Как вы разумеется уже догадались, следующий мой рассказ будет об абсолютно культовом аппарате - SANYO M-X920.
Лично мне кажется, что выпуск на рынок М-Х920 был неосознанной попыткой компании SANYO предложить покупателю совершенно идеальный, я бы даже сказал ультимативный аппарат в своем классе. Вы спросите почему “неосознанной”? Да потому что большое видится на расстоянии, да и логика прогресса предполагает что каждый последующий флагман должен быть лучше предыдущего и так обычно происходит до определенного этапа, а вот потом, после этого пика инженерной и дизайнерской мысли наступает спад и не выходят на рынок больше нетленные произведения индустриального искусства, а так, лишь жалкие тени его…. И хотя в последствии компания SANYO еще не раз отметилась в категории переносной аудиотехники отличными аппаратами, я субъективно склонен считать, что SANYO M-X920 стал пиком, недостижимой вершиной творчества сотрудников компании, преодолеть который им уже было не суждено….
Появился на рынке аппарат в далеком 1980-ом году по рекомендованой розничной цене в 99,800 Йен что по среднему курсу доллара того года составляло примерно 500 долларов США. Это было очень дорого для того времени, но ни смотря на это магнитола имела оглушительный успех на рынке и разошлась очень большими тиражами как в Японии, так и на внешних рынках. Вопрос - почему она стала на столько успешной? И ответ, на мой взгляд, кроется все в той же способности компании - производителя правильно услышать и понять потребности своего целевого потребителя.
Sanyo M-X920 воплотил в себе все тайные мечты рядового пользователя магнитол, для 1980-го года она была практически идеальной магнитолой с самым полным набором функций с одной стороны, и очень грамотным дизайном с другой.
Ну, давайте поподробнее…
SANYO M-X920 это полноразмерная магнитола, выполненная в традиционном моноблочном форм-факторе. Она не просто полноразмерная, я бы даже сказал что она довольно большая, и по-размерам может вполне конкурировать с JVC RC-M90 и SHARP GF-9000, с одним лишь только замечанием - она совсем немного, просто чуть-чуть ниже чем упомянутые флагманы от других производителей. Однако, справдливости ради, нужно сказать что это ее совершенно не уродует, даже наоборот - немного приплюснутый, или если хотите, “вытянутый” дизайн придает внешности аппарата некоторой динамики и “стремительности”, делает ее более утонченной, визуально легкой и очень стильной. Я вообще часто буду употреблять это слово в применении к этому аппарату, но он реально того стоит!
Глядя на М-Х920 я ощущаю преемственность с предыдущими аппаратами компании, особенно с моделью SANYO M-X720, аппарат получился очень “японским” благодаря утонченности линий и деталей, а также очень стилистически грамотному соседству светло-серого пластика и обилия хромированных “площадей” и деталей, которые очень контрастно подчеркнуты полу-прозрачными черными сетками грилей.
Прежде всего дизайнеры компании продолжили и практически довели до совершенства оформление шкалы приемника. Она как будто перекочевала от ранних моделей МR-Х910 и MR-X900, только стала более вытянутой и расположилась под небольшим углом к горизонту, стала полностью металлической, но при этом сохранила свою великолепную изумрудную подсветку, которая не просто активируется нажатием отдельной кнопки, но еще и фиксируется во включенном состоянии, посредством поворота этой самой кнопки вокруг своей оси. Очень породисто смотрятся стрелочные индикаторы записи-воспроизведения, пусть и не очень большие и информативные, но все-равно до мозга костей классические и от этого еще более привлекательные!
Интересный дизайнерский ход - справа и слева от шкалы приемника располагаются два микрофона, которые по высоте были немного ниже чем сама шкала, микрофоны располагаются за металлическими сетками и неискушенный пользователь мог принять их за твитеры.
Под шкалой приемникамы имеем просто огромную, почти во всю ширину между акустическими системами металлическую хромированную пластину с органами управления магнитолой. В нее интегрирована ручка настройки приемника, состоящая из двух регуляторов - грубой и точной подстройки. И опять интересное дизайнерское решение - часть ручки выходит за границы металлической лицевой панели, смотрится это очень здорово!
