Австрийский оркестр и русский дирижер покоряют Америку
Thu, 28 Apr 2022 01:38:11 +0300 Thu, 28 Apr 2022 01:38:11 +0300Концерт открылся увертюрой к опере Вагнера "Фауст " - не зря Владимир Федосеев так виртуозно владеет искусством звуковой драмы. У задника сцены расположились басы, звук которых переплетался с высокой медью духовых, создавая звенящее облако, из которого мощным ливнем пролилась настоящая музыка Вагнера - осязаемая и цветистая, оживляющая в памяти то таинственно-тягучие образы "Летучего голландца", то контрастно-гармоничные темы из "Тристана и Изольды".
От дирижера музыкантам передавалось не только вдохновение, но и своеобразный "русский акцент": острый привкус от вступления скрипок и сменившая его уверенная теплота рожков в плавном переходе ко Второму фортепианному концерту Рахманинова, кажущаяся плотность звуковых тканей которого обернулась на деле тонким и четким кружевом.
Солист Рудольф Бухбиндер сумел привнести в исполнение стократно сыгранной музыки нечто абсолютно новое, неожиданно-личное. В последней медленной мелодии - теме прощания, на которой не раз сбивались с внутренного мелодически-смыслового рисунка музыканты, скатываясь к вульгарности, - смычок Бухбиндера извлек из скрипки почти забытую гармонию.
Прекрасно вели свою тему кларнеты и виолончели. Звук медленно нарастал, возвышался и тихо опадал, нисходя к мягкому пианиссимо, подводившему слушателей к порогу абсолютной тишины.
Шостакович обрушился великолепным ветром труб и фаготов. Оркестр едва не сбивался с ритма из-за неистовой манеры дирижирования Федосеева, однако маэстро быстро вернулся к спокойным властным жестам. Он и его оркестр наглядно продемонстрировали, как можно совместить огромный заряд энергии с абсолютным спокойствием. А как это получается? Это радость, ярость, порыв дикого зверя? Это свобода или принуждение? Вопрос пока остается без ответа. А скорее всего, ответ - в музыке.