Вчера компания IDC опубликовала отчет о состоянии российского рынка мобильных телефонов в 2004 году. Аналитики констатируют, что неизменный лидер местного рынка последних лет германский Siemens более не является крупнейшим поставщиком трубок в Россию - в прошлом году он скатился на третье место, уступив Motorola и Samsung. Участники рынка объясняют неудачи Siemens маркетинговыми просчетами и скудностью модельного ряда в ряде сегментов. В Siemens признают проблемы и надеются, что положение исправит реструктуризация сотового бизнеса компании.
По оценке IDC, российские продавцы сотовых телефонов поставили в прошлом году абсолютный рекорд по объемам продаж - в общей сложности они продали 27 млн трубок на сумму $4,5 млрд. По сравнению с 2003 годом в количественном выражении рост продаж составил 59%, а в денежном - почти 90%.
77% телефонов, проданных в России в прошлом году, были сделаны четырьмя компаниями: Motorola, Samsung, Siemens и Nokia. Главным событием 2004 года аналитики считают смену лидера в этой четверке - ее возглавила Motorola, чьи аппараты серии С20х аналитики IDC считают одним из хитов продаж прошлого года. IDC не приводит данные об объемах продаж телефонов каждого конкретного производителя, однако в исследовании отмечено, что компания Siemens по итогам прошлого года заняла в России только третье место. Для Siemens это беспрецедентное падение доли рынка. Германский концерн лидировал по количеству телефонов, проданных на российском рынке с 2001 года, когда хитом были аппараты от Siemens 35-й серии.
Не улучшились дела Siemens в России и в этом году. Как следует из опубликованного вчера отчета компании Mobile Research Group за первый квартал 2005 года, доля Siemens на российском рынке составила 16,9% (при этом, по данным MRG, всего в первом квартале в России было продано 8 млн телефонов). Таким образом, Siemens оказался на четвертом месте, уступая Motorola, Nokia и Samsung (см. график). Аналитики и участники рынка говорят, что к падению доли Siemens привели несколько обстоятельств. "Компания вела неоправданную ценовую политику на российском рынке - цены на аппараты Siemens на 20-25% выше, чем в Европе,- говорит глава MRG Эльдар Муртазин.- Это обстоятельство в сочетании с большим процентом бракованных телефонов и привело к снижению рыночной доли компании".
"По нашему мнению, в прошлом году Siemens был использован меньший маркетинговый бюджет, чем у лидеров,- отмечает пресс-секретарь компании "Евросеть" Татьяна Гуляева.- Кроме того, модельный ряд несколько уступал конкурентам... Motorola вела адекватную рынку ценовую политику, серьезные средства вкладывала в продвижение. По телефонам этой марки практически отсутствует "серый" рынок - менеджеры компании уделяют этому серьезное внимание".
Представители Siemens в целом согласились с выводами IDC и участников рынка. "Мы считаем, что в целом оценка компании IDC доли Siemens на рынке мобильных телефонов в России правильная,- заявил Ъ директор департамента мобильных и беспроводных телефонов российского офиса Siemens Сергей Яковлев.- Незначительное снижение доли на российском рынке объясняется недостатком моделей высокой ценовой категории. В течение года в большинстве сетей наших розничных партнеров доля Siemens превышала 20%". По мнению господина Яковлева, ситуация улучшится после реструктуризации в этом году подразделения Siemens, отвечающего за продвижение мобильных телефонов: "Эта реструктуризация позволит значительно сократить цепочки принятия важных бизнес-решений и сделает работу подразделения более эффективной".
О планах реструктуризации убыточного подразделения Siemens объявил в конце апреля. Компания намерена выделить эту структуру в отдельное юридическое лицо. В перспективе крупный пакет акций нового предприятия может быть продан стороннему инвестору.
Редакция Hi-Fi.ru