В мире магнитол, наряду с аппаратами довольно распространенными, существуют также образцы, которые очень редко встречаются, как на просторах интернет-аукционов, так и на полках коллекционеров соответственно. Если спросить у обывателя какие именно аппараты являются самыми распространенными, те без труда назовут две-три известные модели, такие, например, как Sharp GF-777, GF-800 или WF-939. А вот если спросить какие были самыми редкими, здесь возникнет загвоздка, что и не удивительно, на то они и есть самые редкие, не получившие широкого распространения, а следовательно, и неизвестные аппараты.
Об одном таком аппарате мы сегодня и поговорим.
На сегодняшний день в среде серьезных коллекционеров наибольший ажиотаж вызывают две модели, а именно TOSHIBA RT-S913 Bom Beat 40 и Snayo M-X820. При этом если спросить этих самых коллекционеров какой же именно из этих двух является самым-самым редким, то мнения обычно делятся пополам, в зависимости от того каким именно из двух этих аппаратов обладает опрашиваемый коллекционер. Потому что тех у кого в коллекции есть оба-два аппарата невыносимо мало, число их стремительно приближается к нулю и перспектив на улучшение ситуации практически не просматривается. Связано это с двумя причинами: первая - это то, что объем первоначального производства обеих моделей был катастрофически малым, а вторая - производная от первой - в связи с тотальным дифицитом современные цены на обе эти модели являются, не побоюсь этого слова, просто космическими. Чтобы вы понимали глубину проблемы ( или высоту отчаяния ) цена на эти модели превышает семь ( !!! ) тысяч долларов по текущему курсу. Я лично видел пару предложений на M-X820 за 450 тыс.руб., что на мой взгляд не просто неоправданная цена, а уже даже смехотворная. Причем как ни странно, находятся люди, готовые отдавать за винтажную магнитолу такие деньги! А ведь за такие деньги можно уже купить неплохой подержанный автомобиль, потребительских свойств в котором несравнимо больше, нежели в какой-то там магнитоле, пусть даже и зверски редкой. А цена на TOSHIBA RT-S913 может даже превосходить этот уровень, уж даже не знаю почему…
Обе модели, как я уже говорил выше, очень редко встречаются на аукционах. Более чем за десять лет моего активного присутствия на всех тематических аукционах я видел предложения по обеим моделям не более чем три-четыре раза, и почти всегда это были аппараты далеко не в идеальном состоянии.
Однако, один раз случислось чудо. Лет семь назад болтался я как-то на eBay в разделе винтажных магнитол, вдруг, смотрю - выскакивает предложение на Sanyo M-X824 за какие-то смешные деньги. А Sanyo M-X824 - это модификация Sanyo M-X820 для американского рынка, плюс ко всему она еще по заводской конфигурации напряжения - мультивольтажная! А самое главное было в том, что продавец поставил ее по опции BUY NOW, что давало возможность купить ее по стартовой цене одним нажатием кнопки. Я сначала глазам своим не поверил, думаю, или подвох како-то, или чудо чудное. Потом немного отдышался, набрал в грудь воздуха и еще раз внимательно посмотрел объявление. Да нет, все правильно, Sanyo M-X824, состояние рабочие, потертости есть в рамках возраста, радио принимает, кассета крутится, цена “КУПИТЬ СЕЙЧАС” - 40 долларов. СОРОК ДОЛЛАРОВ!!!!
Руки у меня трясуться, упустить аппарат не хочется, но бесплатный сыр сами знаете где тоько бывает… Или не бесплатный? Как понять?
Читаю внимательно описание к аппарату еще раз - да нет, все понятно и прозрачно! Тогда я вхожу в просмотр других предложений этого продавца и обнаруживаю там штук 400 разных его предложений. и что бы вы думали он там предлагал? Правильно - всякую мелочевку из домашней утвари: старые игрушки, вилки-ложки, пепельницы, старые стулья, посуду и всякую другую ерунду. Были абсолютно понятны две вещи: первое - человек распродавал через интернет старый хлам с домашней распродажи. Знаете, это когда старые или новые собственники недвижимости выставляют перед домом ненужные вещи и распродают их по-доллару, еще и угощая покупателей по ходу процесса домашним лимонадом. Второе - это то, что продавец был совершенно не в курсе что же именно он продает!
А значит что мне выпал счастливый билет!
Я немедленно вернулся на страничку предложения и нажал кнопку “BUY NOW”, даже еще не будучи уверенным что продавец делает доставку в Россию. Но, слава богу, обошлось и он посылку в Россию отправил совершенно без проблем, а я стал счастливым обладателем Sanyo M-X824! И трех минут с начала аукциона не прошло!
Сразу хочу сказать, что основное отличие M-X820 от M-X824 состоит в том, что у последнего верхняя и боковые панели не обтянуты пленкой по дерево, в остальном же это идентичные аппараты.
А теперь давайте поговорим о самой магнитоле!
В отличие от “переходной” M-X720, где часть органов управления находится на верхней панели, M-X824 представляет собой уже пример абсолютно классической магнитолы, где все органы управления находятся на передней панели.
Аппарат довольно крупный, чуть больше среднего, двух-полосный моноблок обилием хромированных деталей, что так любят адепты этого класса техники!
