DVD останутся дешевыми

Thu, 28 Apr 2022 02:02:20 +0300 Thu, 28 Apr 2022 02:02:20 +0300

В Москве состоялась пресс-конференция, посвященная итогам проведения совместной акции Госторгинспекции Минэкономразвития и МВД РФ по пресечению незаконной деятельности в сфере интеллектуальной собственности под названием «Контрафакт 2004». В ее ходе была изъята продукция на сумму свыше 200 миллионов рублей, пресечена деятельность 48 предприятий, где выпускалась «левые» диски, возбуждено 189 уголовных дел. Также чиновники намерены лоббировать поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Гражданский кодекс РФ, которые позволят сотрудникам Госторгинспекции составлять протоколы по факту торговли контрафактными товарами. На фоне официальной статистики, согласно которой уровень «пиратства» в сфере производства аудио- и видеопродукции снизился на 20%, «Контрафакт 2004» выглядит победной акцией. По мнению компаний, выпускающих легальную продукцию, реальность далека от победных реляций. Акция «Контрафакт 2004» была разработана МВД России совместно с Госторгинспекцией Минэкономразвития РФ и проводилась в течение февраля. По словам начальника Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Алексея Орлова, главной задачей спецоперации была «декриминализация потребительского рынка в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности». Результатом стали пресечение деятельности 48 предприятий, которые изготавливали нелегальную аудио- и видеопродукцию, возбуждение 189 уголовных дел, выявление 6 тысяч административных правонарушений, а главное – изъятие контрафактной продукции на сумму 211 миллионов рублей. В частности, главный государственный инспектор по торговле РФ Надежда Назина сообщила, что с начала года было проведено 161 мероприятие по контролю за нелегальной продукцией, в том числе в торговых комплексах «Митинский» и «Горбушкин двор». Подобные мероприятия в последнее время стали в Москве довольно привычным явлением. Участились они в конце лета прошлого года: тогда в столице исчезла большая часть киосков, торговавших «левой» продукцией. Однако спустя некоторое время лоточники стали возвращаться на свои прежние точки. Например, к метро «Белорусская» поначалу подъезжала грузовая машина, с которой торговали «пиратскими» дисками. Теперь же там, как и прежде, работают несколько киосков, предлагающих самые последние новинки за «смешные» деньги. Аналогичная ситуация и возле станции метро «Калужская». Осенью в подземном переходе были закрыты два ларька: один торговал компьютерными играми, а другой – музыкальной и видеопродукцией. В течение нескольких месяцев первый просто пустовал, а во втором продавали только чистые кассеты и батарейки. На прошлой неделе торговля возобновилась, и, судя по количеству покупателей, идет довольно бойко. Тем не менее на прошедшей пресс-конференции ее участники заявили, что в прошлом году было изъято контрафактной аудио- и видеопродукции на 900 миллионов рублей, а уровень ее оборота снизился на 15–20%. С учетом того, что Россия в области пиратства считается одним из мировых лидеров, уступая лишь Китаю, где 90% всех продаваемых записей – нелегальные, в такое верится с трудом. Сомневаются в достоверности этих цифр и участники рынка. «Неясно, как исчислялась, например, стоимость изъятой продукции: по среднерыночным ценам или по ценам производства, – сказал RBC daily административный директор звукозаписывающей компании «БМГ Россия» Игорь Микрюков. – Разница существенная, ведь стоимость производства компакт-диска в упаковке и с полиграфией – не более 30 центов за единицу продукции, тогда как «пиратский» диск продается на «Горбушке» не менее чем за 70 рублей. Разница в оценке получается более чем в восемь раз». Вызывает сомнение у г-на Микрюкова и снижение доли «пиратской» продукции на 20%. «Простая арифметика дает следующий результат: контрафактных дисков выпущено 88 миллионов за 2003 год. Если изъято 2 миллиона, то это меньше 2,27%, – прокомментировал он RBC daily. – Если же посчитать по цене производства, выходит, что изъято почти 19,3% «пиратской» продукции, что невероятно, поскольку ГУБЭП обязательно сообщило бы об этом в абсолютных цифрах, а не в процентах, то есть что за год изъяли почти 17 миллионов «левых» компакт-дисков». Между тем работа по снижению объемов «пиратской» продукции действительно ведется. Как сообщили RBC daily в Ассоциации DVD-издателей, в пятницу на территории Пушкинского электромеханического завода было обнаружено оборудование для производства DVD-записей. Мощности принадлежащей ООО «ОКАПИ» техники позволяли производить до 2 миллионов дисков в месяц. «В России огромное количество производственных линий по выпуску DVD-дисков, – сказал RBC daily председатель ассоциации Андрей Посадский. – По моей информации, в стране не меньше семи нелегальных заводов, они все известны. Но проблема в том, что в отношении их руководства (а оно, как правило, подставное) будут приниматься те же меры, что и в отношении лоточников. Они могут получить от двух до пяти лет наказания, но, срок, как правило, дают условно». Сейчас, по данным г-на Посадского, на один легальный DVD в России приходится 7-9 «пиратских». По самым скромным оценкам, годовой оборот в этой отрасли составляет порядка 14 миллионов дисков. Причем если раньше DVD-продукция была довольно дорогим удовольствием, то сейчас производители начали снижать на нее цены. По некоторым позициям, например, оптовая цена легального DVD-диска составляет всего 4 доллара (пиратский при этом, правда, стоит 1,5 – 1,7 доллара). «Снижение цен на DVD возможно до 5 раз, – комментирует Андрей Посадский. – Но, сколько бы их ни снижали, у «пиратов» диски будут в два раза дешевле. Ведь они оплачивают только тиражирование (стоит всего 0,70 – 1,20 доллара), а легальным производителям приходится платить за авторские права, получение самого материала, его оцифровку, перевод и титрование, закупку дополнительных материалов, тиражирование, рекламную кампанию и обеспечение продаж». Аналогичного мнения придерживаются и в региональном представительстве IFPI (Международной федерации фонографической промышленности). «Снижение цен не станет решением проблемы, – сказал глава представительства по России и СНГ Игорь Пожитков. – Например, российские «дочки» иностранных звукозаписывающих компаний выпускают кириллические релизы по сниженным ценам, но перемен это не дало. Бороться экономическими мерами в данном случае невозможно, да и снижать цены до пиратского уровня мы не в состоянии. С таким же успехом можно предлагать Daimler-Chrysler снижать цены на «Мерседесы», потому что в России можно купить ворованную машину этой марки за 20–30 тысяч долларов». Что же до акций, подобных «Контрафакту», то они, по словам Игоря Микрюкова, имеют узконаправленный эффект, в то время как большинство «обнаруженных и закрытых «пиратских» производств» – работа на заказ.

Редакция Hi-Fi.ru