Technics SL-1200G: Взгляд аудиофила
Wed, 11 May 2022 20:53:32 +0300 Wed, 11 May 2022 20:53:32 +0300Technics SL-1200G: Взгляд аудиофила
Это вовсе не то, о чем вы подумали. Пол Ригби внимательно изучил проигрыватель винила Technics SL-1200G и раскрыл некоторые его секреты.
Итак, прежде всего, давайте проясним несколько основных моментов.
Во-первых, SL-1200G - это не диджейская вертушка, поэтому прекратите об этом говорить. И прекратите сравнивать его с оригинальной моделью. А также прекратите сравнивать цены на классические аппараты с ценой новинки. Да, этот проигрыватель похож на диджейскую вертушку, и вы даже можете попробовать использовать его как таковую, но это будет просто глупо, да и вообще перебор. Разве только если вы сами не знаменитый диджей, и компания Technics просто не подарила вам ее бесплатно…
Я твердо уверен, что единственная причина, по которой компания Technics сохранила нетронутыми размеры, форму и отделку шасси, это желание заработать на легендарном статусе модели, показать публике известное и привычное лицо, которое успело за десятилетия набрать массу бесплатных и рекламных публикаций. И заодно воспользоваться вниманием легко возбуждаемых СМИ, которые просто испытывают множественный оргазм, увидев возвращение в строй классической диджейской вертушки (за исключением малочисленной Hi-Fi прессы никто бы не проявил такого интереса к проигрывателю, если бы Technics сделал его на совершенно другом шасси, никто не написал бы больше пары строчек). Очевидно, что в Technics не могли упустить такую возможность привлечь внимание к новинке, поэтому она просто обязана была быть похожей на оригинальную вертушку SL-1200.
Кроме того, она выглядит столь похоже на старую модель ради ускорения процесса и снижения стоимости производства. Ведь если бы проигрыватель разрабатывался с нуля, со всеми сопутствующими исследованиями, проектированием, испытаниями, и так далее, то цена явно была бы выше. Пожалуй, раза в два? Есть и еще одна причина для сохранения исходного внешнего вида, о которой я расскажу ниже.
Если у вас в штате работают люди (либо вы можете просто им позвонить), которые знают, как сделать вертушку в конструктиве 1200-й серии, то новую версию вы запустите в производство просто моментально. Черт побери, они даже пылезащитную крышку оставили ту же самую, что и в оригинальной SL-1200. Ведь могли бы сделать новую, но не стали. Понятно? Для ускорения процесса. Именно поэтому в Technics смогли так оперативно воспользоваться возрождением интереса к винилу.
Наконец, есть еще одна причина, по которой следует отделять новую модель с литерой G от прошлых версий 1200-й. Это уважение. Если вы напрямую сравниваете данный проигрыватель с оригиналом, это лишь показывает отсутствие с вашей стороны понимания новой конструкции, а также уважения к ее разработчикам и их труду.
Если детально изучить проигрыватель SL-1200G, то станет очевиден большой объем проделанной аккуратной и тщательной работы для того, чтобы вывести его из мира диджеев и сделать интересным для аудиофилов. Это не игрушка, не рабочая лошадка для клуба, это серьезный аппарат. То, что в нем присутствуют элементы диджейского функционала, это не более чем инструмент маркетинга либо простое стремление умилостивить строгих счетоводов и фанатов телевизионной рекламы в головном офисе Technics и в бухгалтерии Panasonic.
Я общался с представителем компании Technics Джонатаном Дэнбери для уточнения технических характеристик проигрывателя, размеры которого составляют 453 х 173 х 372 мм и который весит 18 килограммов. И заодно попросил его сравнить новинку с оригинальной моделью SL-1200. Начнем с фундамента? «В конструкции ножек лимитированного издания использован совершенно иной тип резины. Однако основное отличие заключается в материале трубки тонарма – в лимитированной версии она выполнена из магния».
Да, хорошие опорные ножки могут улучшить виброизоляцию и снизить уровень паразитных шумов, проникающих в проигрыватель, но стоит ли новая трубка тонарма того, чтобы ею так хвастать? Я задал этот вопрос Джонни Нильсену, который производит одни из лучших в мире тонармов на своей расположенной в Великобритании фирме Audio Origami. Правда ли трубка из «магния» заслуживает внимания?
