«Контратака» – кино в России практически неизвестное, но безусловно заслуживающее внимания. Это экранизация одноименной бродвейской пьесы, которая была основана на советской драма «Победа» Михаила Рудермана и Ильи Вершинина. «Победа» была сочинена еще до войны, как предсказание будущих событий, и в СССР ее не ставили, поскольку она вышла в разгар «чисток», и ее молодых авторов чуть было не репрессировали – за компанию с маститым драматургом Владимиром Киршоном, который тоже в то время сочинил «оборонную» пьесу. И хотя в итоге особых претензий к «Победе» у партийцев не нашлось, советские режиссеры ее избегали. В Штатах же пьеса понравилась и быстро прижилась, когда ее в 1943 году переработали в «Контратаку».
По пути на Бродвей «Победа» превратилась из фантастической пьесы о неопределенном будущем в рассказ о событиях 1942 года. Действие было перенесено из Германии («малой кровью на чужой земле») в СССР, а немецкая крестьянка, случайно оказавшаяся вместе с пленными, превратилась в немецкую медсестру. Авторы фильма пошли дальше, и эта героиня стала подпольщицей Лизой, которая помогала десантнику Алексею Кулькову удерживать пленных под контролем и определить, кто из них офицер, на охоту за котором послали спецназ. Естественно, не все немцы жаждали сотрудничать, и атмосфера в подвале была максимально накаленной – в то время как здание пытались раскопать то ли свои, то ли нацисты. Критики были в восторге от этого триллера, и фильм, вероятно, удачно прошел бы в прокате, если бы не вышел в тот момент, когда война завершилась, и американская пропаганда вновь повернулась против СССР. Главные роли в картине исполнили Пол Муни (герой гангстерской драмы «Лицо со шрамом» 1932 года), Маргарит Чэпман и Харро Меллер.
Год: 1945
Студия: Columbia Pictures
Хронометраж: 90
Жанры: драма, военный фильм