Ниже располагаются традиционные органы управления - клавиша включения аппарата в сеть, расширения стерео-базы, выбора типа ленты, активации системы шумоподавления, переключатель выбора режимов. Ниже, вторым рядом - регуляторы настройки звука: низких и раздельно высоких частот, баланса и громкости. Здесь же мы имеем переключатель LOUDNESS и выбора волн для приемника. Третим рядом внизу идут индикаторы и органы управления системой автопоиска на семь треков в обе стороны, переключатель ручной и автоматической записи, а также ручки регулировки ручного уровня записи. То есть тезис о том, что для своего времени аппарат был под завязку наполнен самыми передовыми функциями получает полное подтверждение.
Ну и в самом низу располагалась кассетная дека, с огромным окном и SOFT-TOUCH управлением. Здесь нужно отдельно подчеркнуть, что сама дека была просто выдающаяся для аппаратов данного класса. На ленте типа METAL она писала от 30Hz до 17kHz, в то время когда не каждая стационарная дека могла похвастаться такими показателями!
Акустические системы у аппарата были под стать кассетной деке - вуферы 18 см и твитеры 5 см располагались за полу-прозрачными сетками грилей, сквозь которые были видны хромированные пули, вид которых всегда оказывал столь сильное влияние на неокрепшие умы адептов и неофитов. Но справедливости ради стоит сказать что смотрелось это действительно очень здорово, особенно мне нравится как дизайнеры обыграли твитеры, они как бы врезаны в лицевую панель, а справа и слева от них располагались диаграмма и надпись “2 Way Speaker System”, как бы намекая на серьезный класс техники - сто процентное попадание в целевую аудиторию!
О звучании аппарата стоит поговорить поподробнее.
Дело в том, что SANYO M-X920, будучи флагманом и вообще ультимативным аппаратом компании, воплотил в себе не только “родовые” дизайнерские черты, но и “голос”, звуковой почерк, но только доведенный до совершенства, до абсолюта с точки зрения инженеров компании. Если вы помните когда я описывал звучание М-Х720 и особенно М-Х824, то указывал на одну особенность моего восприятия звучания этих аппаратов - а именно то, что мне постоянно не хватало “сочночти” звучания, которое обычно достигается путем выворачивание ручек низких и высоких, и даже при максимальных положениях обоих регуляторов у меня сохранялось ощущение недостатка регулировок и звук казался очень, даже слишком “ровным”, как будто аппараты играли в режиме DIRECT, столь любимои всеми аудиофилами страны. Так вот в М-Х920 этот характер звучания также доведен до абсолюта. Аппарат играет просто здорово и замечательно, но на мой вкус слишком “ровно” и “гладко”, мне совсем немного не хватает в таком звучании жизни. Еще раз повторю, что это происходит на уровне ньюансов и тонких ощущений, думаю, что девяносто девять процентов слушателей просто не заметят этой особенности подачи звукового материала, но я ощущаю ее очень чувствительно и мне она не нравится. Правда есть еще один момент - я сужу о звучании конкретного аппарата, которому без малого сорок лет, и я прекрасно понимаю, что вряд ли он звучит так же как новый аппарат, однако, для меня он стоит в ряду братьев и сестер от того же производителя, которые обладают теми же особенностями звучания, что позволяет мне делать осторожные выводы.
При этом не могу не сказать, что энергетики аппарату хватает на любой жанр. Обладая ко всему прочему, некоторой остротой в подаче материала ему очень хорошо удаются быстрые и агрессивные музыкальные жанры. Популярная музыка ивоспроизводится тоже очень хорошо, а вот для джаза лично мне не хватает задушевности.
Однако, при всех своих особенностях в звучании, аппарат совершенно по-праву занимает свое место на вершине магнитольного Олимпа вместе со своими основными конкурентами от других производителей, при этом, обадая настолько привлекательным внешним видом, аппарат завоеал сердца любителей переносной техники во всем мире, ни одна более-менее серьезная коллекция не обходится без этой модели, да еще время от времени она появлянется на рекламных материалах, посвященных винтажной технике, как символ того времени. И это очень показательно - плохую магнитолу никто и никогда не стал бы ассоциировать с эпохой в культуре 80-х годов.
Хорошая новость заключается в том, что аппаратов этой модели в свое время было продано очень много, в различных модификациях как для внутреннегог японского рынка, так и для внешнего, отчего сейчас вполне объективно ее можно купить в очень хорошем состоянии. Правда дешево стоить она не будет, если только не случиться чудо, но за вполне разумные деньги купить ее представляется вполне возможным. И если чисто внешне, фактурно, аппарат вам нравится - не сомневайтесь - берите смело, не пожалеете!