Появился еще один китайский бренд, который всерьез претендует на звание глобального, - компания по производству бытовой техники Haier. Всего за несколько лет за счет дешевых государственных кредитов и агрессивной экспансии на новые рынки компания вырвалась в лидеры рынка "белой" техники, опередив таких ветеранов этого бизнеса, как Toshiba и General Electric. Однако, несмотря на пафосные офисы в крупнейших деловых центрах мира и миллиардные обороты, бизнес большинства китайских компаний (и Haier не исключение) остается поверхностным, плохо управляемым и непрозрачным.
Компания Haier, производитель широкого спектра бытовой техники - от стиральных машин и бытовых холодильников до кондиционеров и мобильных телефонов, последние годы настойчиво работает над созданием глобального бизнеса. Сегодня это одна из немногих китайских компаний, работающих на зарубежных рынках под собственным оригинальным брендом. Большинство китайских компаний, не занятых в сырьевом секторе, производят на своих производственных мощностях продукцию под иностранными марками.
Haier располагает производственными объектами и дистрибьюторской сетью в сотне стран мира, а штаб-квартира американского представительства компании располагается в роскошном офисе на Манхэттене. Сама компания и ее президент - господин Руимин Чанг сегодня ходят в любимчиках западных СМИ. Недавно в американской прессе он был назван одним из 25 наиболее влиятельных бизнесменов в мире за пределами США. Far Eastern Economic Review и Financial Times одновременно признали Haier наиболее уважаемой китайской компанией. Нацелившаяся сегодня на звание глобального уважаемого бренда, компания еще 20 лет назад была небольшим и жутко убыточном предприятием по производству морозильников. В 1984 году контроль над ней приобрел бюрократ средней руки по фамилии Чанг. Новый владелец предприятия стал бороться за качество продукции и дисциплину на заводе, введя систему штрафов и поощрений. Все последующие годы компания бурно развивалась на дешевых госкредитах и расширялась за счет новых приобретений, став к 1991 году лидером отечественного рынка "белой" техники.
История Haier - наиболее характерный пример быстрого и успешного взлета на вершину мирового бизнеса практически из ниоткуда. В свое время большинство преуспевающих сегодня китайских компаний начинали свой бизнес с мелкой торговли. Это - в лучшем случае, в худшем - с банального воровства у государства и западных партнеров. Присвоение и копирование чужих идей, продукции, технологий и дизайна - в Китае это обычное дело. Хрестоматийной стала история американской компании Asimco, крупнейшего иностранного инвестора в Китае начала 90-х годов, которая вложила около $500 млн. в создание в этой стране автомобильных и пивоваренных производств. Один из китайских управляющих Asimco - г-н Ша по соседству с заводом резинотехнических изделий компании выстроил свое шинное производство, причем на деньги, уведенные у Asimco. После своего увольнения из компании он стал производить те же шины, что и Asimco, но уже на своих мощностях. Другой китайский менеджер компании - директор завода по производству тормозных колодок сбежал в Штаты, прихватив с собой из компании ценных активов на сумму $10 млн. Итоги производственной деятельности Asimco в Китае - банкротство и распродажа ее активов за бесценок.
Практически все сегодняшние гиганты китайского бизнеса, по мнению экспертов Economist Intelligence Unit, остаются заложниками своего быстрого роста. Структура большинства из них остается непрозрачной, сохраняется сильное государственное участие в их бизнесе. Даже г-н Чанг затрудняется с ответом на вопрос о структуре собственников его компании. Новые китайские ТНК стремятся к присутствию исключительно на высокодоходных иностранных потребительских рынках, патологически игнорируя свой собственный. Поэтому, несмотря на быстрые темпы роста (обороты Haier растут на 20-70% в год), бизнес их остается "размазанным", плохо управляемым и непрозрачным. Совсем не таким, каким он должен быть у компании мирового уровня.
Редакция Hi-Fi.ru