Рост рынка цифровых фотоаппаратов в ближайшие годы обеспечат люди, далекие от мира компьютеров, еще недавно остерегавшиеся связываться со сложными технологиями. Как показали опросы, проведенные в 2004 г. Агентством мобильного маркетинга (АМК), с февраля по сентябрь удвоилась доля желающих приобрести цифровую фотокамеру среди тех, у кого нет своего компьютера. Но о росте продаж фотоаппаратов таким покупателям говорить пока не приходится, отмечают производители.
Люди без опыта работы с компьютерной техникой задумались о покупке цифрового фотоаппарата, говорит партнер АМК Виктор Ларионов. По его словам, об этом свидетельствуют результаты двух опросов, в которых участвовали 1500 человек в Москве, Ярославле, Екатеринбурге, Новосибирске и Иркутске. По оценкам эксперта, в 2004 г. в России будет продано 200-250 млн цифровых фотокамер.
Если в феврале на вопрос, "планируете ли вы приобретение цифрового фотоаппарата", утвердительно ответили 4% участников опроса без собственного ПК, еще 18% сказали "возможно" и 78% ответили отрицательно, то в сентябре сказали "да" 8% и "возможно" - 34%. Причем среди всех опрошенных подавляющее большинство (86% в феврале и 84% в сентябре) составляли именно те, у кого нет своих компьютеров.
Среди обладателей ПК популярность покупки цифрового фотоаппарата также выросла: категорично о планах приобретения в феврале заявляли 38% владельцев компьютеров в феврале и 41% - в сентябре. Рост с 20% до 26% доли тех пользователей ПК, которые не хотят покупать фотокамеру, может объясняться увеличением с 14% в феврале до 19% в сентябре числа таких пользователей, которые уже ее приобрели. Это намного выше доли тех владельцев фотоаппаратов, у кого нет ПК, составившей 1% в феврале и 3% в сентябре.
"Другие результаты исследования показывают, что максимальный прирост пользователей цифрового фото, сделавших покупку в первый раз, ожидается за счет женщин, - добавил Виктор Ларионов, - а простота использования аппаратов и печати снимков является более важным фактором, чем цена".
Участники рынка цифровой фототехники пока не наблюдают притока покупателей, далеких от мира компьютеров, - но готовятся к нему. По продажам прирост незнакомых с ПК покупателей отследить невозможно, признает специалист по маркетингу московского офиса Fujifilm Дмитрий Плотников. "Но логично, что размер этой аудитории максимален, - добавил он, - и не стоит ориентироваться на рост рынка, исходя из обслуживания продвинутых пользователей". Сейчас многие компании ориентируются на неподготовленную аудиторию, говорит менеджер по работе с ключевыми клиентами российского представительства Nikon Максим Девятов. "Однако непонятно, насколько это актуально для России", - добавил он.
А по словам директора по продажам российского представительства Eastman Kodak Фиделя Эрранца, компания активно продвигает на рынке принтеры, позволяющие печатать с цифрового фотоаппарата без использования компьютера. "Но пока мы не можем похвастаться продажами, мы только начали развивать это направление в России", - сказал Эрранц.
Среди тех, кто раньше пользовался аналоговыми фотоаппаратами-"мыльницами", многие задумываются о покупке цифровой техники, считает исполнительный директор Grafitec Олег Полисадов. По его словам, к этому подталкивает общее удешевление расходных материалов для печати цифровых фотографий. Дешевеют и flash-карты памяти, на которых хранятся цифровые фотографии, говорит коммерческий директор департамента портативной техники "Евросети" Денис Черников. По его оценкам, вскоре стоимость хранения фотографий на flash-карте снизится и сравнится с аналогичным показателем для фотопленки.
Впрочем, пользователей ПК рано списывать со счетов. "По нашим исследованиям, летом 2004 г. около 75% покупателей цифровых фотоаппаратов в нашей сети являлись пользователями ПК, - говорит PR-менеджер "Белого ветра" Ольга Пьянова. А тайваньский компьютерный брэнд Acer собирается вскоре начать выпуск фотокамер c пяти- и шестимегапиксельными матрицами, ориентированных на продвинутых пользователей. "В стратегии Acer существует негласное правило: любое IT-направление, растущее более чем на 20% в год, автоматически попадает в поле зрение компании как интересное для инвестиций", - поясняет через пресс-службу генеральный менеджер Acer по СНГ Глеб Мишин. Он считает оптимальными для продаж цифровых фотоаппаратов российские розничные сети, которые сейчас торгуют ноутбуками Acer.
Редакция Hi-Fi.ru