5 лучших стримеров музыки: Hi-Fi
Wed, 11 May 2022 20:54:10 +0300 Wed, 11 May 2022 20:54:10 +0300ru рекомендует
5 лучших стримеров музыки: Hi-Fi.ru рекомендует
"Цифра" с каждым годом все в большей степени уходит в сети, а значит все более востребованы устройства для воспроизведения музыкального контента в подобном формате. Вариант использования для решения этой задачи универсального компьютера возможно и позволит сэкономить деньги, но для бескомпромиссных аудиосистем предпочтительнее обратить внимание на специализированные стримеры.
Мы уже достаточно подробно писали о том, что такое стриминг музыки и какие подходы и особенности есть в этой области аудио. В двух словах, цифровую часть подобного тракта можно функционально разделить на три блока - сервер, на котором хранится ваша фонотека, собственно стример (рендерер), задачей которого является считывание аудиофайлов с сервера и трансляция их на третий функциональный блок - ЦАП, который занимается преобразованием цифрового потока в аналоговую форму. Дальше все происходит как в обычной стереосистеме. Реализация этих трех блоков встречается самая различная - от полностью автономных источников, объединяющих в одном корпусе все три компонента, до полностью раздельного варианта, в котором сервер, стример и ЦАП выполнены в виде отдельных компонентов. С точки зрения качества звучания последний вариант представляется предпочтительным. В общем, все как в случае воспроизведения компакт-дисков.
Сегодня мы сконцентрируемся на "среднем" звене сетевого тракта - собственно на стримере. Пытаясь сформулировать какие-то общие требования для современного стримера, можно отметить поддержку музыкального материала высокого разрешения (PCM с разрешением как минимум вплоть до 24 бит / 192 кГц и DSD как минимум до DSD128), возможность работы с самым продвинутым на сегодня программным решением для стриминга Roon (Roon Ready) и поддержку популярных стриминговых сервисов в глобальной сети типа TIDAL. Все попавшие в эту подборку аппараты удовлетворяют этим требованиям.
Цена – 220 000 руб. (3300$ в США)
Самый аскетичный в плане функциональности и коммутации аппарат в нашей подборке. Чистый стример - никаких излишеств в виде внутренних или внешних накопителей, арсенала интерфейсов и встроенных ЦАП. Контент - только по сети через проводной Ethernet, ЦАП - только по USB. Зато в остальном - никаких компромиссов! Топовая модель компании SONORE объединила знаменитый стример ultraRendu c аудиофильским фирменным линейным блоком питания Signature Power Supply. Алюминиевый антирезонансный корпус, фирменный ultra low noise regulator в цепи «процессор – USB», высокоточные тактовые femto-генераторы, все это способствует достижению высочайшего качества звучания. В блоке питания работает заказной трансформатор от американской компании Mercury Magnetics, обеспечивающий идеально чистое энергоснабжение.
Силовой блок и основная плата устройства разделены экранирующей стальной пластиной, что исключает паразитные наводки на цифровую часть. Антирезонансные ножки из специального синтетического полимера надежно защищают аппарат от внешних вибраций. Поддерживается воспроизведение материала в формате PCM с параметрами вплоть до 32 бит / 768 кГц и DSD512. Для управления воспроизведением можно использовать Roon, Signalyst HQ Player, Linn Songcast, MPD или любое программное решение, совместимое с DLNA DMC (Digital Media Controller).
Цена – 175 000 руб. (2600$)
Еще один настоящий американец в нашей подборке. Для подключения ЦАП кроме интерфейса USB предлагает использовать коаксиальный SPDIF (можно даже заказать вариант с разъемом BNC), либо балансный AES/EBU. Таким образом, позволяет работать с блоком ЦАП, не оснащенным портом USB, что существенно расширяет возможности выбора. Для интеграции в компьютерную сеть предусмотрен порт Ethernet, но при необходимости возможно и подключение к беспроводной сети Wi-Fi с помощью опционального USB-адаптера. Правда, порт USB у стримера один, так что придется выбрать между беспроводной работой и использованием USB для трансляции цифрового потока на ЦАП.
