Spb Software объявил результаты пятого ежегодного опроса владельцев КПК-смартфонов-коммуникаторов

Thu, 28 Apr 2022 02:53:08 +0300 Thu, 28 Apr 2022 02:53:08 +0300

Опрос Spb Software проводился на сайте компании с 10 по 24 ноября 2008 года. Целями опроса помимо стандартного определения социально-демографических параметров аудитории, являлось изучение лояльности пользователей к брендам - компаниям-производителям устройств, сотовым операторам, а также выявление основных сценариев использования КПК-коммуникаторов-смартфонов. С 2004 года Spb Software провела уже пять подобных опросов. Изначально исследование было нацелено только на пользователей програмного обеспечения Spb Software, однако, позднее опрос приобрел более глобальный статус – на протяжении последних лет в нем участвуют все, кому не безразлично происходящее в мобильной индустрии. В этом году опрос впервые был расширен за пределы платформы Windows Mobile – в нем участвовали также пользователи других платформ и, в первую очередь, Symbian (владельцы смартфонов Nokia и Sony Ericsson). В текущем опросе приняли участие несколько тысяч человек из 22 стран мира, включая Россию и страны СНГ. По сравнению с 2007 годом количество участников возросло на 50%. Русскоязычную версию анкеты заполнило 15% от общего числа респондентов. "Безусловно, результаты нашего опроса не являются 100% точной картиной потребительских предпочтений на рынке КПК-коммуникаторов-смартфонов," - комментирует Василий Филиппов, директор по производственным операциям и один из основателей Spb Software, - "Во-первых, опрос все-таки несет на себе некое "историческое наследие" в виде превалирования респондентов - пользователей платформы Windows Mobile. Во-вторых, мы собираем активную пользовательскую аудиторию, которая интересуется тематикой мобильных платформ. Это - не совсем среднестатистический пользователь. И тем не менее, наше исследование за прошедшие годы стало неким стандартом на рынке, который использует множество компаний как один из способов оценки характеристик целевой аудитории и сценариев использования мобильных устройств." Среди участников пятого ежегодного опроса компании Spb Software было розыграно три главных приза – сертификаты на приобретение ПО и мобильное устройство. Список победителей доступен по ссылке: spbsoftwarehouse.com/support/survey.php?en Результаты пятого ежегодного опроса владельцев КПК-смартфонов-коммуникаторов, проведенного компанией Spb Software Общие выводы из данных опроса:
  • Позиции безусловного лидера пользовательских предпочтений – компании HTC на русскоязычных рынках слабее, нежели вообще в мире. На просторах СНГ конкуренцию лидеру составляют ASUS и E-TEN/Glofiish
  • Русскоязычный пользователь коммуникатора-смартфона моложе зарубежного "коллеги" и более вероятно является менеджером высшего и среднего звена
  • На русскоязычных рынках как минимум в два раза более популярно одновременное использование двух СИМ-карт
  • Доля "взломанного" и не лицензионного ПО для мобильных платформ на "русском" рынке все еще как минимум в два раза выше, чем вообще по миру
  • Русскоязычные пользователи более требовательны к функциональной составляющей мобильных устройств
  • 0.25% русскоязычных участников опроса не смогли дать уверенный ответ относительно своего пола. Более детальные данные опроса c комментариями Василия Филиппова, директора по производственным операциям и одного из основателей компании Spb Software: 73% заполнивших русский вариант анкеты имеют возраст от 19 до 35 лет, 36% - в возрасте до 25 лет. Общая статистика участников опроса– лишь 57% имеют возраст от 19 до 35 лет, младше 25 лет лишь 24% опрошенных. Комментарий эксперта: это подтверждает данные других исследований, показывающих, что средний возраст активного пользователя коммуникатора-смартфона в России ниже, чем в Европейских странах и США. Порядка 70% участников опроса - из США и стран Европы (не включая Россию и страны СНГ). 15% участников опроса из России, 2% - из Украины, 0,4% - из Белоруссии, 0,13% - из Латвии, 0,12% - из Казахстана, 0.11% - из Эстонии, 0.1% - из Молдавии. 82% ответивших на русскоязычную версию опроса - из России, 11% - с Украины, 2% - из Белоруссии, 1% - из Казахстана. Ответы на русский вариант анкеты также приходили из Молдовы, Израиля и Латвии (по 0,5%), Азербайджана, Эстонии, Узбекистана и Германии (по 0,3%), США (0,2%), Польши, Чехии, Великобритании, Армении и Литвы (0,1%), Кыргызстана и Туркменистана (по 0,05%). 72% русскоязычных опрошенных имеют высшее или незаконченное высшее образование. 15% - студенты. 10% работают в сфере телекома и IT (17% - по всем странам), 85% - активно интересуются мобильной тематикой (доля "фанатов" в общем числе ответов – также 85%). Среди русскоязычных участников опроса больше доля менеджеров высшего и среднего звена, нежели среди всех респондентов (27% опрошенных против 17%), но меньше руководителей предприятий и владельцев бизнеса (4% против 13%). Список популярности производителей устройств для русского массива ответов выглядит так:
  • HTC - 28% (23% - собственно бренд HTC + 5% другие бренды устройств производства HTC)
  • ASUS - 14%
  • E-TEN/Glofiish - 12%
  • Nokia - 8%
  • HP iPaq - 6%
  • КПК Fujitsu-Siemens, коммуникаторы и смартфоны Samsung - по 4%
  • КПК и коммуникаторы Toshiba - 2%
  • Бренды Dell, MiTAC (Mio), Gigabyte GSmart, Rover, Sony Ericsson популярны у чуть более 1,5% опрошенных.
