По оценкам аналитической группы SmartMarketing, в минувшем году общий объем продаж КПК на российском рынке составил (с учетом “серых” поставок) 131 030 штук, что на 60% выше аналогичного показателя 2002 г. (81 860 единиц).
При этом рыночная доля устройств Pocket PC выросла до 40% (с 33% по итогам 2002 г.), а доля карманных компьютеров, использующих платформу Palm OS, снизилась до 52% (с 61% в 2002 г.); доля машин Symbian увеличилась до 6% (с 5%), а остальных платформ — возросла до 2% (с 1%). Абсолютные же объемы продаж возросли во всех сегментах.
В сегменте Pocket PC доминирующей тенденцией остался бурный рост сектора моделей среднего уровня. По итогам 2003 г. наибольшая доля принадлежит компании Rover Computers (36,2% рынка в сегменте Pocket PC), на втором месте — HP (33,3%), на третьем — Dell (11,9%).
В секторе “Остальные” наиболее активно развивалась платформа Linux, прежде всего модель Sharp Zaurus. Кроме того, весомый вклад в общую рыночную долю сегмента внесли электронные переводчики серии Ectaco Language Teacher.
Из открытого отчета SmartMarketing следует, что по итогам 2003 г. пятью крупнейшими производителями КПК на российском рынке являются (перечислены в алфавитном порядке): Fujitsu Siemens Computers, HP, Palm, Rover Computers и Sony. Пятью же крупнейшими поставщиками КПК на российском рынке по итогам 2003 г. стали (также в алфавитном порядке): “Белый Ветер”, “МакЦентр”, “Вобис”, PalmShop.ru и RRC.
Интересно сравнить эти данные с результатами продаж “Белого Ветра”. В данной торговой сети в минувшем году число проданных в розницу КПК возросло по сравнению с аналогичным показателем 2002 г. на 60,14%. При этом на долю пятерки самых популярных у потребителей брендов пришлось 93,13% от общего числа продаж.
Лидируют здесь КПК iPAQ производства Hewlett-Packard с результатом 43,42%. Вторыми по популярности являются карманные компьютеры Rover PC (23%), далее идут Dell (12,07%), Toshiba (8,35%) и Palm (6,3%).
Представители “Белого Ветра” утверждают, что в их салонах продажи КПК PocketPC составили (в натуральном выражении) 88,33% от общего числа продаж, а машин на базе PalmOS — 11,67%.
Возможно, этот “перекос” (отличие от общероссийской статистики) связан с тем, что “Белый Ветер” исторически больше внимания уделял продвижению микрокомпьютеров, использующих продукты Microsoft, считая что интерфейс данных КПК более привычен и понятен пользователям персональных компьютеров.
Кроме того, в этих машинах реализована совместимость со стандартными Windows-приложениями (Word, Excel, аудио и видеопроигрыватели, игры и пр.), поддерживается синхронизация с Microsoft Outlook и присутствуют аппаратные решения, используемые в настольных компьютерах и ноутбуках (встроенный WiFi, беспроводной Bluetooth, инфракрасные и USB-порты, GSM-модули и т. д.).
Анализ аудитории покупателей карманных компьютеров (в “Белом Ветре”), показал, что основная доля продаж приходится на молодых специалистов и менеджеров среднего звена (63,28% от общего числа продаж). Далее идут топ-менеджеры (16,67%), студенты (13,6%) и школьники (6,45%).
Редакция Hi-Fi.ru