Московский офис международной федерации производителей фонограмм (IFPI) подвел первые итоги состояния российского музыкального рынка в 2001 году. Расчеты пиратского сегмента были произведены на основании информации об изъятии музыкальной продукции правоохранительными органами и материалов, собранных представителями IFPI в различных регионах страны. Полученные данные показывают, что уровень пиратства в целом составил 64%, что примерно на 2 процента выше, чем в прошлом году. В 2001 году россияне купили 42 миллиона пиратских компакт-дисков и 154 миллиона пиратских компакт-кассет на сумму около $250 млн. Потери правообладателей составили примерно $575 млн. Наибольшая динамика роста продаж контрафактной продукции отмечалась по компакт-дискам в сегменте международного репертуара (39 млн. CD). Причин тому несколько. Во-первых, в России в прошлом году были пущены в эксплуатацию несколько новых заводов по производству компакт-дисков, также произошло наращивание мощностей на целом ряде действующих предприятий. Во-вторых, на российском рынке отмечались факты появления оптических носителей неустановленного производства, возможно, как местного, так и зарубежного происхождения. В-третьих, наряду с производственным фактором, расширению предложения контрафактных компакт-дисков способствовало открытие в Москве торгового комплекса 'ЛяЛя Парк', ситуация в котором мало чем отличается от бывшей 'Горбушки'. В-четвертых, причиной роста продаж CD стало ослабление административного ресурса. Ряд звукозаписывающих компаний, тиражирующих и торгующих предприятий, игнорировали оклейку своей продукции марками ГУП 'Информзащита' и обращались в судебные инстанции с жалобами на то, что им вменяют в обязанность действия, не подкрепленные законодательно. Наряду с наращиванием мощностей производства оптических дисков и ростом объемов реализации внутри страны все более значимым направлением деятельности отечественных 'предпринимателей' становится экспорт контрафактных дисков из России в страны ближнего и дальнего зарубежья. Национальной особенностью пиратского сегмента оптических носителей становится все более расширяющееся предложение музыки в формате MР3. Это направление развивается наиболее динамично, что объясняется расширением у населения парка мультимедийных компьютеров, на которых можно не только слушать музыку, но и смотреть видео, играть, бродить по Интернету и, конечно же, работать. Главной привлекательной особенностью MP3 является низкая стоимость (от 70 рублей) и огромный объем музыки до 13 часов, что вполне соответствует давнишней мечте многих россиян получать много радости и при этом не особо тратиться. По оценкам агентства InterMedia, в 2001 году в России было продано около миллиона дисков с музыкальными MP3-файлами.
На кассетном рынке наблюдалась иная ситуация. Впервые за последние годы объем реализации контрафактных кассет сократился примерно на миллион копий. Из 154 миллионов реализованных MC доля международного репертуара составила 94 миллиона копий, что на 40 миллионов кассет меньше, чем было в 2000 году. Одной из причин тому стало расширенное предложение легального международного каталога по конкурентноспособным ценам такими компаниями, как BMG, S.B.A./GALA Records/EMI, Universal, www.records/Warner Music, SPV/Студия 'Союз', EDEL/'Танцевальный рай', FONO, Irond, Grand Records, 'Квадро-диск' и др. С другой стороны, причиной снижения интереса к международному каталогу у пиратов стало отсутствие в 2001 году ярких проектов, способных принести быструю прибыль. Образовавшийся репертуарный вакуум был тут же заполнен контрафактными копиями местного репертуара.
Редакция Hi-Fi.ru