В летописи симфонической музыки США перевернута еще одна страница: после 29 сезонов знаменитый Сейджи Озава покидает пульт главного дирижера Бостонского симфонического оркестра. На заключительном концерте в Бостоне он будет дирижировать Девятой симфонией Малера. А до этого Озава привез свой оркестр на берега Ист-Ривер, чтобы попрощаться с Нью-Йорком. "Прощание" растянулось на два концерта в "Карнеги-холле". Но Озава, если можно так выразиться, допустил "тактическую ошибку" - пригласил в качестве солиста на свои прощальные концерты Мстислава Ростроповича. И хотя первый концерт начался с "Для Сейджи!" Джона Уильямса, он скоро превратился в повторное празднование 75-летия великого русского музыканта.
Вместе с Бостонским оркестром Ростропович сыграл нью-йоркскую премьеру Второго концерта для виолончели с оркестром Эрика Тэнджи, а затем с потрясающим проникновением Концерт Дворжака. Музыкальный критик "Нью-Йорк таймс" Аллен Козини, не скрывая восхищения, пишет: "Большинство музыкантов, достигнув 60-летнего возраста, перестают интересоваться новой музыкой и предпочитают концентрироваться на углублении интерпретации своего сужающегося репертуара. Но вот Ростропович, которому исполнилось 75 лет, делает и то и другое. Его прочтение Дворжака обрело глубину за последние годы. Одновременно он продолжает пропаганду новой музыки и молодых композиторов, таких, как Тэнджи, парижанина, родившегося в 1968 году".
Через пару дней Нью-Йорк вновь обрел возможность насладиться "Славой". Он дает здесь три концерта уже в качестве дирижера. Два состоялись в "Эвери фишер-холле" в воскресенье и понедельник, последний пройдет сегодня. Мстислав Ростропович дирижирует симфониями Дмитрия Шостаковича - Седьмой ("Ленинградской"), Восьмой и Одиннадцатой ("1905 год") в исполнении Лондонского симфонического оркестра.
Линкольн-центр возобновил серию концертов под названием "Великие исполнители". Серия посвящена творчеству трех композиторов XX века, из которых двое русские - Рахманинов и Шостакович (третий Рихард Штраус). Тут следует подчеркнуть, что в Америке интерес к Шостаковичу в огромной степени подогревается его судьбой, которая с самого начала находилась "в тени Сталина". Этим и объясняется во многом "флюгерное" отношение здешних музыкальных критиков и историков к творчеству Шостаковича. Одни и те же его произведения, в особенности симфонии, ругают и хвалят в зависимости не от качества музыки, а от ее политической интерпретации: если она означает "компромисс с властью", то она плохая, если же "вызов власти", то гениальная. Кстати, фестиваль Шостаковича открылся документальным фильмом "Военные симфонии: Шостакович против Сталина" в театре "Уолтер Рид". Американская музыкальная критика всегда с большим подозрением относилась к Седьмой симфонии Шостаковича, считая ее "пропагандистской". Но вот с некоторых пор, "обнаружив", что композитор писал ее не против Гитлера, а против Сталина (!), эти же критики стали превозносить Седьмую как шедевр. Иногда создается впечатление, что американский музыкальный истеблишмент учился вульгарному социологизму у самого товарища Жданова, умевшего немного пиликать на скрипке и обожавшего при этом разносить творчество "сумбурных" композиторов.
Редакция Hi-Fi.ru