ЗАО "Гаджет-сервис" приступило к созданию первой в России сети сервисного обслуживания портативной цифровой техники. Эксперты считают, что создать масштабную сервисную сеть будет крайне непросто. Ее организаторы столкнутся с жестким дефицитом персонала, а главное, с инертностью потенциальных клиентов: российские потребители предпочитают покупать новые телефоны вместо того, чтобы чинить сломанные.
ЗАО "Гаджет-сервис" к середине 2008 года планирует создать на всей территории России 200 центров по ремонту портативной цифровой техники (на первом этапе проекта это будут мобильные телефоны и цифровые камеры). В создание этих центров к апрелю 2007 года планируется вложить $6 млн. К этому времени планируется создать в Москве производственно-ремонтную площадку для исправления сложных поломок, а также открыть в российских городах 50 сервис-центров (12 из них в Москве, 10 – в Петербурге). Два центра в Москве и один в Краснодаре уже открыты.
Как рассказал глава ЗАО "Гаджет-сервис" Михаил Дорогов, 90% акций компании принадлежат британскому инвестиционному фонду Hummersmith. По словам организаторов проекта, срок отдачи инвестиций должен составить чуть более двух с половиной лет. К этому времени "Гаджет-сервис" должен занять не менее 50% рынка услуг по ремонту портативной электроники. По оценкам Дорогова, в месяц в России ремонтируется порядка 300 тыс. мобильных телефонов, при этом годовая выручка ремонтников составляет около $110 млн в год.
Конкурентным преимуществом новой сервисной сети должен стать экспресс-сервис – оперативный ремонт телефонов. В лучшем случае они должны ремонтироваться в присутствии заказчика, в худшем – в течение суток. Как отмечают разработчики проекта, в небольших мастерских и сервисных центрах дилеров ремонт может тянуться неделями.
Эксперты отмечают уникальность проекта. По словам ведущего аналитика Mobile Research Group (MRG) Эльдара Муртазина, после развала советской системы бытового обслуживания таких сетей в России не создавалось: "Гаджет-сервис" окажется вне конкуренции. Мелкие ремонтные мастерские и сервисные центры дилеров работают крайне неоперативно и часто некачественно". В то же время господин Муртазин сомневается в высокой рентабельности проекта: "Она будет не выше, чем у сотовых сетевых ритейлеров, на уровне 10-15%". Кроме того компании крайне непросто будет набрать квалифицированный персонал.
По словам Михаила Дорогова, основными заказчиками его компании должны стать сетевые ритейлеры, предоставляющие покупателям гарантии на проданный товар. Однако сами ритейлеры сомневаются в эффективности такой бизнес-модели. По их мнению, проблемы с ремонтом проданной техники они могут решать своими силами. "Наш опыт показывает, что создавать отдельные сервисные центры и передавать ремонт техники сторонним компаниям неэффективно, – говорит директор по связям с общественностью "М.видео" Мария Бежанова. – Поэтому мы создали "М.видео-сервис", который занимается ремонтом техники, что позволяет нам гарантировать клиентам качество не только на этапе продажи, но и во время эксплуатации товара".
Но главной проблемой будущей сети, как считают участники рынка, станет специфика потребительского поведения российских пользователей мобильной связи. "Идея создания национальной сети сервис-центров сегодня выглядит странно. Сотовые телефоны, когда они ломаются, ремонтируют нечасто. Люди идут и покупают новые, благо цены на них регулярно снижаются. В сервисные центры в основном обращаются за сменой программного обеспечения или тюнингом, но эти услуги из разряда недорогих", - замечает аналитик ИК "Тройка Диалог" Михаил Терентьев.
Редакция Hi-Fi.ru