По инициативе Института сравнительных социальных исследований (CESSI) в конце 2003 года проводилось независимое исследование качества обслуживания в розничных сетях г. Москвы. Целью составления рейтинга было ознакомить потребителей с текущим состоянием сервиса на рынках различных товаров. Для рейтинга выбирались крупные торговые сети Москвы с известными потребителю торговыми марками.
Данное исследование проводилось на основе метода Mystery Shopping (Таинственный покупатель). Этот метод заключается в посещении магазинов сети специально подготовленными сотрудниками института сравнительных социальных исследований (CESSI) в качестве обычных покупателей. При продаже товаров и услуг, качество обслуживания является важнейшим критерием, по которому клиенты оценивают компанию, а Mystery Shopping позволяет оценить работу персонала с точки зрения потребителя. Подобный метод исследования является универсальным для розничных сетей различных сфер торговли, поскольку отображает стандартный набор компонентов обслуживания, необходимых для лояльности и удовлетворенности потребителя.
Уровень качества обслуживания рассчитывался, как средний балл по 20 параметрам обслуживания. При расчете индекса использовались такие параметры оценки, как: оформление магазина, качество встречи покупателя, компетентность продавца-консультанта, дружелюбие торгового персонала, готовность прийти на помощь покупателю, преодоление возражений покупателя, внешний вид продавца-консультанта и пр. Заранее разработанные критерии заносились в оценочную форму, которую и заполнял покупатель после посещения магазинов. Каждый параметр оценивался по 10-балльной шкале удовлетворенности. При расчете использовалась также общая удовлетворенность посещением магазина (1 - полностью НЕ удовлетворен, 10 - полностью удовлетворен). Все покупатели, участвовавшие в составлении рейтинга, прошли специальную подготовку, инструктаж и имели опыт в проведении аналогичных исследований. Для каждого покупателя разрабатывалась легенда, на основе которой и совершалась оценка.
Результаты исследования представлены в виде % от 100, которые показывают средний уровень обеспечения всех компонентов обслуживания, необходимых для удовлетворенности покупателя.
При составлении рейтинга, сети магазинов делились на несколько групп, каждая из которых включает в себя компании, специализирующиеся на продаже товаров одного направления. Таким образом, в рейтинге участвовали магазины мебели, бытовой техники и аудио-видео аппаратуры, магазины косметики и парфюмерии, обувные магазины, а также несколько аптечных сетей.
В группе "Электроника" лидером по качеству сервиса среди магазинов электроники (магазины бытовой техники, аудио-видео аппаратуры и пр.) стала сеть магазинов "МИР" - 88,6% из 100. Высокое качество обслуживания и в сети магазинов
"Техносила" (83,7%) - второе место в данной группе. На третьем месте находятся фирменные магазины "Аристон" (уровень обслуживания здесь составил 79,2%). Четвертое место в рейтинге получила сеть магазинов "Партия" - 76,4%. В сети магазинов "М.Видео" уровень обслуживания составил 75,3%. Наиболее низкий уровень обслуживания по результатам исследования, в сети магазинов "Эльдорадо" - 59,1%.
Редакция Hi-Fi.ru