«Для начала, трубка явно сделана не из чистого магния, ответил Нильсен. Чистый магний слишком взрывоопасен. Деталь из чистого магния можно буквально поджечь, и она сгорит по типу бикфордова шнура, который раньше использовали для подрыва динамита. Трубка изготовлена из некоего сплава, большую часть в составе которого составляет магний. Она должна быть легче и жестче алюминия, в зависимости от типа сплава. Увеличивая жесткость можно добиться улучшения звучания, снижения уровня шума и повышения детальности. Однако жесткая трубка предъявляет повышенные требования к подшипникам – система хороша настолько, насколько хорошо ее самое слабое звено – так что подшипники тонарма должны быть соответствующего уровня.»
Продолжу цитировать Дэнбери: «Опорный диск в несколько раз тяжелее такового в оригинальной модели, верхняя его часть изготовлена из бронзы и уложена на резиновую прокладку, что делает всю конструкцию акустически инертной».
Это утверждение вы сможете легко проверить сами, если, конечно, продавец не будет против того, что вы подойдете к новой вертушке и будете по ней стучать. Диск в оригинальной вертушке звенел, как колокол. В этом случае качество звука однозначно страдает.
«В новой модели также используется новый мотор прямого привода, в котором устранена проблема прерывистости вращения статора, которая присутствовала в проигрывателях 1200-й серии. Также применена новая, более точная цифровая система контроля скорости, полностью избавляющая проигрыватель от детонации. В старой модели эта система была аналоговой.»
Нет никакого сомнения в том, что в Technics уделили особое внимание качеству звука нового проигрывателя. «Мы стараемся выпускать самые лучшие проигрыватели серии SL-1200, какие только можем», заверил Дэнбери. «С точки зрения качества звучания новый SL-1200G ближе к классическим вещательным проигрывателям SP-10. К сожалению, сегодня производственные расходы на создание проигрывателя с точной механикой и строгими допусками гораздо выше, чем в 1970-х годах», утверждает Дэнбери. «Производство оригинальной серии SL-1200 продолжалось многие годы, всего мы выпустили около 3,5 миллионов вертушек. За это время все изначальные расходы на разработку, а также на станки и оборудование для производства были амортизированы. То есть цена проигрывателя, по сути, снижалась с течением времени. Однако на сегодня ничего из тех комплектующих и оборудования не сохранилось, кроме шаблона для пылезащитной крышки, поэтому нам пришлось все начинать заново. В наши дни цена на комплектующие и красители стала просто астрономической по сравнению с 1970-ми годами.»
Органы управления проигрывателя включают знакомые по 1200-й серии квадратную клавишу пуска и остановки, переключатель скоростей вращения между 33 и 45 оборотами в минуту, а также выдвижную лампочку подсветки. В комплект входит адаптер для 7-ми дюймовых синглов. В правой части верхней панели расположен ползунок для плавной подстройки скорости вращения и кнопка сброса настроек.
Итак, переходим к делу – как же звучит проигрыватель?
КАЧЕСТВО ЗВУКА
Я начал свой тест с прослушивания вертушки в базовой версии, установив на нее головку звукоснимателя Ortofon Cadenza Bronze. Первая композиция – быстрая She’s Got Claws с двухдискового переиздания альбома «Dance» Gary Numan.
В первый момент я слегка опешил – средние частоты звучали слишком пронзительно, при этом верхняя часть середины была расфокусирована (что со временем вызывает усталость при прослушивании), а высокие частоты подавались весьма резко. Бас же оказался совершенно разочаровывающим, особенно для проигрывателя с прямым приводом. Да, было слышно, что играет прямоприводная вертушка, однако темп музыки казался слегка замедленным, поскольку низкочастотный диапазон был недостаточно артикулированным, это также отражалось и на построении сцены.
