Что и как любят покупать россияне в Интернете
Thu, 28 Apr 2022 03:53:37 +0300 Thu, 28 Apr 2022 03:53:37 +0300Более 1000 респондентов приняли участие в исследовании E-Shopper barometer о тенденциях и перспективах онлайн-шопинга в России, проведенном компанией DPD group совместно с Kantar TNS. И вот основные выводы, которые можно сделать по результатам проведенного исследования.
Наиболее популярная категория товаров для онлайн-шопинга – одежда, далее следуют бытовая техника и электроника, а также товары для красоты и здоровья. Максимальный потенциал роста демонстрируют категорииБТиЭ и товары для спорта и отдыха.
При этом 79% российских онлайн-покупателей лояльны по отношению к сайтам, на которых они совершают покупки, – они всегда или регулярно приобретают товары на одних и тех же площадках. Доля онлайн-покупателей, постоянно совершающих покупки на различных сайтах, превышает среднеевропейский показатель на 8% (21% против 13%).
40% российских онлайн-покупателей отметили, что могут перестать приобретать определенные товары в сети преимущественно из-за опасений превысить свой бюджет, а также из-за низкого качества доставки и возврата. В частности, упоминалось, что часто доставляются не те товары, которые были заказаны, а также слишком долгие сроки доставки.
2% российских онлайн-покупателей вернули последние онлайн-покупки, при этом чаще всего возвращали товары из категории техники/электроники.
Факторы роста и барьеры для развития электронной коммерции
В ходе исследования было выявлено ТОП-12 факторов, стимулирующих пользователей совершать онлайн-покупки. 94% респондентовважнейшим фактором назвали прозрачную и полную информацию о стоимости доставки. На втором (92%) и третьем (91%) местах стоят возможность бесплатной доставки и отсутствие скрытых сборов. В числе важных критериев также упомянута полная информация о стоимости возврата.
К факторам, которые могут стать барьерами для онлайн-шопинга, относятся негативные отзывы в социальных сетях, отсутствие информации о дате доставки заказа, отсутствие необходимых товаров, а также дорогая, сложная или непонятная процедура возврата.
Таким образом, доставка и возврат представляются крайне важными критериями: они становятся стимулирующими факторами, если предоставляются бесплатно или на понятных условиях, и барьерами в противном случае.
Доставка, которую выбирают онлайн-покупатели
Для большинства (70%) российских онлайн-покупателей доставка последних покупок была бесплатной.
Наиболее распространенный способ получения заказа – доставка в почтовое отделение(ее назвали 43% респондентов, это один из самых высоких показателей в Европе).Далее следует доставка на дом (17% –этот показатель существенно ниже, чем в Европе, где такой вариант выбирает большинство). На третьем месте– доставка в пункт выдачи заказов (16%).
В качестве предпочтительного способа доставки в будущем чаще всего упоминается доставка на дом, за которой следует доставка в почтовое отделение – наиболее популярный вариант на сегодняшний день. Интерес к пунктам выдачи заказов и постаматам также довольно высок, 14% респондентов использовали его при покупках в интернет-магазинах. Российские онлайн-покупатели в среднем используют 2,1 места доставки, что является одним из наиболее высоких показателей в Европе.
Большинство предлагаемых вариантов доставки, и в особенности возможность выбора из нескольких вариантов, могут повысить вероятность совершения покупки на сайте. Доставка на следующий день, получение информации о процессе доставки в режиме реального времени и доставка в день заказа также являются важными факторами, влияющими на процесс приобретения товаров в онлайн-магазине.
Среди новых услуг в сфере доставки наиболее популярны вечерняя доставка в указанное время и возможность выбора интервала доставки в пределах часа.
Трансграничная торговля
Российские респонденты, которые ранее уже совершили по меньшей мере одну покупку на зарубежном сайте, оценивают долю своих онлайн-покупок в иностранных интернет-магазинах на уровне 20,2% –выше среднеевропейского показателя (19,2%).
69% онлайн-покупателей приобретали товары на зарубежных сайтах по меньшей мере один раз, при этом чаще всего в Китае (83%).