В ноябре 2003 года исполнится 35 лет с того момента, когда музыка одного из известнейших композиторов современности – Филипа Гласса - впервые прозвучала в концертном исполнении.
28 и 29 ноября оркестр Филипа Гласса, во главе с самим маэстро даст концерты в Московском Международном Доме Музыки, а 26 ноября выступит в Санкт-Петербурге БКЗ «Октябрьский».
Филип Гласс – человек–легенда, при жизни получивший статус классика. К творениям Гласса можно относиться по-разному: одни признают за ним гениальность, другие замечают излишнюю патетику и монументальность звучания, но так или иначе, его имя давно вошло во все музыкальные энциклопедии, его творчество – предмет многочисленных исследований. Концерты Гласса с восторгом принимаются критикой и публикой по всему миру.
Имя Гласса часто вспоминается в связи с кинотрилогией «Кацци»/Qatsi режиссера Годфри Реджио. Связь не случайна: над первым фильмом трилогии – легендарным «Коянискацци»/Koyaanisqatsi Реджио работал в течение семи лет (с 1975 по 1982 год), и большую часть этого времени – при непосредственном участии Филипа Гласса, написавшего музыку, без которой, вероятно, картины бы не получилось вовсе. Последующие два фильма трилогии – «Повакацци»/Powaqqatsi (1988 год) и «Накойкацци»/Naqoyqatsi (2001 год) также стали совместными творениями Гласса и Реджио.
«Обычно композитор пишет музыкальные темы по заказу режиссера. Мы с Глассом сотрудничаем по-иному», - сказал в интервью Годфри Реджио, - «Мы делали фильм вместе, поддерживая друг друга и постоянно советуясь».
Концерты Гласса в Москве едва ли будут похожи на концерты в их обыкновенном понимании. На большом экране зала Московского Международного Дома Музыки – лучшего на сегодняшний день концертного зала столицы – зрители увидят собственно фильм «Коянискацци» (впервые после показа картины на Московском Международном кинофестивале 1983 года), а музыкальным сопровождением к фильму по-прежнему останется музыка Филиппа Гласса, но в «живом» исполнении его оркестра. И это сильно отличается от саундтрека фильма, записанного много лет назад. Как сказал Гласс в интервью: « … в то время мы только осваивали музыкальный язык, на котором теперь говорим бегло».
Филип Гласс родился 31 января 1937 года в Балтиморе. Будущий композитор познакомился с классической музыкой в раннем возрасте благодаря своему отцу, который часто приносил из магазинчика при своей радиомастерской плохо продававшиеся пластинки. Плохо продавались записи произведений Шуберта, Бетховена, Шостаковича. В шесть лет будущий композитор стал учиться игре на скрипке, затем – на флейте и фортепьяно. Поступив после школы в Чикагский Университет, Гласс изучал математику и философию, подрабатывал грузчиком и официантом. В 19 лет Гласс окончил учебу, перебрался в Нью-Йорк и полностью посвятил себя музыке. Затем он уехал в Париж, где получил предложение поработать над музыкой к документальному фильму – необходимо было перенести на ноты музыку великого индийского музыканта Рави Шанкара. Индийская музыка настолько увлекла композитора, что в течение нескольких лет он изучал неевропейскую музыкальную культуру в Северной Африке, Индии, Гималаях.
К 1974 году Гласс является автором многочисленных музыкальных произведений для своего коллектива – Ансамбля Филипа Гласса. Кульминацией этого периода творчества стала «Музыка в 12 Частях»/Music in 12 Parts и созданная совместно с Робертом Уилсоном опера «Эйнштейн на пляже»/Einstein on the Beach, одно из самых значительных событий музыкального театра ХХ века, бродвейская премьера которого состоялась 21 ноября 1976 года.
Следующей в трилогии опер-«портретов» была «Сатьяграха», написанная в 1980 году для Нидерландской Оперы – произведение о молодых годах Махатмы Ганди. Затем, в 1984, - «Ахнатен» для Штутгардского оперного театра.
Творческую жизнь Гласса можно условно разделить на два периода: до «Эйнштейна» и после. «До» он был известен только в Европе, где у него нашлись последователи в лице Дэвида Боуи, Брайана Ино и музыкантов «Кинг Кримсон»/King Crimson. «После» Гласс со своим ансамблем из семи человек дает концерты в крупнейших залах Токио, Парижа, Торонто.
Его произведения попали в чарты. О нем говорят, что он «навел мосты между классической и популярной музыкой». В ответ он утверждает, что «никогда не принимал такого разделения». Он напрочь отвергает звание минималиста, как, впрочем, и все другие.
Гласс работал с самыми известными и интересными личностями из мира современного танца, писал много произведений для театра и кино. В Москве будет показана, пожалуй, самая известная из киноработ Гласса - фильм "Коянискацци" режиссера Годфри Реджио.
Когда Годфри Реджио было 14, он вдруг пришел к заключению, что мир абсурден, и спастись от этого абсурда возможно только в монастыре. Вследствие такого заключения он присоединяется к католическому ордену «Братья во Христе» и на протяжении последующих четырнадцати лет посвящает свою жизнь смирению и молитве. В 1963 году Реджио становится одним из создателей организации, борющейся с юношеской преступностью, а немногим позже он организовывает медицинский центр в Санта – Фе. В 1974 году Годфри Реджио основывает «Институт регионального образования», некоммерческую организацию, в задачи которой входят развитие искусства и гуманитарных дисциплин. «Коянискацци» - дебют Реджио в качестве режиссера.
В переводе с языка индейцев племени хоппи «Коянискацци»/Koyaanisqatsi – значит «жизнь вне состояния покоя». Первый фильм трилогии «Кацци» увидел свет в 1983 году благодаря поддержке Фрэнсиса Форда Копполы, выступившего в роли продюсера.
Этому предшествовали семь лет работы, 35 километров отснятой пленки и бессчетное количество уникальных кадров кинохроники. Два года подряд на монтажном столе перед режиссером лежит целый мир, который предстоит собрать заново. Сотворить единство из хаоса без музыки было бы невозможно, и Реджио пригласил Филипа Гласса. Гласс взял за основу музыки обрядовые песнопения, Реджио продублировал заданный ритм монтажом. Получившаяся в результате кинопоэма стала легендой.
«Это неповествовательный, бессюжетно-медитативный фильм, сопоставляющий проявления природы и современной цивилизации в самых разных ее ипостасях», - так описывает содержание фильма пресса.
«Мы – киборги, инопланетяне на собственной планете. Наша жизнь – это промышленный конвейер, наш мир – это пластиковая матка искусственной вселенной», - говорит Годфри Реджио, - «Технология заменила нам Бога. Перед всевидящим оком компьютера мы готовы преклонить колени». Собрав осколки воедино, в мозаику «мира, слетевшего с катушек», Реджио смог убедить в том, что мы все подошли к последнему пределу, к краю бездны.
Более подробную информацию можно найти на сайте:
www.greenwavemusic.ru,
www.philipglass.com и
www.koyaanisqatsi.org
По вопросам аккредитации на концерты и пресс-конференцию: 9259821, 9286052
Редакция Hi-Fi.ru