В субботу, 9 марта, исполнилось 20 лет с того дня, как из жизни ушел замечательный певец Леонид Утесов (1895-1982). "Я песне отдал все сполна", - эти слова из песни, которую пел Утесов, звучат как его жизненное кредо. Он обладал разносторонними талантами: миллионы людей знали и любили Утесова как великолепного актера, родоначальника отечественного джаза, блистательного исполнителя Бабеля и Зощенко. Его сердце "не знало покоя", Утесов играл на скрипке и гитаре, дирижировал хором и оркестром, был конферансье и солистом, эксцентриком и пианистом.
Всенародная слава пришла к Утесову с фильмом "Веселые ребята" и с тех пор не оставляла его ни на минуту. Для многих счастьем было не только услышать "звезду" советской эстрады, но и просто встретить его на улице. Сила Утесова заключалась в том, что он раскрывал "душу" песни, ее глубинную суть. Его искусство излучало необыкновенный оптимизм, жизнерадостность, веру в человека и любовь. Одним из первых он обратился к творчеству Исаака Дунаевского, исполненные им песни "Сердца", "Раскинулось море широкое", "Мишка-одессит", "Бывайте здоровы, живите богато" и многие другие навсегда вошли в "золотой фонд" отечественной культуры.
"Человек-эпоха" родился в Одессе, в своем родном городе он сделал первые творческие шаги. Истинное призвание к артисту пришло сразу. Выступать он начал в 15-летнем возрасте, тогда же талантливый юноша придумал себе псевдоним "Утесов", за которым "скрывался" Лазарь Вайсбейн.
Вот как пишет об этом в своей книге "Леонид Утесов" писатель В.Акимов: "За тридцать лет существования из Одесского коммерческого училища Генриха Файга был исключен всего один ученик. Это был отъявленный лоботряс и прогульщик Ледик Вайсбейн и, несмотря на молодые годы, известный футболист, гитарист, акробат, чтец-декламатор, борец и много чего еще. Пятый ребенок в семье портового маклера, он бы мог стать коммерсантом, но вовремя прерванная учеба толкнула его на артистическую дорожку. Так из Лазаря Вайсбейна получился Леонид Утесов. Он считал себя театральным артистом и имел-таки успех. Но особенно публика обожала Утесова-юмориста - его пародии, куплеты, сценки и тому подобную эстраду. А ведь это была одесская публика. Вообще, большая часть книги отдана Одессе, и вполне заслуженно. Она того стоит. Колоритные сценки, неподражаемый диалект и масса интересных людей - Бабель, Катаев, Котовский, Мишка Япончик. Со многими Утесов был знаком, а то и дружен. Пять лет он прожил в XIX веке, восемьдесят один год - в ХХ. Целая эпоха проходит перед читателем, создавая исторический фон подмостков, на которых выступал Утесов. Мировая война пощадила артиста, он муштровал новобранцев в учебном полку, и фронт оказался в стороне. Революция отменила черту оседлости, и Утесов получил возможность приехать в Москву. Там он комиковал в театрах, читал со сцены Зощенко и Бабеля, а потом создал теа-джаз, то есть театральный. В отличие от других джазовых коллективов, Утесов ставил эстрадный спектакль, где каждый музыкант играл свою роль, мог петь, а пюпитры с нотами отсутствовали. "Музыку толстых" периодически нещадно критиковали, но Утесов пользовался оглушительным успехом, пластинки его продавались сумасшедшими количествами, а свои одесские вкусы он постепенно научился смирять, отлично вписавшись в советскую действительность. И лишний раз доказал, что любимец публики должен до конца жизни находиться на сцене. И тогда он станет человеком-легендой". Не все в жизни знаменитого музыканта шло "гладко", за свою искреннюю любовь к джазу Утесова не раз обвиняли в "подражании буржуазной культуре". Вероятно поэтому звание "народный артист СССР" этот всенародный любимец получил лишь к своему 70-летию.
Редакция Hi-Fi.ru