Сразу две крупные аналитические компании опубликовали противоречивые исследования мирового рынка КПК. Из отчета Gartner складывается впечатление, что дела на этом рынке обстоят неплохо - продажи и доходы за год выросли почти в два раза. Конкуренты из IDC не столь оптимистичны. По их данным, продажи КПК, наоборот, за год упали на 13%. А некоторые ведущие вендоры вообще предпочли покинуть этот "безнадежный" рынок. "Бизнес" решил выяснить, что происходит на российском рынке КПК.
Gartner или IDC
По данным Gartner, в 2004 году мировой рынок карманных компьютеров вырос на 6,6%. Повышение средней цены карманного компьютера до $353 принесло рынку рекордный доход в $4,3 млрд, что на 16,7% выше, чем в предыдущем году. Как считают эксперты Gartner, росту рынка способствовало увеличение поставок КПК с беспроводной связью и увеличение спроса на "микрокомпьютеры" в корпоративном секторе. "На рынке КПК наметился переход от простых органайзеров без коммуникационных возможностей, покупаемых потребительским рынком, к рынку, где 44% поставок в 2004 году включали устройства с интегрированными компонентами для беспроводных сетей, - говорит аналитик Gartner Тодд Корт. - Такие КПК обычно стоят дороже, что и позволило рынку получить дополнительный доход". Так, доход ведущего вендора, компании Hewlett-Packard, в этом сегменте достиг $1,132 млрд, а это 26% всех продаж карманных компьютеров в мире. Что касается средней цены, то на КПК от HP она выросла до $430. Правда, самые высокие доходы и рост поставок, по данным Gartner, у канадской компании RIM (Research In Motion). Рост продаж RIM составил 260%, а доходы - $806 млрд. По прогнозам аналитиков, в 2005 году RIM имеет все шансы стать ведущим мировым вендором по объему поставок КПК. Карманные компьютеры от RIM (BlackBerry) пользуются популярностью в Америке и Европе. Это так называемые интернет-пейджеры - устройства, предназначенные главным образом для работы с электронной почтой, в том числе с корпоративными системами на базе Lotus Domino и Microsoft Exchange Enterprise. Правда, в России КПК от RIM практически не знают. По объемам поставок впереди планеты всей оказалась компания PalmOne - за год ей удалось продать 3 726 172 КПК. Правда, этот показатель выглядит внушительным только по сравнению с цифрами конкурентов. В 2003 году PalmOne продала больше 4 млн КПК. Так что в прошлом году компания не только не нарастила темпы, но показала отрицательный "рост" (-10,7%). Аналитики объясняют "неудачи" PalmOne тем, что компания в значительной мере перешла на рынок смартфонов, а оценки этого сегмента Gartner в своем отчете по КПК не учитывает.
Рынок КПК "упал"
С оптимистическими выводами экспертов Gartner совершенно не согласны их конкуренты на "аналитическом поле". Пессимизм аналитиков IDC вызывает тот факт, что мировые поставки карманных компьютеров неуклонно снижаются уже третий год подряд. Так, в прошлом году (впервые с 1999 года) объем мирового рынка КПК упал ниже отметки в 10 млн устройств. А глобальный объем продаж снизился в IV квартале 2004 года до 2,8 млн штук, то есть падение по сравнению с тем же периодом 2003 года составило 18,7%. За весь прошлый год мировые продажи КПК не превысили 9,2 млн штук, хотя в 2003 году их было продано 10,6 млн. "Рынок КПК уже третий год подряд испытывает спад по причине "затоваренности" и жесткой конкуренции со стороны конвергентных мобильных устройств", - говорит аналитик IDC Дэвид Линсалата. По его словам, чтобы восстановить рынок, вендорам придется срочно расширять функциональность своих устройств за пределы одного лишь управления личной информацией. По данным IDC, несмотря на увеличение объема продаж на 25%, в IV квартале доля рынка HP (по сравнению с 2003 годом) снизилась на 2,7%, а поставки сократились на 10,7%. Некоторый рост сектора КПК у Dell эксперты объясняют успехом практики прямых продаж. Кроме того, в прошлом году компания сконцентрировалась на корпоративном рынке. В итоге по сравнению с 2003 годом поставки Dell выросли на 22% - в основном благодаря популярности моделей Dell x30 и Dell x50. Аналитики IDC не скрывают своего пессимизма по отношению к дальнейшему развитию рынка карманных компьютеров. Так, в прошлом году с него ушли ведущие вендоры - компании Sony и Toshiba. По мнению экспертов, это говорит об усилении конкуренции. Некоторым производителям удалось повысить свои продажи - за счет КПК с функциями управления личной информацией (PIM) и встроенными GPS-приемниками. Однако, по мнению аналитиков, этого недостаточно для завоевания новых сегментов рынка.