Bricasti M5 выполнен в солидном корпусе, фрезерованным из цельного бруска алюминия, и оснащен таким же линейным источником питания, как популярный ЦАП Bricasti M1. Цифровые выходы AES/EBU и SPDIF поддерживают сигналы PCM с разрешением вплоть до 24 бит / 192 кГц и DSD вплоть до DSD64. При использовании интерфейса USB эти параметры возрастают до 32 бит / 384 кГц и DSD128. Для управления воспроизведением производитель рекомендует использовать Roon, Jriver Media Center, либо Audirvana. Но ничего не мешает выбрать любое программное решение, совместимое со спецификацией DLNA DMC.
Цена – 4650 евро (в Европе)
Стример Antipodes EX из Новой Зеландии был впервые представлен весной прошлого года на выставке в Мюнхене. Этот аппарат выделяется из нашей подборки - строго говоря, это не чистый стример. Мало того, что Antipodes EX при необходимости можно использовать как с внешними, так и с внутренними накопителями - то есть, он объединяет функции сервера и стримера, так еще здесь есть ЦАП, работающий с сигналами PCM вплоть до разрешения 24 бит / 192 кГц. То есть, фактически перед нами автономный цифровой источник, объединяющий функционал стриминга в полном объеме. Тем не менее, мы решили включить его в подборку, поскольку производитель подчеркивает, что основное назначение Antipodes EX именно рендеринг. А комплект моделей EX и CX, выступающей в качестве сервера, рекомендуется производителем как референсный. Что же касается встроенного ЦАП, то он позиционируется Antipodes Audio как решение, что называется, "на первое время" - что-то типа штатных межблочных и силовых кабелей. Поэтому Antipodes EX - это прежде всего стример, в таком качестве и будем его рассматривать.
Функционально Antipodes EX тоже постоянно хочет выйти за установленные для стримеров рамки. К примеру, аппарат оснащается двумя портами Ethernet, один из которых может использоваться для подключения к компьютерной сети, а второй - для коммутации Direct Ethernet с сервером CX или совместимым блоком ЦАП. По заверениям производителя подобный подход обеспечивает прохождение цифрового аудиосигнала по наименее загруженному каналу, что особенно важно при работе с Roon. Кроме двух портов USB 3.0, предназначенных для подключения внешних дисков, есть два порта USB 2.0 для трансляции аудио на ЦАП, причем, один из этих портов лишен линий питания, что понижает уровень помех. Другим примером может быть возможность использования любого внешнего CD / DVD привода с интерфейсом USB для автоматического копирования своих компакт-дисков на внутренние или внешние накопители, подключенные к Antipodes EX. На ультимативное качество звучания Antipodes EX работают и полностью алюминиевый корпус с изолированными камерами для каждого функционального блока, и фирменный блок питания ODAPS2, отличающийся радикально низким уровнем наводимых радиочастотных и электромагнитных помех.
Через порт USB или Ethernet на ЦАП Antipodes EX способен транслировать музыкальный материал в формате PCM высокого разрешения с параметрами вплоть до 32 бит / 768 кГц и DSD вплоть до DSD512. Для управления воспроизведением может использоваться Roon, Signalyst HQ Player, MPD, Plex или любой совместимый с DLNA DMC софт.
Цена – 300 000 руб. (4000 $ в США)
Второе поколение стримера ARIES компании AURALiC настолько серьезно отличается от предшественника, что вполне могло бы претендовать на собственное имя в производственной иерархии компании. В прошлом остался пластиковый корпус - AURALiC ARIES G2 выполнен в роскошном металлическом корпусе, фрезерованном из цельного бруска алюминия. Балансная схемотехника, два точных тактовых femto-генератора, аппаратная платформа Tesla второго поколения с процессором, быстродействие которого в полтора раза больше, чем у стримера первого поколения, гигабайт кеш-памяти - все эти технические нюансы обеспечивают AURALiC ARIES G2 гарантированное место в элитной ложе сетевого стриминга. Это первый стример в подборке, оснащенный трехдиапазонным адаптером беспроводных сетей Wi-Fi, и первый (и единственный) компонент, фасад которого украшен цветным информационным дисплеем диагональю 4 дюйма и плотностью пикселей, достигающей 300 точек на дюйм. Пусть это не слишком существенная мелочь, но она очень приятна.