  • Остальные бренды набрали менее 1%. Среди общего числа ответов (весь мир) лидерство HTC гораздо внушительнее:
  • HTC – 46% (43% - собственно HTC + 3% устройства HTC под другими брендами)
  • HP и ASUS – по 6%
  • Dell и E-TEN – по 4%
  • Nokia, Samsung, Fujitsu-Siemens – 3% у каждого
  • MiTAC (Mio) – 2%
  • Palm, Sony Ericsson, Toshiba – по 1,5%. Комментарий эксперта: в России и СНГ за счет не операторской модели продаж конкуренция среди брендов выше, но ниже "входной порог" для выхода на рынок новичков. В последнее время очень хорошую динамику демонстрировали ASUS и E-TEN / glofiish. Первый – за счет высокого качества устройств, известности бренда в среде IT и сбалансированной продуктовой линейки (в частности, мощной "начинки" и, прежде всего, быстрого процессора). Второй – за счет крайне эффективного грамотного продвижения на рынке. Хит-порад моделей (предпочтения русскоязычных пользователей):
  • HTC Diamond P3700 – почти 5% опрошенных
  • ASUS P535 - 4,5%
  • ASUS P750 – 4,2%
  • HTC Touch P3450 и HTC 3300 (Artemis) – по 3.5%
  • HTC Touch Cruise P3650, glofiish X500+, glofiish X650 – чуть менее 3% каждый. Самой популярное устройство с QWERTY клавиатурой - HTC TyTN II – лишь на 9 месте с 1,5% опрошенных. Предпочтения общей массы участников опроса:
  • HTC TyTN II – почти 10%
  • HTC Diamond P3700 – 7%
  • HTC Touch Pro – 5%
  • HTC Touch Cruise P3650 – 3.5%
  • HTC Touch P3450 и HTC TyTN – по 3% В первой десятке "хитовых" устройств лишь одно не является продуктом компании HTC - Dell Axim X51v – 7 место с результатом порядка 2% Комментарий эксперта: данные подтверждают давно замеченную особенность русскоязычного рынка – низкую популярность форм-фактора бокового слайдера с QWERTY клавиатурой. Как видим, среди зарубежных участников такие устройства находят гораздо больше поклонников (HTC TyTN II и HTC Touch Pro – две позиции первой тройки). Из "старых" моделей, выпуск которых закончился более 2 лет назад, все еще активно используются русскоязычными участниками опроса – HTC 3300 (Artemis) - 3%, glofiish X500 - 2%, Dell Axim X51v, E-TEN M600, Fujitsu-Siemens Pocket LOOX 718/720 и N560, HTC TyTN, Qtek S200 – более 1% каждый. Среди всех опрошенных, как уже было сказано действительно популярной остается лишь Dell Axim X51v – 2% опрошенных. Предпочтения по мобильным операторам у русскоязычных участников получились такие:
  • МТС – 33%
  • Мегафон – 24%
  • Билайн – 23%
  • Киевстар – 3%
  • Теле 2- 3%
  • Life : ) – 2% 45% опрошенных используют две SIM-карты. Среди вторых "симок" лидирует МТС с 14% опрошенных, Билайн с 12%, Мегафон – 9%, Теле2 – 2%. Среди всех опрошенных пользователей доля абонентов двух сотовых операторов заметно ниже – лишь около 27%. На вопрос Купили бы вы еще раз мобильное устройство того же производителя? 83% русскоязычных опрошенных ответили утвердительно (у всех пользователей этот показатель ниже – 62%). Ту же самую модель согласны были бы приобрести 44% русскоязычных и 56% всех участников опроса. Среди основных критериев удовлетворенности мобильным устройством русскоязычные опрошенные называют:
  • функциональные возможности - важно для 81%
  • дизайн - 66%
  • наличие встроенного WiFi модуля - 55%
  • большой экран для удобства чтения - 49% Из наименее важных – хорошая музыкальная платформа (всего 10%). Больше всего недовольства в выбранном устройстве вызывает недостаток оперативной памяти (49% опрошенных), небольшой размер экрана и общая нестабильность аппарата (по 28%). Мнения всех участников опроса:
  • дизайн и встроенный WiFi – по 68%