Российские пользователи распробовали КПК
"Мы придерживаемся оптимистической точки зрения на будущее рынка КПК, поскольку сами наблюдаем рост продаж КПК в нашей сети,- заявил "Бизнесу" директор по маркетингу компании "Белый ветер" Максим Захир.- Многие вендоры сочли наш рынок перспективным и теперь даже готовы поддерживать своих продавцов". Другие дистрибуторы также уверяют, что карманные компьютеры пользуются в России неплохим спросом. "У нас продажи КПК растут, причем во всех ценовых категориях",- сказал директор по маркетингу компании "М.Видео" Михаил Кучмент. Данные продавцов в общем подтверждают исследования российской группы SmartMarketing, которая, правда, посчитала не только КПК. В компании с карманными компьютерами оказались их близкие родственники - смартфоны и коммуникаторы. Всего в 2004 году на российском рынке было продано 179,25 тыс. КПК, смартфонов и коммуникаторов. По сравнению с предыдущим годом рост рынка составил 53%. Аналитики SmartMarketing отметили, что в прошлом году возникла внутренняя конкуренция между разными категориями мини-компьютеров. Именно по этой причине, считают в компании, рынок не смог преодолеть психологически значимого барьера в 200 тыс. единиц. Эксперты считают, что конкуренция между КПК и смартфонами станет основной интригой этого года. "КПК без коммуникационных модулей сейчас уже мало кому интересны, поэтому их продажи в этом году будут снижаться,- говорит аналитик "Финам" Олег Шенкер.- Но карманные компьютеры "со связью" вполне могут потеснить смартфоны". С аналитиком не соглашается PR-менеджер группы компаний DIVIZION Очир Манджиков. "Смартфоны более функциональны, чем КПК,- считает он.- Кроме того, моделей смартфонов стало больше, и цены сильно упали, это и обеспечило рост продаж". Тем не менее большинство игроков рынка считают, что смартфонам не удастся сильно потеснить своих "карманных" собратьев. "Это две параллельные ветки, которые будут сосуществовать, так же, как стационарный компьютер и ноутбук", - утверждает Максим Захир. А Михаил Кучмент вообще уверен, что спрос на смартфоны увеличивает рост спроса на КПК: "Смартфоны только прививают вкус к технологичным решениям". Коммерческий директор по работе с партнерами компании ACER Григорий Низовский уверен, что в итоге на рынке "выживет" компактное устройство, объединяющее в себе функции КПК и сотового телефона.
Лидерами российского рынка КПК аналитики ITResearch называют Hewlett-Packard, PalmOne, Fujitsu Siemens, Asustek и Nokia. "Самой большой популярностью у нас пользуется iPack от Hewlett-Packard, но неплохо продаются модели Fujitsu-Siemens",- говорит Михаил Кучмент из "М.Видео". Похожая картина складывается и в других сетях. "У нас, как и в целом на рынке, лидер - iPAQ,- сообщает PR-директор торговой сети "МИР" Елизавета Тотунова,- а второе место по продажам у нас занимают КПК Fujitsu-Siemens". По оценкам SmartMarketing, Fujitsu-Siemens заняла 14% российского рынка КПК. Несмотря на очевидное лидерство HP, именно у Fujitsu-Siemens был зафиксирован самый большой рост продаж в России. По данным IDC, в корпоративном секторе этот рост составил 33%, а в потребительском - 46%. В Fujitsu-Siemens "Бизнесу" сообщили, что в прошлом году объемы продаж КПК выросли более чем в три раза. "Мы планируем и дальше увеличивать нашу долю на российском рынке,- заявляет менеджер по маркетингу мобильных устройств представительства Fujitsu Siemens Computers в России и СНГ Дмитрий Шурыгин.- Сейчас мы занимаем второе место по Pocket PC и будем дальше отбирать у HP долю рынка".
В России традиционно лучше всего продаются модели средней ($400-600) и нижней ценовых категорий ($250-400). "Хотя следует отметить, что в последнее время наметилась тенденция увеличения спроса на "топовые", дорогие модели, обладающие максимальным количеством функций",- говорит Елизавета Тотунова из "МИРа". Индивидуальные пользователи используют КПК для хранения личной информации, общения по электронной почте, навигации и игр. В прошлом году спрос на карманные компьютеры сместился в сторону корпоративного рынка. По словам Елизаветы Тотуновой, на КПК переходят менеджеры и топ-менеджеры, которым ноутбук не всегда удобен, а для решения задач хватает производительности КПК. Правда, в компании ACER убеждены, что корпоративные пользователи гораздо меньше пользуются карманными компьютерами. "В России почти 80% рынка КПК занимает потребительский сегмент,- говорит Григорий Низовский из ACER.- Корпоративные закупки крайне малы".
Главное – совместимость
Что касается операционных систем, то еще совсем недавно в секторе "мини-ПК" преобладали платформы, "отличные от Microsoft". Одной из самых распространенных долгое время была Palm OS для "наладонников" от PalmOne, часть рынка занимали Handheld PC 2000 или Linux. Но в прошлом году позиции альтернативных ОС потеснила Windows Mobile для PocketPC. "Главной проблемой КПК всегда была их несовместимость,- говорит Олег Шенкер из "Финам". - Microsoft разработала свою платформу Microsoft Mobile Edition и тем самым сделала карманные компьютеры совместимыми с обычными настольными ПК". Кроме того, программного обеспечения под Microsoft выпускается значительно больше, чем под другие ОС. Все это, по мнению экспертов, способствует росту популярности этой платформы под КПК. Не говоря уже об агрессивных маркетинговых ходах Microsoft. "Успех КПК на базе ОС от Microsoft объясняется их родством с Windows-ПК, а также способностью Microsoft привлечь свыше 30 лицензиатов по всему миру",- говорит Тодд Корт из Gartner. Если в 2003 году на Microsoft приходилось 37,7% рынка КПК, то уже в 2004 году эта платформа заняла 43% рынка. При этом доля Palm OS снизилась с 50% в 2003 году до 36,3% в 2004 году.
Редакция Hi-Fi.ru