Опрос Spb Software проводился на сайте компании с 10 по 24 ноября 2008 года. Целями опроса помимо стандартного определения социально-демографических параметров аудитории, являлось изучение лояльности пользователей к брендам - компаниям-производителям устройств, сотовым операторам, а также выявление основных сценариев использования КПК-коммуникаторов-смартфонов. С 2004 года Spb Software провела уже пять подобных опросов. Изначально исследование было нацелено только на пользователей програмного обеспечения Spb Software, однако, позднее опрос приобрел более глобальный статус – на протяжении последних лет в нем участвуют все, кому не безразлично происходящее в мобильной индустрии.
В этом году опрос впервые был расширен за пределы платформы Windows Mobile – в нем участвовали также пользователи других платформ и, в первую очередь, Symbian (владельцы смартфонов Nokia и Sony Ericsson).
В текущем опросе приняли участие несколько тысяч человек из 22 стран мира, включая Россию и страны СНГ. По сравнению с 2007 годом количество участников возросло на 50%. Русскоязычную версию анкеты заполнило 15% от общего числа респондентов.
"Безусловно, результаты нашего опроса не являются 100% точной картиной потребительских предпочтений на рынке КПК-коммуникаторов-смартфонов," - комментирует Василий Филиппов, директор по производственным операциям и один из основателей Spb Software, - "Во-первых, опрос все-таки несет на себе некое "историческое наследие" в виде превалирования респондентов - пользователей платформы Windows Mobile. Во-вторых, мы собираем активную пользовательскую аудиторию, которая интересуется тематикой мобильных платформ. Это - не совсем среднестатистический пользователь. И тем не менее, наше исследование за прошедшие годы стало неким стандартом на рынке, который использует множество компаний как один из способов оценки характеристик целевой аудитории и сценариев использования мобильных устройств."
Среди участников пятого ежегодного опроса компании Spb Software было розыграно три главных приза – сертификаты на приобретение ПО и мобильное устройство. Список победителей доступен по ссылке:
spbsoftwarehouse.com/support/survey.php?en
Результаты пятого ежегодного опроса владельцев КПК-смартфонов-коммуникаторов, проведенного компанией Spb Software
Общие выводы из данных опроса:
Позиции безусловного лидера пользовательских предпочтений – компании HTC на русскоязычных рынках слабее, нежели вообще в мире. На просторах СНГ конкуренцию лидеру составляют ASUS и E-TEN/Glofiish Русскоязычный пользователь коммуникатора-смартфона моложе зарубежного "коллеги" и более вероятно является менеджером высшего и среднего звена На русскоязычных рынках как минимум в два раза более популярно одновременное использование двух СИМ-карт Доля "взломанного" и не лицензионного ПО для мобильных платформ на "русском" рынке все еще как минимум в два раза выше, чем вообще по миру Русскоязычные пользователи более требовательны к функциональной составляющей мобильных устройств 0.25% русскоязычных участников опроса не смогли дать уверенный ответ относительно своего пола.
Более детальные данные опроса c комментариями Василия Филиппова, директора по производственным операциям и одного из основателей компании Spb Software:
73% заполнивших русский вариант анкеты имеют возраст от 19 до 35 лет, 36% - в возрасте до 25 лет. Общая статистика участников опроса– лишь 57% имеют возраст от 19 до 35 лет, младше 25 лет лишь 24% опрошенных.
Комментарий эксперта: это подтверждает данные других исследований, показывающих, что средний возраст активного пользователя коммуникатора-смартфона в России ниже, чем в Европейских странах и США.
Порядка 70% участников опроса - из США и стран Европы (не включая Россию и страны СНГ). 15% участников опроса из России, 2% - из Украины, 0,4% - из Белоруссии, 0,13% - из Латвии, 0,12% - из Казахстана, 0.11% - из Эстонии, 0.1% - из Молдавии.
82% ответивших на русскоязычную версию опроса - из России, 11% - с Украины, 2% - из Белоруссии, 1% - из Казахстана. Ответы на русский вариант анкеты также приходили из Молдовы, Израиля и Латвии (по 0,5%), Азербайджана, Эстонии, Узбекистана и Германии (по 0,3%), США (0,2%), Польши, Чехии, Великобритании, Армении и Литвы (0,1%), Кыргызстана и Туркменистана (по 0,05%).
72% русскоязычных опрошенных имеют высшее или незаконченное высшее образование.