Однако при этом я услышал – или почувствовал? – нечто большее. Этот проигрыватель точно не был совсем плох, мне показалось, что в нем есть потенциал. Как будто что-то пытается вырваться на свободу изнутри. Я все время говорил себе: «Ну да, звучит неплохо, но…» и «В нем точно есть что-то хорошее, но…». Я никак не мог определиться со своим мнением, а, вернее, сама вертушка не давала мне этого сделать. И все-таки звучание SL-1200G в базовом варианте меня впечатлило. Ну, почти.
Сначала – о хорошем. Сцена была широкой, с обилием пространства между образами инструментов, поэтому перкуссия второго плана, которая часто заглушается, была отчетливо «видна». Синтезированные аплодисменты воспроизводились достаточно подробно для того, чтобы услышать реверберацию после каждого «хлопка», доминирующий в аранжировке саксофон прозвучал чисто и отчетливо, а подача вокала позволяла правильно передать эмоции.
Однако необходимо было что-то поменять, прежде чем я мог завершить тест.
Делать окончательные выводы было бы неправильно, поскольку работу не была закончена. Я обратился к своей коробке с аксессуарами.
Идущие в комплекте с вертушкой кабели – очень плохие, не лучше покрытых изоляцией шнурков от ботинок. Я заменил их на пару межблочников Atlas Mavros и моментально получил существенное снижение уровня шума, что сразу положительно отразилось на комфортности прослушивания. С точки зрения звука улучшения были следующими – низкий уровень шума обеспечил отчетливость задних планов, благодаря чему перкуссия стала лучше слышна. В одном из фрагментов песни слышен звук фортепьянной клавиши нижнего регистра, так вот теперь он стал более реалистичным с отчетливым послезвучием.
Поняв, что я на правильном пути, я обратил свое внимание на сетевой кабель, выходящий из задней стенки SL-1200G. Компания Technics поставляет со своим проигрывателем черный провод от электрочайника, стоимость которого в закупке составляет целых два пенса. Да и то вряд ли. Я сменил его на Black Rhodium Stream. И вновь звук системы улучшился, бас подтянулся, растеряв свою пышность, а сцена стала более правильной и четкой. Ударные инструменты и перкуссия стали правдоподобными, каждый удар сопровождался впечатляющей и мощной звуковой волной. Вокал Gary Numan также зазвучал более уверенно и внушительно.
Что дальше? Я думаю, мат. Стандартный резиновый блин, как две капли воды похожий на тот, что стоял на моем старом пассиковом Technics SL-B2 в начале 1980-х (который весь в сборе стоил 60 фунтов), я заменил на новый, сделанный из резины и пробки, мат Airborne (цена – 25 фунтов).
Стало ли лучше? Да. Прежде всего – сцена, которая стала глубже и обрела третье измерение, в ней появилась стабильность, также улучшилась фокусировка образов на средних частотах. Из баса также ушла непонятная мутность и вязкость, он стал более чистым и упругим.
Тогда я решил идти до конца и установил на шпиндель SL-1200G специальный прижим. Не все проигрыватели винила любят прижимы. Моя собственная вертушка Origin Live Sovereign обожает их, а вот, например, Wilson Benesch Circle терпеть их не может и с ними звучит зажато. Сначала я поставил мой клемп HRS ADH и послушал вертушку с ним. Не пойдет – ADH оказался слишком тяжелым, с ним бас стал совсем бесформенным. Я заменил его на модель ADL того же производителя. В ней использованы те же материалы, позволяющие избавиться от шумов подшипника и двигателя, но сам прижим весит меньше. Это позволило решить проблему – бас стал неизмеримо более отчетливым и быстрым, а звуковая сцена увеличилась в высоту на несколько дюймов. Середина обрела новую степень точности, а вокал стал куда более артикулированным и разборчивым.
Единственное, что я не успел заменить в SL-1200G в силу обстоятельств и нехватки времени, это шелл. Я советую вам это сделать, так как убежден, что это позволит еще больше улучшить качество звука. При выборе нужно ориентироваться на цену сменного шелла, например, сейчас на рынке представлены отличные шеллы из графита или смеси графита и углепластика по цене около 200 фунтов. Вот хороший магазин, продающий интересные модели дешевле и дороже данной суммы – Ammonite. Я собирался протестировать шелл Timestep из эбенового дерева за 145 фунтов, однако не успел ко времени написания данного обзора. Тестировать его я буду на этом же проигрывателе, поэтому следите за эфиром.
