26 октября в Театре Эстрады выступит легендарная группа Van Der Graaf Generator, входившая в 70-х в пятерку лучших коллективов, игравших арт-рок - наряду с King Crimson, Pink Floyd, Jethro Tull и Yes.
История Van Der Graaf Generator берет отсчет в 1967 году в британском Манчестере. Началось все с барабанщика Джадж-Смита, который стал одержим идеей создания рок-группы, после того, как вернулся из путешествия в Хейт-Эшбери – знаменитую столицу мировой психоделии в Сан-Франциско. Вскоре в Манчестерском университете он знакомится с автором и исполнителем песен Питером Хэммилом и клавишником Ником Пимом. Из длинного списка возможных названий будущей группы музыканты выбрали предложенное Джадж-Смитом VAN DER GRAAF GENERATOR ( по названию электростатического генератора, придуманного в 1931 году доктором Робертом Ван Дер Графом).
Вскоре, инициатор создания группы Джадж-Смит ее покидает и лидером становится Хэммил, чей мощный вокал и мрачноватые тексты становятся визитной карточкой коллектива. Появляется целая группа новичков: клавишник Хью Бэнтон, бас-гитарист Кит Эллис и барабанщик Гай Эванс. Музыканты начали выступать в студенческих клубах, к группе проявили интерес пресса и продюсеры, однако кража инструментов и всей аппаратуры прервали первое турне ансамбля и привели к распаду группы в конце 1968 года. Хэммилл не прекратил концертных выступлений, а затем для записи сольного диска пригласил большую часть вышеперечисленных музыкантов. В конечном счете, альбом "Aerosol Grey Machine" вышел под вывеской "Van Der Graaf Generator".
В 1970 году вышел следующий альбом "H to He Who Who Am the Only One", записанный с участием Роберта Фриппа и сделавший группу классической в своем жанре. Мощные инструментальные партии, соединяющие в себе звучание меллотрона, органа, саксофона и мрачноватый, но впечатляющий вокал, производили необыкновенный эффект: грубый звук с ошеломляющим взаимодействием саксофона и клавишных плюс оригинальные гитарные аранжировки. В целом, группа производила невероятно обаятельное впечатление – худющий Джексон, умудряющийся играть на двух саксофонах сразу, при этом извлекая из них невероятные звуки; невысокого роста Бэнтон, колдующий над своим органом Hammond и создающий доселе не слышанные ритмические рисунки Эванс за барабанной установкой. Особенно хорош был голос Хэммилла - то взмывающий в безумной надежде, то погружающий слушателя в бездны отчаяния.
В 1971 году группу покидает Поттер, и с тех пор VAN DER GRAAF GENERATOR играют без бас-гитариста. В этом, ставшим классическим, ее составе в 1971 году был записан один из самых сильных альбомов коллектива Pawn Hearts. Неожиданно для всех пластинка добралась до первого места в… итальянском хит-параде. Когда группа в срочном порядке отправилась в турне по Апеннинам, офанатевшие до безумия итальянцы так ломились на концерты, что порой карабинерам, приходилось использовать слезоточивый газ.
По неизвестным причинам, после выхода Pawn Hearts, Хэммил распускает группу. В течение следующих четырех лет он выпускает четыре сольных альбома (правда, все равно записанные с соратниками по группе), а в 1975 собирает группу вновь. Замечательные альбомы "Godbluff" и "Still Life" были записаны на Рокфилдских студиях в Уэльсе. При записи диска "The Quiet Zone/The Pleasure Dome" в составе команды появились, басист Ник Поттер и скрипач Грэхем Смит (экс-"String Driven Thing"). В этот момент группа сократила свое название до "Van der Graaf", песни тоже стали короче, а звучание - более общепринятым.
В 1978 году коллектив снова был распущен. После распада группы каждый из членов пошел своим путем. Хэммилл гастролировал с ансамблем "Brand X" и продолжил выпуск альбомов. Стилистика его сольных работ значительно менялась со временем - в то время, как ранние его альбомы отличались богатством звучания, произведения следующего периода, в большинстве своем записанные в классическом составе Хэммилл-Поттер-Эванс-Эллис, с подключением саксофона Дэвида Джексона, оказались более неровными. Замечательный поэт, Хэммилл опубликовал две книги стихов и рассказов. Джексон, в конечном счете, реализовал себя как превосходный школьный преподаватель, а Бэнтон обрел новое призвание в реставрации и проектировании церковных органов. И казалось, что новом тысячелетии упоминания о Van Der Graaf Generator можно найти только в рок-энциклопедиях, но нам с вами повезло – они возвращаются.
И возвращение легенды предполагается триумфальным. Недавно выпущен их новый двойной студийный альбом Present, на первом диске - шесть песен, записанных в студии Питера Хэммилла, во второй вошли десять импровизаций. А в ближайшее время должна появится и ремастированная классика группы: The Least We Can Do Is Wave To Each Other, H to He Who Am The Only One и Pawn Hearts. На этих альбомах в качестве бонусов будут еще представлены и редкие треки, альтернативные и концертные варианты классических песен и композиций. Компания EMI по такому случаю даже открыла специальный сайт, посвященный возрождению группы.
На единственном концерте в Москве VAN DER GRAAF GENERATOR сыграют новый материал с последнего альбома Present и лучшие композиции за почти тридцатилетнюю историю группы.
состав Van Der Graaf Generator:
Peter Hammill - вокал Hugh Banton - клавишные Guy Evans - ударные Dave Jackson - духовые
Пресса о новом альбоме Van Der Graaf Generator:
«Триумфальное возвращение с новым двойным альбомом»
Time Out
«Их возвращение должно испугать молодых конкурентов…»
Daily Mirror
«Игра гитары Хэммилла - неожиданное удовольствие. Изумительный материал»
Jazz Wize
«На новом альбоме Хэммилл представил себе, что Джимми Хендрикс делал с гитарой, или Джон Колтрейн с саксофоном. Вне сомнения, это - возвращение года»
London Metro
«Неожиданный подарок. Культовые герои ... и такая электрическая, а порой и конвульсивная терапия»
Mojo
«Удивительно мощный альбом. В родословной - Джимми Хендрикс и Джон Колтрейн. Соперники – Black Sabbath и Дэвид Боуи»
Rip & Burn
«VDGG никогда не делали вещи наполовину и не полагались на прошлые заслуги. Новый альбом представляет их в таком же бескомпромиссном свете, который заливал их творчество и в прошлые времена»
What’s On
«Группа – одна из последних, чуть не похороненных сокровищ британской популярности во всем мире. В отличие от их современников, амбиции «генератора» музыкантов все еще издают волнующие звуки»
The Independent
26 октября, Театр Эстрады
Начало в 19.00. Билеты – от 600 рублей.
Организаторы: GreenWave Music
Аккредитация, организация интервью:
Ольга Мукачевская pr@greenwavemusic.ru,
тел. 9259821, 9286052.Редакция Hi-Fi.ru