но мне запомнился один гениальный случай, который произошел в его магазине и свидетелем которого я стал. Мы с другом сидели у него в магазинчике, а он у него был маленький, метров двадцать квадратных, весь уставленный техникой от пола до потолка и пили чай. Хозяин вокруг нас суетился, все время подливал чай и подсовывал все новые и новые каталоги. Кроме нас никого не было. Вдруг, открывается дверь и с улицы заходит гениальный персонаж - мужичок лет сорока, может чуть побольше, очень небольшого роста, думаю метр шестьдесят не больше, но главное - он был в абсолютно белом костюме-тройке и скрипичным кофром в руках. Видимо он был музыкантом какого-то гастролирующего в Японии российского симфонического оркестра. Он сразу завладел вниманием хозяина магазина и начал набирать всяких товаров по-мелочи. Потом берет японца за рукав и говорит по-русски очень громко и чекто выговаривая слова:
- Мне нужен СD плеер, самый ЛУЧШИЙ какой у тебя только есть, но самый ДЕШЕВЫЙ! Понимаешь меня? Самый ЛУЧШИЙ и самый ДЕШЕВЫЙ! Есть у тебя такой?
Японец вытаращил глаза, заволновался, закивал головой, мол есть-есть, подводит чувака к витрине, стоящей посреди магазина, это была такая стекляная труба небольшого диаметра, внутри которой располагались переносные кассетные и СВ плеера и начал тыкать пальцеп на них.
Чувак какое-то время смотрел на витрину, потом спросил:
- Это точно самый ЛУЧШИЙ и самый ДЕШЕВЫЙ СD плеер?
Японец закивал головой, хотя совершенно точно не понимал сути вопроса, но четко различал слова “CD плеер”.
- Хорошо, беру, - сказал чувак в белом костюме, расплатился, забрал товар и ушел.
Когда за ним закрылась дверь мы с моим другом начали ржать во весь голос, а фраза о “Самом ЛУЧШЕМ, но самым ДЕШЕВОМ” стала у нас на всю жизнь своеобразным мемом , как теперь говорят, и мы частенько используем его когда хотим отметить абсурдность какого - либо заявления или предложения…
Что-то я отвлекся, так вот, мне почему-то очень запомнилась линейка микро и миди систем от PIONEER, по-моему называлась она PRIVATE, так вот она почти вся была болотно-серого цвета, очень красивая и некоторые из моих друзей купили себе такие системы именно такого цвета.
А возвращаясь к SANYO M-X960 следует сказать, что японцы еще в начале восьмидесятых практиковали выпуск аппаратов в комбинации именно с таким цветом, что было с одной стороны необычным, а с другой - очень интересным.
M-X960 решен в классическом моноблочном форм-факторе, где приемник традиционно располагался в верхней части. Он был четырех-волновым в отличие от МR-Х20, выпускавшемся для внутреннего рынка. Ручка настройки на волну располагалась на лицевой панели справа от шкалы, крупная, серебристая, крутилась с натягом и дарила ощущение дорогого аппарата.
Под шкалой располагались органы управления звуком - регуляторы управления мощностью Супер-Вуфера, низких и высоких частот, баланса, а также громкости с интегрированным в него управлением функцией LOUDNESS. Далее шли клавиши управления системой шумоподавления DOLBY, выбора типов ленты, выбора функций, режимов расширения стерео-базы и селектор выбора волны.
Ниже располагалась кассетная дека, совершенно замечательная для аппаратов данного класса, с возможностью выбора ручной или автоматической регулировки уровня записи и автопоиска на три трека в обе стороны. Здесь же располагались очень красивые классические стрелочные индикатора уровня записи-воспроизведения. Крупные и информативные, их было видно издалека и они всегда производили неизгладимиое впечатление на неподготовленных, да и подготовленных тоже, людей. Как и у M-X920 кассетная дека могла писать на ленте типа METAL с частотным диапазоном от 30 Hz до 17 kHz - очень достойно!
Акустические системы у аппарата тоже были очень крутыми - два вуфера по 12 см и два твитера по 5 см, Они были визуально оформлены в колоночки серебристого цвета, имели хромовые оконтовочки, а по краям в них были встроены очень маленькие и аккуратные микрофончики.
Но самым главным элементом аппарата, отличавшим его от любого другого аппарата того времени был встроенный сабвуфер, который располагался прямо по центру под кассетной декой. Вуфер был очень большой, диаметром в 20 см, поэтому его пришлось размещать под наклоном к горизонту , чтобы не делать глубину аппарата уж совсем запредельной! Скрывался вуфер за матерчатой сеточкой, при этом если смотреть на магнитолу спереди, то очень трудно было ожидать, что за этой сеточкой вас ожидал такой большой, практисеки полноразмерный сабвуфер, поэтому когда сеточка снималась сам вид этого огромного дифузора повергал людей в шок и вызывал ступор. Ничего подобного тогда на рынке не было в этом классе техники и я могу совершенно смело утверждать, что и инженеры и дизайнеры компании SANYO сделали феноменальную работу, притворив в жизнь такое необычное и очень оригинальное решение!
Как же это все играло?
Помните, я в своих обзорах часто говорил, что аппараты во многом, особенно в качестве звучания отражали стиль эпохи, времени в которое они выходили на рынок. И прежде всего это касалось культуры звукозаписи того времени, Уже в начале 80-х годов начала меняться культура звукозаписи с появлением новых музыкальных стилей, прежде всего это касалось рэпа, который требовал более выпуклых и энергичных низов. Я думаю, что выход на рынок M-X960 был своеобразным ответом на эту потребность. Вы хотите больше баса? Их есть у меня!
Баса у M-X960 действительно очень много, даже с запасом, но вот проблема - справляться с этим басом у него получалось не очень хорошо. Если его уровень убирать на минимальные значения, то звучание у аппарата появляется очень сбалансированное, ровное и красивое, а вот если поддать ему низкочастотного жару, то вам под каждое положение уровня громкости придется подбирать положение усиления низких частот. По-началу это кажется прикольным, но со временем начинает раздражать, и вы рано или поздно приходите к тому, что минимизируете усиление баса. А в чем тогда смысл оборудования аппарата таким крутым и мощным сабом? Да и откровенно говоря, бухает он этим сабом довольно грязновато, хотя наверное, это мои придирки, а чего еще ожидать от хлипкого пластикового корпуса?
И тем не менее, если все отрегулировать вмеру, аппарат порадует вас очень интересным и сбалансированным звучанием, с мягкими низами и очень красивой серединой. Мне очень нравится M-X960 еще и тем, что очень подходит под мои требования к аппаратам, которые я слушаю по ночам на малой громкоксти. Отдельный регулятор усиление мощности сабвуфера на малой громкости позволяет мне добиться очень комфортного, мягкого и богатого звучания, особенно для деликатных музыкальных стилей типа классического джаза или соула. Откровенно говоря очень небольшое количество аппаратов позволяет добиться столь замечательного результата в заданных условиях, а это дорогого стоит. Ни смотря на все противоречия этой магнитолы, я ее очень люблю и ценю. А сам факт того что это одна из самых искомых и желанных коллекционерами магнитол - только подтверждает мой тезис о неординарности данного аппарата.