Итак, обещанное лирическое отступление…
Недавно было проведено прослушивание магнитофона Накамичи ZX-7. В этом посту не будет никаких цифр, только субъективная экспертиза:) Тестирование проводилось в двух трактах: ламповом без тембров с напольными АС и транзисторном с эквалайзером с полочными АС. Тестирование в тракте с эквалайзером проводилось с целью повышения разрешения и более ясного воспроизведения всех нюансов. На две различные кассеты SONY HF-S и MAXELL UDI был записан один и тот же материал на магнитофонах Пио-нер СТ-S630S, Акаи GX-F25, и Маяк-231C. Следует отметить, что два последних аппарата доработаны примерно до уровня первого, но родовые черты имеются:)). В качестве материала использовался диск с фрагментами звучания различных музыкальных инструментов и частей муз. произведений, записанный лично П. Кондрашиным (не надо, наверное, объяснять кто это такой:))) напрямую с микрофонов без какой-либо обработки. Этот же мате-риал был записан также на Наке, на те же кассеты, для возможности сравнения в других трактах и на других магнитофонах. Перед записью проводилась калибровка по двум встроенным генераторам и азимуту. Надо заметить, что Анатолий очень хорошо настроил деку, калибратор работает верно, калибратор азимута Нака показал совпадение азимута на всех кассетах, что говорит о хорошей совместимости и корректности сравнения.
Для фанатичных поклонников Наков скажу сразу, что никто никого не “забодал на-смерть” при соревновании вышеназванных аппаратов. Такой разницы, как была замечена при сравнении винила и одноименного издания на СД не наблюдалось:))). Отличия есть в нюансах, о которых следует остановиться поподробнее.
При воспроизведении на Наке записей, виолончели и контрабаса, сделанных на других аппаратах Наку “понравилась” больше всего запись Акая. Бас и нижняя середина у этих аппаратов звучат очень похоже в обоих трактах, говоря об одинаковости в характере звучания голов. Примерно такой же звук внизу имел 670 Нак, я бы сказал, они даже был более подчеркнутым и мощным, чем у ZX-7. Звучание рояля “Стейнвейн” Наку больше всего понравилась в исполнении Пионера, тембр получился самым богатым, в звуке присутствовал воздух, и даже было слышно отражения от стен зала! Вероятно, этому способствовал 4х-частотный калибратор Пионера. Акаевский рояль на Наке звучал интересно, но без воздуха. Маяковский рояль играл тоже неплохо, но для Маяка рояль - это “жесть”!
)). В оценке записи джазового фрагмента с женским вокалом мнения Нака разделилось:))). Женский голос ему больше понравился в исполнении Пионера, а ударной установки – Маяка.
Теперь про запись Нака. Воспроизведение на Пионере. Система “Флекс” отключена для большей “верности”. С записью виолончели и контрабаса Нак справился велико-лепно. Безусловный лидер в группе. С записью джаза с вокалом справился тоже отлично. Бас и нижняя середина записаны лучше всего. Барабаны, (большой и малые) - лучшие в тесте, плотные и быстрые. Ближайший аппарат к Наку в звучании в этой части, – Акаи. У Пионера барабаны менее “собраны”, а у Маяка – рыхловатые. Женский вокал записан примерно одинаково с Пионером и Акаем, выделить лидера сложно, Маяк - аутсайдер! Запись рояля у Нака получилась примерно одинаковой с Акаем и Пионером, лучше чем у Маяка. А вот по записи высокочастотных ударных (тест на перегрузку) Нак уступил Пионеру и Маяку, имеющим СДП. Причем Маяку, в основном по уровню и эмоциональности удара, а Пионеру - по качеству самих высоких. Но выиграл у Акая, у которого запись была самой “грязной” в этой области. По сравнению с 670ым 7ка явно приобрела в звуке, он стал более яркий и ровный, нет такого звучания “германиевых транзисторов”. Тенденция к рисованию “крупными мазками” осталась, но нет такого “упрощения”, как на 670м, гораздо больше нюансов. Звук более открытый и похож на звучание современных дек. Окрашивания никакого нет, очень точная запись. Самый низкий шум из всех участвующих в тесте (без применения Долби). Тест на перегрузку подтвердил высокое качество Наковских голов, превосходство в этой части над Акаем (аппаратом тех же годов) и минимальной разницей с записью Пионера, но СДП ему бы не помешала;). В заключение хочу по-вториться, что всё вышесказанное относится к нюансам звучания, в целом все 4 аппарата звучат примерно одинаково, здесь вопрос выбора - личные вкусовые пристрастия, причём в тракте среднего уровня (300-500$ за компонент) подавляющее число слушателей разницы не заметят:)