15% - студенты. 10% работают в сфере телекома и IT (17% - по всем странам), 85% - активно интересуются мобильной тематикой (доля "фанатов" в общем числе ответов – также 85%). Среди русскоязычных участников опроса больше доля менеджеров высшего и среднего звена, нежели среди всех респондентов (27% опрошенных против 17%), но меньше руководителей предприятий и владельцев бизнеса (4% против 13%).
Список популярности производителей устройств для русского массива ответов выглядит так: HTC - 28% (23% - собственно бренд HTC + 5% другие бренды устройств производства HTC) ASUS - 14% E-TEN/Glofiish - 12% Nokia - 8% HP iPaq - 6% КПК Fujitsu-Siemens, коммуникаторы и смартфоны Samsung - по 4% КПК и коммуникаторы Toshiba - 2% Бренды Dell, MiTAC (Mio), Gigabyte GSmart, Rover, Sony Ericsson популярны у чуть более 1,5% опрошенных. Остальные бренды набрали менее 1%.
Среди общего числа ответов (весь мир) лидерство HTC гораздо внушительнее: HTC – 46% (43% - собственно HTC + 3% устройства HTC под другими брендами) HP и ASUS – по 6% Dell и E-TEN – по 4% Nokia, Samsung, Fujitsu-Siemens – 3% у каждого MiTAC (Mio) – 2% Palm, Sony Ericsson, Toshiba – по 1,5%.
Комментарий эксперта: в России и СНГ за счет не операторской модели продаж конкуренция среди брендов выше, но ниже "входной порог" для выхода на рынок новичков. В последнее время очень хорошую динамику демонстрировали ASUS и E-TEN / glofiish. Первый – за счет высокого качества устройств, известности бренда в среде IT и сбалансированной продуктовой линейки (в частности, мощной "начинки" и, прежде всего, быстрого процессора). Второй – за счет крайне эффективного грамотного продвижения на рынке.
Хит-порад моделей (предпочтения русскоязычных пользователей): HTC Diamond P3700 – почти 5% опрошенных ASUS P535 - 4,5% ASUS P750 – 4,2% HTC Touch P3450 и HTC 3300 (Artemis) – по 3.5% HTC Touch Cruise P3650, glofiish X500+, glofiish X650 – чуть менее 3% каждый.
Самой популярное устройство с QWERTY клавиатурой - HTC TyTN II – лишь на 9 месте с 1,5% опрошенных.
Предпочтения общей массы участников опроса: HTC TyTN II – почти 10% HTC Diamond P3700 – 7% HTC Touch Pro – 5% HTC Touch Cruise P3650 – 3.5% HTC Touch P3450 и HTC TyTN – по 3%
В первой десятке "хитовых" устройств лишь одно не является продуктом компании HTC - Dell Axim X51v – 7 место с результатом порядка 2%
Комментарий эксперта: данные подтверждают давно замеченную особенность русскоязычного рынка – низкую популярность форм-фактора бокового слайдера с QWERTY клавиатурой. Как видим, среди зарубежных участников такие устройства находят гораздо больше поклонников (HTC TyTN II и HTC Touch Pro – две позиции первой тройки).
Из "старых" моделей, выпуск которых закончился более 2 лет назад, все еще активно используются русскоязычными участниками опроса – HTC 3300 (Artemis) - 3%, glofiish X500 - 2%, Dell Axim X51v, E-TEN M600, Fujitsu-Siemens Pocket LOOX 718/720 и N560, HTC TyTN, Qtek S200 – более 1% каждый.
Среди всех опрошенных, как уже было сказано действительно популярной остается лишь Dell Axim X51v – 2% опрошенных.
Предпочтения по мобильным операторам у русскоязычных участников получились такие: МТС – 33% Мегафон – 24% Билайн – 23% Киевстар – 3% Теле 2- 3% Life : ) – 2%
45% опрошенных используют две SIM-карты. Среди вторых "симок" лидирует МТС с 14% опрошенных, Билайн с 12%, Мегафон – 9%, Теле2 – 2%.
Среди всех опрошенных пользователей доля абонентов двух сотовых операторов заметно ниже – лишь около 27%.
На вопрос Купили бы вы еще раз мобильное устройство того же производителя? 83% русскоязычных опрошенных ответили утвердительно (у всех пользователей этот показатель ниже – 62%). Ту же самую модель согласны были бы приобрести 44% русскоязычных и 56% всех участников опроса.