В стримере работают два линейных блока питания Purer-Power. Первый снабжает энергией процессорную платформу Tesla G2, информационный дисплей и накопители данных - как внутренние, так и подключенные через USB. Второй источник работает с чувствительными к помехам аудиокомпонентами, такими как тактовые femto-генераторы и выходные порты USB для подключения ЦАП. Оба источника питания гальванически полностью развязаны, чтобы исключить электромагнитные помехи. Кроме порта USB для подключения ЦАП можно использовать полный набор цифровых выходов - оптический Toslink, коаксиальный SPDIF и балансный AES/EBU, что существенно расширяет спектр совместимых моделей ЦАП. Стример способен транслировать на ЦАП цифровой поток высокого разрешения формата PCM с параметрами вплоть до 32 бит / 384 кГц и DSD до DSD512. Для управления воспроизведением можно использовать Roon, либо фирменное программное обеспечение AURALiC Lightning DS, доступное для iOS, либо через Web (версии для Android пока нет). Впрочем, при желании можно воспользоваться любым софтом, совместимым со спецификацией DLNA DMC.
Цена – 500 000 руб. (7500 $)
Самый "пожилой", самый дорогой и самый уважаемый джентльмен в нашей подборке. В мире цифровой музыки авторитет британской компании dCS практически непререкаем. При этом, она не собирается почивать на лаврах, списывая свою инертность на здоровый консерватизм, присущий грандам High End аудио - в динамично меняющейся области цифрового аудио такая позиция весьма опасна перспективой безнадежно отстать от более подвижных конкурентов. И dCS Network Bridge это ярко иллюстрирует.
Аппаратное обеспечение стримера базируется на платформе Stream 820 фирмы Stream Unlimited. Цифровой процессинг реализован на нескольких чипах ПЛИС (программируемых логических интегральных схемах) и использует фирменные алгоритмы dCS. Причем, системное программное обеспечение можно обновлять через Интернет. Для интеграции в компьютерную сеть можно использовать как гигабитный порт Ethernet, так и встроенный адаптер беспроводных сетей Wi-Fi. Для подключения ЦАП предусмотрена пара балансных выходов AES/EBU (каждый отдельно поддерживает трансляцию сигнала PCM с разрешением 24 бит / 192 кГц и DSD вплоть до DSD64, а используя их параллельно можно передавать на ЦАП материал PCM с частотой до 384 кГц и DSD до DSD128), коаксиальный SPDIF (PCM 24 бит / 192 кГц и DSD64) и SDIF на разъемах BNC. Кроме того, dCS Network Bridge единственный в подборке, поддерживающий внешнюю синхронизацию, для чего предусмотрены два BNC-разъема Wordclock. Но порт USB 2.0 здесь предназначен лишь для подключения внешнего накопителя для организации собственного хранилища. То есть, работать с ЦАП по USB стример не сможет, и это, пожалуй, хоть и единственный, но весьма серьезный недостаток dCS Network Bridge. Это тем более странно, с учетом того, что все фирменные ЦАП компании интерфейсом USB оснащены. Предположу, что производитель отдает предпочтение варианту использования для коммутации с ЦАП пары балансных каналов AES/EBU. Для совместимости с ЦАП, не поддерживающими обработку материала высокого разрешения, dCS Network Bridge умеет понижать частоту дискретизации потока вплоть до стандартного разрешения, а также преобразовывать поток DSD в PCM. При желании аппарат способен выполнять и обратную операцию, повышая разрешение сигнала.
Для управления воспроизведением есть фирменное приложение Network Bridge, в котором реализованы все нюансы стримера. Кроме того, dCS Network Bridge полностью совместим с Roon, а при необходимости сможет работать с любым DLNA DMC совместимым приложением. Но главное отличие от конкурентов, конечно, это фирменное звучание dCS - воздушное, детальное, динамичное, лишенное цифровой жесткости и колкости. Звучание, за которое любители музыки любят продукцию этой компании, и за которое можно простить все - и невозможность работы с ЦАП по USB, и отсутствие поддержки DSD256 и DSD512. Недаром Майкл Фремер из Stereophile назвал систему на базе компонентов dCS «лучшей цифровой системой без цифрового звучания, которую я когда-либо слышал». И пусть это было сказано не про dCS Network Bridge - к нему эта фраза может быть отнесена по праву.