На первый взгляд, декабрь - не время для парусного спорта. Но только на первый. Для двадцатилетней Кати Лавриной, влюбленной в моря и паруса, сезон продолжается круглый год. Летом - плавания, а зимой - планирование путешествий, книги по судовождению и кораблестроению и... постройка парусных судов. Причем из самого неожиданного материала. Свой первый корабль Катя построила из пластиковых бутылок. И назвала его "Конь Дикий" - сибирская транскрипция легендарного "Кон-Тики".
Тур Хейердал строил "Кон-Тики" из стволов бальсового дерева, по рецептам древних индейцев Перу. Это был научный эксперимент: может ли самодельный плот пересечь океан? Катю Лаврину на судостроительные эксперименты толкнула любовь к парусам в сочетании с отсутствием денег на приобретение "нормального" туристического судна - цены, начинающиеся от 5 000 долларов, далеко не каждому по карману. Поэтому пришлось прибегнуть к построению корабля из подручного материала. Но что можно обнаружить на побережье Обского моря? Консервные банки, полиэтиленовые пакеты да пластиковые бутылки. Они-то в 2001 году и стали основным материалом для строительства "Коня Дикого".
"Мы сшили из мешков из-под сахара длинные кишки (они называются гондолы), - рассказывает Катя, - и набили в них бутылки, примерно по 300 штук в каждую. Получилось примерно 450 килограммов грузоподъемности. Из срубленных в лесу жердей связали каркас, соорудили мачту, а парус сшили из старого ярмарочного зонта. На получившемся плавсредстве (судном это было трудно назвать, но оно действительно плавало!) мы с подругой ходили вдоль берега, изучали его поведение и параллельно штудировали литературу по кораблестроению. Постепенно мы на практике разобрались, для чего нужны те или иные части судна, а заодно и выяснили основные недостатки нашей конструкции. А я тем временем поняла, что уже не могу жить без моря".
К следующему лету Катя Лаврина готовилась серьезно. Всю зиму шила гондолы, паруса, спасательные жилеты и другое снаряжение. "Конь Дикий-2" уже потребовал некоторых финансовых затрат: парусина, брезент, веревки. Но зато на бутылочном судне усовершенствованной конструкции Катя с друзьями совершила полуторамесячное путешествие и облазила почти все острова Обского моря. "Конь Дикий" даже принял участие в парусной регате. Правда, то расстояние, которые "нормальные" яхты прошли за считанные часы, "Конь Дикий" преодолевал два дня, да и насмешкам подвергался изрядным. Кате говорили, что выходить в море на этом "плавсредстве" - безумие, что оно сразу развалится, что первый же шторм разнесет суденышко в куски. Впрочем, примерно то же самое в свое время скептики говорили и про "Кон-Тики". Но, видимо, авантюризм в сочетании с увлеченностью идеей творит чудеса.
И регату, и обскую "кругосветку" кораблик, сделанный из пляжного мусора, выдержал. Правда, он плохо слушался ветра, и команде порой приходилось идти на веслах, вручную толкать "Коня Дикого" вдоль берега или плыть по воле ветра в совершенно непредусмотренном направлении. Но Катя ко всем подобным неприятностям относится философски. Для нее плавание - в том числе практическая проверка конструкции "Коня Дикого" на прочность. Эксперимент удался - хорошо, а нет - так отрицательный результат - тоже результат; понятно, что в дальнейшем надо усовершенствовать конструкцию "Коня Дикого".
Катя Лаврина не намерена ограничиваться покорением Обского моря. Ее заветная мечта - совершить на самодельном корабле класса "Конь Дикий" кругосветное путешествие. По ее подсчетам, к 2009-2010 году она сумеет построить судно, на котором не страшно будет пуститься в подобную авантюру. От пустых бутылок, правда, пришлось отказаться - они сильно ухудшают маневренность судна. Взамен Катя сшила надувные гондолы из прорезиненной ткани (и результат не замедлил сказаться - в парусной регате "Конь Дикий-3" оказался одним из первых). А теперь на смену дереву идет металл - новый каркас для судна Катя сооружает своими руками в свободное от учебы время. А с материалами и оборудованием ей помогают друзья-корабелы, им явно пришлась по душе упрямая увлеченность юной укротительницы "Коня Дикого".
Редакция Hi-Fi.ru