Среди основных критериев удовлетворенности мобильным устройством русскоязычные опрошенные называют: функциональные возможности - важно для 81% дизайн - 66% наличие встроенного WiFi модуля - 55% большой экран для удобства чтения - 49%
Из наименее важных – хорошая музыкальная платформа (всего 10%). Больше всего недовольства в выбранном устройстве вызывает недостаток оперативной памяти (49% опрошенных), небольшой размер экрана и общая нестабильность аппарата (по 28%).
Мнения всех участников опроса: дизайн и встроенный WiFi – по 68% большой экран для удобства чтения и функциональные возможности – по 47%
Из наименее важного – хорошая музыкальная платформа (всего 15%). Больше всего недовольства вызывает недостаток оперативной памяти (34% опрошенных), слишком большой вес (26%) и высокая цена (22%).
Комментарий эксперта: удивительно, русскоязычные участники чаще жалуются на нестабильность выбранного устройства, но при этом более лояльно относятся к выбранному бренду. Видимо, функциональная насыщенность действительно важнее всего остального. Даже веса и цены аппарата.
На вопрос о частоте смены используемого устройства ответы распределились так: раз в год – 26% русскоязычных и 21% всего числа пользователей, раз в два года – 27% русскоязычных и 26% общего числа. По мере поломки текущего устройства – 13% русских и 9% общего числа.
Из наиболее частых сценариев использования устройства русскоязычные участники опроса назвали: функции развлечения (игры, чтение книг, сидение в Интернете) – 90% опрошенных звонки и текстовые сообщения – 84% рабочие задачи (планировщик событий, календарь, офис) – 78%. GPS-навигацией пользуются менее 60% опрошенных.
Функция "push mail" востребована у порядка 20% опрошенных. 47% не выразили ни малейшей заинтересованности в использовании этой части функционала.
Данные по всем пользователям: рабочие задачи (планировщик событий, календарь, офис) – 80% функции развлечения (игры, чтение книг, сидение в Интернете) – 79% звонки и текстовые сообщения – 73%
Больший процент пользователей использует функции GPS-навигации – почти 70%.
Функцию "push mail" использует 31% опрошенных.
Комментарий эксперта: вкупе с демографическими данными опроса приведенные данные по популярности сценариев использования позволяют предположить, что среди зарубежных пользователей действительно большее число бизнес-пользователей, в то время, как в России коммуникаторы и смартфоны более интересны студентам и молодежи. Выше развлекательная составляющая.
Наиболее популярный вид программного обеспечения – бесплатно распространяемое. Им активно пользуется порядка 80% русскоязычных опрошенных и 75% всех опрошенных. Платным приобретенным ПО пользуется порядка 66% русскоязычных опрошенных. Из них это делают активно порядка 30%. У всех опрошенных соответственно – 79% и 48%. Порядка трети русскоязычных участников исследования честно признались, что активно используют "взломанное" и нелицензионное ПО для мобильных платформ. Среди всех пользователей таких – всего 14%.
Комментарий эксперта: хотя доля пиратского рынка, как видно, в России и выше (не следует забывать, что часть русскоязычных опрошенных сознательно уменьшают степень своей заинтересованности в "ломаном" и нелегальном ПО), доля тех, кто готов честно приобретать используемое ПО уже сопоставима с тем, что мы наблюдаем в Западных странах.
Чаще всего русскоязычные пользователи избавляются от надоевшего старого устройства или передавая его кому-то из знакомых-родственников (51%) или банально продавая его (48%). У всех опрошенных продажа – более популярный метод избавления от надоевшего гаджета – 45%, треть пользователей либо передает устройство кому-либо, либо использует как второй аппарат.
Среди ответивших на вопросы русского варианта анкеты самыми популярными браузерами являются Opera (34%), Firefox (31%) и только на третьем месте идет Internet Explorer (29%).
Комментарий эксперта: очень интересная цифра. То есть, среди технически подкованных и "компьютеро-мобильно активных" пользователей России, популярность браузера Microsoft существенно ниже, чем по рынку вообще.
Осталось добавить, что среди русскоязычных опрошенных – 97% мужчин (у всех пользователей эта доля - 95%), 0.25% и 0.1% соответственно затруднились ответить на вопрос о своей половой принадлежности. Редакция Hi-Fi.ru