Окончательное подтверждение качеству звука проигрывателя я получил при прослушивании альбома «Dusty in Memphis» Dusty Springfield, а именно песни Just a Little Lovin. Проигрыватель SL-1200G отыграл ее очень информативно, раскрыв обжигающую страсть вокала, а также распахнув передо мной сцену, на которой можно было детально разобрать звучание аккомпанирующего оркестра, отчетливую работу ударной установки и певучую секцию струнных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так зачем же были нужны все эти твики и модификации? Ведь я мог бы проделывать то же самое со всеми тестируемыми проигрывателями, верно? Ну да, только иногда, когда ты тестируешь какой-либо аппарат класса Hi-Fi, приходится останавливаться и спрашивать себя «Так с чем же мы имеем дело?». В данном случае, Technics предлагает вам стартовый набор. Да, именно так – Technics SL-1200G – это заготовка для хорошего проигрывателя. К нему прилагаются базовые аксессуары низкого качества, которые позволяют вертушке работать, но от которых аудиофил обязан избавиться (десятипенсовые детали в проигрывателе за 3000 фунтов…) и заменить на качественные по своему вкусу, чтобы в результате получилась законченная вещь. Рассматривайте проигрыватель как автомобиль, покупая который в базовой комплектации вы затем тратите еще несколько тысяч на покупку опций, которые и позволяют вывести его на дорогу.
Если рассматривать Technics SL-1200G в базовой версии, то я бы поставил ему за звук 7 или даже 6 баллов из 10. Однако оставить такую цифру в качестве окончательной оценки было бы абсолютно неверно. Это чересчур строго и, самое главное, не отражает того, что базовый вариант Technics SL-1200G представляет собой не более чем основу для хорошего проигрывателя. Так же как стол SP-10R является основой флагманского проигрывателя компании SL-1000R.
А вот в качестве базиса для создания законченного проекта SL-1200G представляет собой превосходный проигрыватель, который с точки зрения звука дает вам нечто новое и необычное, демонстрирует иной подход, отличающийся от такового дорогих пассиковых вертушек, коих я слышал множество в последнее время. Я – за разнообразие. Для меня направление, в котором работает SL-1200G, кажется правильным и даже необходимым на сегодняшнем все более насыщенном рынке.
Следует ли вам покупать SL-1200G? Да, однозначно. Нужно ли слушать его «как есть»? Конечно, нет. Ведь не зря же растет число сторонних компаний, продающих модифицированные и улучшенные версии 1200G. Они тоже прознали этот секрет.
Так каков же вывод? Если вы цените качественный звук, выделите деньги на покупку данного проигрывателя, но рассматривайте это только как первый шаг. Затем нужно будет выделить отдельный бюджет на покупку межблочного и сетевого кабелей, шелла, прижима и мата для опорного диска. Придется потратить еще 1000-2000 фунтов сверх цены базового SL-1200G, однако если вам нравится изначальный почерк Technics, то эти расходы будут оправданы. До последнего пенни.
ПЛЮСЫ: Качество сборки, ударный бас, проработка середины, структурированная сцена, удобство эксплуатации
МИНУСЫ: Представляет собой стартовый базовый набор
ОЦЕНКА: 8/10
ТЕСТОВАЯ СИСТЕМА
Проигрыватель винила Origin Live Sovereign turntable
Тонарм Origin Live Enterprise 12
Головка звукоснимателя Transfiguration Proteus
Головка звукоснимателя Ortofon Cadenza Bronze
Фонокорректор Icon PS3
Предварительный усилитель Aesthetix Calypso
Монофонические усилители мощности Icon Audio MB845 Mk.II
Акустические системы Quad ESL-57 (апгрейд от One Thing)
Кабели Vertex AQ & Tellurium Q
Стойка для аппаратуры Blue Horizon
Аксессуары Harmonic Resolution Systems Noise Reduction
Мойка для винила Audio Desk Ultrasonic Pro
Оригинальная статья: https://theaudiophileman.com/technics-sl-1200g-turntable-review/
Paul Rigby