Ученые из университета Париж-VI и научно-исследовательского института акустики и музыки Ircam сумели при помощи плоских громкоговорителей локализовать звук в пространстве.
Технология, разработка которой находится пока на экспериментальной стадии, позволяет по-новому построить отношения между аудиторией и звуком. Благодаря электронной обработке голос и инструменты освобождаются от фона своих искусственных источников - колонок.
Главная составляющая технологии - плоские громкоговорители, создающие звуковое поле, в котором сохранено первоначальное положение инструментов во время записи. Таким образом, слушателю необязательно находиться непосредственно между колонками, как в случае с тем же стерео и Dolby Digital. Слушатель может перемещаться и слышать звук "с разных сторон".
Любопытно, что в основу новой системы легли исследования голландского ученого Христиана Гюйгенса (1629-1695) в области преломления света. В своем "Трактате о свете" он впервые сформулировал принцип распространения волны и преломления света ("принцип Гюйгенса"). Применяя принцип Гюйгенса к звуку и используя плоские громкоговорители, французским ученым удалось создать множество источников звука, которые четко позиционируют звук в пространстве.
Специально для опытов были разработаны четыре плоские колонки размером 135х76 см и 25-ватные усилители фирмы Sonic Emotion. Координацию работы системы осуществляли три компьютера, которые подавали сигналы на усилители.
О внедрении системы пространственного позиционирования звука как в кинотеатрах, так и в домашних системах, по мнению разработчиков из Ircam, думать еще рано. "Эксперименты еще не закончились", объясняет профессор Париж-VI Этьен Кортель. Между тем, уже сейчас ученые говорят, что новая система предоставляет уникальную возможность в точности воссоздать в помещении звучание симфонического оркестра.
Редакция Hi-Fi.ru