To Agent Smith
<br>
<br>Причина моей нелюбви к цифровой записи проста как три копейки. С детства не люблю всякого рода "заменители". Не люблю ДСП, люблю настоящее дерево. Не люблю кожзам, люблю настоящую кожу. Не люблю аппроксимацию, люблю точность.
<br>
<br>Ох уж этот компакт-диск, ох уж эта цифра...
<br>
<br>Можно ли назвать это прогрессом? Более пятнадцати лет назад в дом любителей музыки пришла беда – появился компакт-диск. За несколько лет до этого цифровые методы стали использоваться для записи «мастеров» при изготовлении виниловых пластинок. Раньше для этого пользовались только методом аналоговой записи звука на магнитную ленту (что, слава богу, практикуется кое-кем и до сих пор). Не хотелось бы грузить Вас тем, что Вы и без меня знаете о цифровой записи, но, может быть, среди нас есть такие, кому эта популярная информация пригодится. В сильно упрощенном виде главное отличие цифровой записи от аналоговой состоит в том, что записываемая информация не является звуком в том виде, в котором он приходит к Вам от источника. Цифровую запись можно представить себе как своеобразный язык программирования, в котором высота звукового тона и его интенсивность задаются при помощи чисел. Информация о звуке запоминается в виде различных последовательностей нулей и единиц, т.е. запоминается не сам звук, а его численное представление.
<br>
<br>В процессе записи компьютер (условно) «смотрит» на (или, по-другому, сэмплирует) реальный звуковой сигнал много-много раз в секунду, заполняя «числовую таблицу». При воспроизведении записанного таким образом сигнала все тот же компьютер читает "таблицу" и реконструирует на ее основе звук, заполняя те пробелы, когда он на сиг-нал НЕ «смотрел» тем, что по его мнению там должно быть, основываясь при этом на том, что он все-таки успел увидеть. Иными словами, компьютер осуществляет лишь интерполяцию (приближение) звукового образа, создавая его заново всякий раз, когда воспроизводится та или иная запись. При аналоговой записи, напротив, звук записывается непрерывно, как единое целое.
<br>
<br>Попросите кого-нибудь сказать несколько слов и вслушайтесь в звук его голоса. Теперь представьте себе, что Вы слышите его голос лишь малую долю секунды, затем нет, потом снова слышите и т.д. до бесконечности. Вы слышите лишь часть гармоник и тональной структуры голоса. Вы слышите лишь часть колебаний его громкости. Вы слышите лишь часть его акустического взаимодействия с помещением, лишь часть реверберации.
<br>
<br>Или представьте себе картину на стене, рядом с которой висит ее отсканированная и распечатанная копия. В любом случае копия состоит из мелких, равноудаленных полосок. Понятное дело, что Вы можете предположить, как выглядела бы копия без полосок, но Вы не можете быть в этом уверены на все 100. На самом деле, рассматривая картину без полос, Вы обнаружите, что какие-то детали, может быть, даже целые небольшие предметы, были не видны Вам совершенно. Также происходит и при цифровой записи/воспроизведении: Вы слышите лишь часть музыки. А попытки компьютера восстановить пропущенные интервалы фактически представляют собой синтезированную замену музыкальных инструментов.
<br>
<br>Никто не спорит, тишина в паузах, имеющая место при цифровой записи, очень и очень соблазнительна. Именно она воспринимается многими как основное преимущество и отличие цифровой записи перед аналоговой. Тем не менее, эта тишина неестественна. Когда «цифра» не «видит» модуляции, компьютерный код, который при этом генерируется, просто отключает звук. Мы же с Вами прекрасно знаем, что, когда мы, например, сидим в зале, готовясь слушать музыку, а музыканты еще не играют, никто не скрипит стулом и не кашляет, мы все равно ощущаем звук окружающего нас зала, порой чуть ли не метаболически, что является естественным для человеческого слуха. Соблазнительная магия тишины, какой бы привлекательной она не была, в конечном счете наносит ущерб переживаниям, получаемым от музыки.
<br>
<br>Вот почему я не приемлю цифровой метод записи и ее главный продукт – компакт-диск, как ущербный источник, ухудшающий качество звучания, и еще один пример «мира всеобщей усредненности, посредственности и удобства ради удобства».
<br>
<br>Разумеется, тема эта сложна и противоречива, но те, кто смог разглядеть эти различия, продолжают пользоваться аналоговой звукозаписью и наслаждаться МУЗЫКОЙ. Я, например, обзавелся деками Nakamichi и утверждаю, что даже элементарная домашняя перезапись компакт-дисков на хорошую аналоговую ленту, в качестве крайней меры, вполне способна дать ту полноту, богатство и неповторимую красоту, на которую способна только аналоговая запись. Уф!
<br>
<br>Спасибо, что вытерпели.
<br>
<br>Рауль
<br>