Hewlett-Packard и Toshiba утверждают, что продажи их планшетных ПК — портативных компьютеров на базе Microsoft Windows XP Tablet PC Edition с электронным пером, сенсорным экраном и технологией распознавания рукописного текста — превышают прогнозы, сделанные в ноябре, накануне их выпуска. По словам вице-президента отделения Toshiba Марка Саймонса (Mark Simons), компания, будучи не в состоянии удовлетворить спрос, несколько раз увеличивала программу производства своего планшета Portege 3500. А вице-президент НР по персональным системам Тед Кларк (Ted Clark) уверяет, что «продажи планшетов превышали ожидания с самого момента их выпуска».
Планшетные ПК все еще составляют довольно малый сегмент общего рынка ноутбуков. Но для производителей эти устройства стали ярким пятном на рынке ПК, где все еще ощущаются последствия обвала, случившегося в 2001 году. По словам представителей Toshiba и HP, интерес к компактным машинам проявляют государственные учреждения, фирмы по торговле недвижимостью и организации здравоохранения, а также некоторые категории потребителей. Полуторакилограммовый планшет Compaq Computer TC 1000 привлекает заказчиков, которые обычно покупают мини-ноутбуки весом от 1,3 до 1,8 кг. «Tablet PC помогает распространить этот сектор рынка на других, кто желал бы купить небольшой ноутбук, или на тех, кто покупает вторую машину для использования наряду с десктопом», — говорит Кларк. НР подписала несколько крупных корпоративных контрактов, в которых фигурируют ее планшетные ПК. Кларк сказал, что недавно компания заключила соглашение на поставку тысячи планшетов крупной компании, отказавшись, однако, назвать ее.
Между тем, по словам аналитика IDC Алана Промисела (Alan Promisel), планшетные ПК «за короткий период времени с момента своего появления зарекомендовали себя лучше, чем ожидали в отрасли». По оценкам этой аналитической фирмы, в 2002 году в США было продано 150 тыс. планшетных ПК. Предполагается, что в 2003 году эта цифра подскочит примерно до 675 тыс. устройств, что составит около 5% общего рынка ноутбуков.
Однако, хотя в целом эти прогнозы положительны, неожиданно высокий спрос застал Toshiba врасплох. Компания увеличила производство на 100% или около того, говорит Саймонс. Тем не менее ее планшетные ПК не всегда можно найти у торговых партнеров компании (сама Toshiba тоже продает их через собственный отдел продаж). И хотя затоваренным складам производители предпочитают очередь заявок, покупатели выражают недовольство необходимостью ждать, пока Toshiba выполнит их заказ. «Я, как и многие другие, считаю, что Toshiba должна была проинформировать нас, заказчиков, о своих проблемах, — пишет один из них в e-mail, адресованном CNET News.com. — Нужно честно сообщать планируемые даты поставок, особенно если поставщик чувствует, что не в состоянии выполнить все заказы в срок». Toshiba уверяет, что она реагирует на растущий спрос. «Каждый месяц мы повышаем пропускную способность каждого из наших каналов продаж, — говорит Саймонс. — Мы надеемся на улучшение ситуации начиная с марта».
Продажи планшетных ПК взяли хороший старт и в Европе. В недавнем отчете лондонской компании Context говорится, что в четвертом квартале на долю устройств Microsoft Tablet PC пришлось около 1% продаж в секторе ноутбуков — это значительная цифра для данной категории продуктов.
Редакция Hi-Fi.ru