В верхней части аппарата традиционно располагался гибридный приемник. Вы, конечно, спросите что же означает “гибридный” в данном контексте? И я отвечу! В одном приемнике вы имели одновременно два типа отображения информации по настройке на нужную волну. Первая - классическая аналоговая, где по металлизированной шкале с разметкой волн, а точнее под ней, двигался маленький красный светодиод, который выполнял роль классической стрелки. А вот под этим светодиодом по выделенной прорези двигался небольшой прямоугольный жидкокресталлический дисплей, который был совмещен с индикатором настройки и отображал в реальном времени, да еще и в динамике текущую честоту настройки и волну! Это было совершенно уникальное решение для техники данного класса! Я никода и нигде такого больше не видел! Сам процесс настройки превращался с одной стороны в ритуал, а с другой в аттракцион! Это было просто бесподобно наблюдать как с перемещением светодиода-стрелки по шкале также перемещается этот небольшой дисплейчик и как здорово изменяются на нем показания. Дико удобно, дико информативно и дико круто!
А принимая во внимание что сам тюнер у аппарата был выполнен на интегральных схемах с усилителем слабых сигналов, было понятно почему он так здорово принимает не только местные радиостанции, но и относительно далекие, вещающие со слабым сигналом в данном регионе! Только за такой приемник компания Sanyo была достойна войти в кагорту самых крутых производителей портативной техники, но она этим не ограничилась!
Кассетная дека у аппарата была тоже просто замечательная! Она была оборудована системой логического контроля за управлением механикой, системой шумопонижения для записи и воспроизведения, системой автоматической регулировки уровня записи, которую можно было переключить в ручной режим, разумеется автопоиском и автостопом. Ну и в дополнение она могла писать на ленте типа METAL с чатотным диапазоном от 40 Hz до 16 kHz.
Ну и смотрелась дека просто замечательно, как-то очень серьезно, по-взрослому! Особенно бросалось вглаза окошко с классическими стрелочными индикаторами записи-воспроизведения, визуально просто огромными - взгляд не отвести! И крышка кассетоприемника была подстать индикатору - массивная с огромным окошком, через которое можно было видеть кассету почти полностью. Я уже мнего раз говорил, что тогда это было круто, потому что сами кассеты порой были произведением дизайнерского искуства. В очень красивом магнитофоне устанавливалась очень красивая кассета и наступал катарсис!
Забыл подчеркнуть что кнопки управления кассетной декой были Soft-Touch, но это уже было правилом для техники данного класса.
Разумеется аппарат был оснащен очень качественной акустикой, 16-ти сантиметровыми вуферами и 5-ти сантиметровыми твитерами. Однако, это было еще не все. Мой мастер сказал что у магнитолы были какие-то очень интересные подвесы, изготовленные из какого-то специального материала, что позволяло аппарату воспроизводить очень специфическое звучание. К сожалению я не смог установить в чем особенность данных подвесов, никакой вменяемой информации в сети я не нашел, а жаль, было бы очень интересно узнать детали.
Лично мне очень нравится как выглядит аппарат с точки зрения дизайна! Я глубоко убежден, что конкретно эта модель является очень ярким примером сбалансированной и невероятно красивой классической магнитолы с правильными пропорциями, обилием хрома, очень красивыми грилями акустики и классическими стрелками. По красоте этот аппарат совершенно точно входит в пятерку самых красивых магнитол всех времен и народов. Особенно в модификации M-X820 с боковинами под-дерево!
Что касается того как аппарат играет, то тут все не так однозначно, как могло бы показаться вначале, или как могли бы ожидать все интересующиеся.
Во-пеовых хочу сказать что аппарат играет очень и очень интересно, у него очень глубокие низкие, спокойная середина и спокойные-же высокие. Есть одна особенность, которую я заметил, однако, хочу сразу предупредить, что сужу я о ней только исходя из опыта общеня с одним конкретным аппаратом, а именно моим. По причине большой редкости этой модели у меня не было возможности сравнить ее звучание со звучанием сестер, поэтому мое мнение может быть не вполне объективным, делайте на это скидку.
Так вот, мне показалось что звучание у M-X824 в некоторой степени аналитично, создавалось такое ощущение что аппарат все время играет в режиме DIRECT как на блочной Hi-Fi технике. Даже при активном кручении ручек BASS и TREBLE эта особенность в звуковом почепке сохранялась. Нет-нет, разумеется оба регулятора были исправными, и изменяли характер звучания в полной мере, но вот какая-то “сухость” оставалась. Мне почему-то так и не удалось добиться того комфортного уровня усиления частот, который бы позволил мне со сто процентной уверенностью сказать, что звучание аппарата меня полностью удовлетворило.
Хочу лишь подчеркнуть, что данная особенность не является слабостью данной модели, я прекрасно понимаю что найдется огромное количество людей, которым подобная подача материала наоборот покажется привлекательной. Но это не мой случай.
При этом весь основной музыкальный материал, который я обычно использую для тестирования был магнитолой отыгран очень хорошо. Я думаю что если бы у меня не было такого опыта общения с аппаратурой данного класса, я, возможно, даже и не заметил бы данной особенности звучания. Я, кстати, думаю, что эта особенность возникла как раз благодаря тем самым особым подвесам, о которых говорил мой мастер. Просто как гипотеза.
Ну и главный вопрос стоит ли этот аппарат тех денег, которые за него сейчас просят на рынке? Я считаю что нет. Я считаю, что его честная цена с учетом его редкости должна находится где-то в пределах от одной до полутора тысяч долларов максимум. Во всяком случае, если бы мне не удалось вытянуть счастливый билет и купить его за 160 долларов с учетом доставки, то я его покупать не стал бы. Точно так же как я не стал покупать Toshiba RT-S913 за те бешеные тыщи что за него просят. Даже с учетом того, что предложения практически нет.
Но финальное решение всегда за конкретным человеком, коллекционером, которому при наличии бешеных денего может вдруг нестерпимо захотеть приобрести себе в коллекцию и ту и другую модель.