  • большой экран для удобства чтения и функциональные возможности – по 47% Из наименее важного – хорошая музыкальная платформа (всего 15%). Больше всего недовольства вызывает недостаток оперативной памяти (34% опрошенных), слишком большой вес (26%) и высокая цена (22%). Комментарий эксперта: удивительно, русскоязычные участники чаще жалуются на нестабильность выбранного устройства, но при этом более лояльно относятся к выбранному бренду. Видимо, функциональная насыщенность действительно важнее всего остального. Даже веса и цены аппарата.  На вопрос о частоте смены используемого устройства ответы распределились так: раз в год – 26% русскоязычных и 21% всего числа пользователей, раз в два года – 27% русскоязычных и 26% общего числа. По мере поломки текущего устройства – 13% русских и 9% общего числа. Из наиболее частых сценариев использования устройства русскоязычные участники опроса назвали:
  • функции развлечения (игры, чтение книг, сидение в Интернете) – 90% опрошенных
  • звонки и текстовые сообщения – 84%
  • рабочие задачи (планировщик событий, календарь, офис) – 78%.
  • GPS-навигацией пользуются менее 60% опрошенных. Функция "push mail" востребована у порядка 20% опрошенных. 47% не выразили ни малейшей заинтересованности в использовании этой части функционала. Данные по всем пользователям:
  • рабочие задачи (планировщик событий, календарь, офис) – 80%
  • функции развлечения (игры, чтение книг, сидение в Интернете) – 79%
  • звонки и текстовые сообщения – 73% Больший процент пользователей использует функции GPS-навигации – почти 70%. Функцию "push mail" использует 31% опрошенных. Комментарий эксперта: вкупе с демографическими данными опроса приведенные данные по популярности сценариев использования позволяют предположить, что среди зарубежных пользователей действительно большее число бизнес-пользователей, в то время, как в России коммуникаторы и смартфоны более интересны студентам и молодежи. Выше развлекательная составляющая. Наиболее популярный вид программного обеспечения – бесплатно распространяемое. Им активно пользуется порядка 80% русскоязычных опрошенных и 75% всех опрошенных. Платным приобретенным ПО пользуется порядка 66% русскоязычных опрошенных. Из них это делают активно порядка 30%. У всех опрошенных соответственно – 79% и 48%. Порядка трети русскоязычных участников исследования честно признались, что активно используют "взломанное" и нелицензионное ПО для мобильных платформ. Среди всех пользователей таких – всего 14%. Комментарий эксперта: хотя доля пиратского рынка, как видно, в России и выше (не следует забывать, что часть русскоязычных опрошенных сознательно уменьшают степень своей заинтересованности в "ломаном" и нелегальном ПО), доля тех, кто готов честно приобретать используемое ПО уже сопоставима с тем, что мы наблюдаем в Западных странах. Чаще всего русскоязычные пользователи избавляются от надоевшего старого устройства или передавая его кому-то из знакомых-родственников (51%) или банально продавая его (48%). У всех опрошенных продажа – более популярный метод избавления от надоевшего гаджета – 45%, треть пользователей либо передает устройство кому-либо, либо использует как второй аппарат. Среди ответивших на вопросы русского варианта анкеты самыми популярными браузерами являются Opera (34%), Firefox (31%) и только на третьем месте идет Internet Explorer (29%). Комментарий эксперта: очень интересная цифра. То есть, среди технически подкованных и "компьютеро-мобильно активных" пользователей России, популярность браузера Microsoft существенно ниже, чем по рынку вообще. Осталось добавить, что среди русскоязычных опрошенных – 97% мужчин (у всех пользователей эта доля - 95%), 0.25% и 0.1% соответственно затруднились ответить на вопрос о своей половой принадлежности.

    Редакция Hi-Fi.ru