Производители планируют выпуск портативных цифровых медиаплееров, но мало кто ожидает, что они в одночасье изменят рынок, как МР3-плееры типа iPod изменили музыкальную индустрию.
Видеоплееры с большим жестким диском и маленьким цветным экраном позволят загружать, хранить и просматривать телепередачи, видеофильмы, музыку, фотографии и другой цифровой контент. Samsung, Creative Labs и Archos нахваливают их за компактность и простоту использования: например, записав ночное телешоу, его можно будет посмотреть утром в метро по дороге на работу. В подтверждение коммерческого потенциала мобильного видео приводят впечатляющие цифры продаж iPod от Apple Computer.
Однако на пути к такому успеху, как у iPod, есть существенные препятствия, из-за которых, вероятно, два главных игрока на рынке портативных устройств — Apple Computer и Sony Electronics — не спешат выставлять на продажу собственные видеоплееры. «Пока это продукт для энтузиастов, но в будущем мы рассчитываем присоединиться к этому движению, — сказал Джеймс Бернард, продакт-менеджер Microsoft Portable Media Center, программного обеспечения, которое Microsoft разрабатывает для видеоустройств. — От энтузиастов моду подхватят другие».
Пока очень мало служб, предоставляющих соответствующий контент, и в первое время потребителям, чтобы просматривать видеопрограммы в аэропортах, поездах или автобусах, придется носить их с собой. Между тем еще до появления МР3 музыкальные устройства типа Walkman или CD-плеера уже были знакомы миллионам пользователей. «Людей, которые хотели бы носить с собой видео, гораздо меньше, чем тех, кто находит время для прослушивания музыки, и этот вид времяпрепровождения требует гораздо меньших усилий, — говорит аналитик NPD Techworld Росс Рабин. — Видео трудно смотреть на ходу».
В конце апреля примерно то же самое говорил глава Apple Стив Джобс, отвечая на вопрос о перспективах видео для iPod — устройств, которые только за прошлый квартал разошлись в количестве 860 тыс. штук. «Нельзя вести машину и одновременно смотреть фильм, — заметил он. — Как ни крути, это очень трудно». По его словам, музыку часто слушают между делом, занимаясь чем-нибудь другим. Поэтому Apple сосредоточилась на аудио.
Режим ожидания
Sony тоже хочет переждать первую волну видеоустройств. Недавно компания выпустила портативный плеер с жестким диском Vaio Pocket, но видео он не воспроизводит. Цветной экран Vaio размером 2,2 дюйма предназначен для отображения фотографий и обложек альбомов. Причины колебаний Sony заключаются не столько в том, каким образом люди будут просматривать видео, сколько в отсутствии подходящего контента.
«Мне кажется, что из-за отсутствия видеослужб выходить на этот рынок в США пока преждевременно», — пояснил генеральный менеджер Sony Electronics по маркетингу Vaio Майк Эбари. Другое дело родная для Sony Япония. Этот падкий на гаджеты рынок скоро получит видеоплеер Sony с кодовым названием Opera, куда видео можно будет загружать из ПК или телевизора.
Организация служб доставки контента — не такое простое дело, как создание веб-сайта. В числе главных препятствий — авторские права и пиратство. ИТ и индустрия развлечений пока не разработали стандарта защиты от копирования, гарантирующего, что защищенный авторскими правами материал не будет в массовых масштабах распространяться пиратским способом. Правда, на прошлой неделе был сделан первый шаг к такому стандарту.
14 июля несколько ИТ-компаний и киностудий — включая IBM, Intel, Warner Bros., Disney, Microsoft, Sony, Panasonic и Toshiba — создали альянс, который займется разработкой нового стандарта защиты от копирования для DVD, допускающего некоторый обмен между устройствами, но он, вероятно, появится не раньше, чем через несколько лет.
Несмотря на то, что в ближайшем будущем широко доступного и легко доставляемого контента ждать не приходится, аналитик IDC Джош Мартин отмечает, что некоторые потребители уже собрали достаточные коллекции визуального контента, чтобы считать устройства полезными. Кроме своих собственных цифровых фотографий и домашнего видео, они записывают телепередачи на цифровой видеорекордер. «Для некоторых энтузиастов, которые накопили цифровой контент такими средствами, как DVR, уже сейчас имеет смысл купить подобное устройство», — говорит Мартин.
Как бы не окосеть
Еще одна проблема — как сделать так, чтобы пользователь мог смотреть видео на ходу, причем на экране размером с кредитную карточку. «Есть два очевидных источника видео для этих устройств — ТВ-программы и кино, — говорит аналитик NPD Techworld Росс Рабин. — Но я не вижу потребителей, у которых было бы время для их просмотра на таких устройствах».
Значит, сервис-провайдерам придется подумать над новым видеоконтентом, который заинтересует потенциальных пользователей. В числе первых решений могут оказаться спортивные новости. В этом месяце Microsoft сообщила, что контент сайта главной лиги бейсбольных команд можно будет загружать в устройства посредством программного обеспечения Portable Media Center. Будут доступны полные и сокращенные записи игр, а также видеоклипы.
Другое естественное решение — это музыкальные видеозаписи, учитывая, что устройства могут воспроизводить и стандартные музыкальные файлы.
Старт дан
Несмотря на все эти вопросы, видеоплееры все же появляются. В этом месяце онлайновый магазин Amazon.com начал принимать заказы на устройства Creative Labs и Samsung с программным обеспечением Microsoft Portable Media Center. Они поступят в продажу летом текущего года по цене $500 и будут оснащены 20-Гбайт жестким диском и экраном размером около 3,5 дюймов. iRiver, Sanyo и ViewSonic также планируют выпустить плееры с Portable Media Center. Archos уже в этом месяце выпустит похожий продукт — ее устройства AV400 будут совместимы с программным обеспечением Microsoft, когда оно будет готово.
Portable Media Center позволит переносить видео из ПК под Windows ХР. Двухчасовой фильм загружается через интерфейс USB 2.0 примерно за три минуты, говорит Бернард из Microsoft. Видео воспроизводится по ТВ-стандарту с частотой 30 кадров/с.
У совместимых устройств будет цветной дисплей размером 3,5 или 3,8 дюйма, а ресурса батареи должно хватать на три часа непрерывного воспроизведения видео или 12 часов аудио. Жесткий диск емкостью 20 Гбайт или 40 Гбайт вмещает до 160 часов видео или до 10 тыс. песен.
Производители попытаются воспользоваться популярностью аудиоплееров как трамплином для привлечения потребителей к видеоустройствам. Они будут стоить дороже, а жесткие диски в первых видеоплеерах могут оказаться не такими вместительными, как в некоторых аудиоустройствах, зато потребители получат видеодополнение к своему аудио. «За этими устройствами будущее. Вопрос в том, какие преимущества они дадут сейчас», — говорит Мартин из IDC.
Другой вопрос: достаточно ли этих преимуществ, чтобы заинтересовать неподготовленных потребителей? Созданию рынка аудиоплееров способствовали аналоговые аудиоустройства, такие как Walkman от Sony. Видеоплееры же придется осваивать практически с нуля.
Предыдущие поколения портативных видеоустройств никогда не достигали того успеха, как аудио, отмечает Мартин. «Портативные видеоустройства, такие как DVD-плееры и телевизоры, существуют. Но массовыми эти продукты так и не стали».
Редакция Hi-Fi.ru