Обзор системы Мурата: AER, GOTO, Focal и пентоды
Wed, 11 May 2022 20:53:15 +0300 Wed, 11 May 2022 20:53:15 +0300Космический звук!
Обзор системы Мурата: AER, GOTO, Focal и пентоды
Космический звук!
История этой системы началась десять лет назад, в 2008 г., с покупки хозяином акустических систем Jamo R 909. С тех пор комплекс пережил не эволюционное, а революционное развитие – по масштабам которое сравнимо и с Французской революцией, и с Революцией 1917 г. в России, произошедшими одновременно.Суди сами – дома побывали АС Gryphon Atlantis, Tidal Sunray, Gryphon Trident, электроника dCS Scarlatti, Trinity, усилители Tidal, Gryphon… Только перечисление всех компонентов займет пару страниц! Ряд моделей подвергался отнюдь не косметическим апгрейдам, а кабельное хозяйство, использующееся для обвязки, порой, могло сравниться по стоимости с маленькой квартирой.
Но, прежде чем перейти к описанию текущего составе комплекса, стоит остановиться на том, какая цель была поставлена при строительстве системы. Цель, которая оправдала все вложенные средства и неимоверный труд. Она проста и описывается одной короткой фразой – первый ряд в консерватории. Владелец системы, Мурат – поклонник классической музыки и завсегдатай симфонических концертов. Так что, задачей поисков ставилось всего-навсего воссоздание (или максимальное приближение) к звучанию инструментов при живом исполнении. И вот тут владельца ждало жесточайше разочарование – дешевые, средние, дорогие и сверхдорогие компоненты и системы давали дома лишь «бледное отражение чужой любви». Звук отдаленно похожий на то, что можно услышать на концерте. Тень. Подделку.
На протяжении всех этих лет мне посчастливилось знакомиться с развитием этого комплекса – удавалось послушать систему на разных этапах развития. Вектор, направление движение всегда были исключительно ясны – никаких метаний. Только железобетонная уверенность, что идеал достижим - и работа а-ля «танк в лесу». Щепки летят, верно, но приз становится все ближе. С каждой итерацией переделок и апгрейдов возрастало ощущение реальности звука. Для сравнения послушайте вживую, скажем, контрабас. А потом запустите этот же трек на нескольких High End комплектах. На каком-то будет больше деталей, на каком-то тембр покажется более натуральным. Но физического «слепка», реального инструмента – наполненного, живого, скульптурного – не возникнет. Это будет лишь копия – порой очень удачная, но, копия. Запись слегка обеднится «снизу», чуть-чуть потеряет в динамике, чуть-чуть сгладится – и эффект первого ряда в консерватории исчезнет. Эти десять лет ушли на то, чтобы попытаться достичь якобы недостижимое – превзойти топовые High End системы за миллион (ы) долларов и показать, что домашняя аппаратура может воспроизводить реальный звук. Почему якобы? Потому, что у Мурата все получилось – на сегодня можно сказать: цель достигнута.
Итак, текущий состав комплекса. Акустика полностью кастомная, трехполосная (ранее автор экспериментировал с многополосными рупорными системами, но, в итоге, была выбрана более простая конфигурация). На высоких частотах работают драйверы AER BD4. Это референсная широкополосная линейка компании, выпускаемая по предзаказу. Диффузор из бумаги с чувствительностью 110 дБ и АЧХ от 20 до 80 000 Гц (в системе частота среза ограничена 600 Гц) оснащен мощнейшим магнитом в 500 000 Mx. Цена невероятна – пара обойдется в 40 000 евро. Для этих динамиков разработаны каплевидные корпуса (закрытый ящик) – в ближайшее время к ним добавится изысканная карбоновая отделка.
Средние частоты и суббас не менее интересны. В диапазоне от 100 до 600 Гц трудятся два динамика GOTO SG-146LD ($50 000). Их магнитная система больше похожа на кастрюлю, в которой варят суп – размеры сводят с ума. Динамики нагружены на крупные фронтальные рупоры, расположенные напольно.
Наконец, низкие частоты. До 100 Гц работает один (всего их приобретено три – но в процессе экспериментов остановились на использовании одного аппарата) сабвуфер Focal Sub Utopia EM ($9 000) , оснащенный 13’ вуфером с электромагнитной системой. Саб пассивный, его чувствительность 93 дБ, АЧХ по уровню -3 дБ начинается от 22 Гц (19 Гц на -6 дБ). На фото также видны НЧ-секции на динамиках Accuton (сейчас не подключены); в другой версии спикеров они заменят комбинацию GOTO / Focal (акустика получится двухполосной), но, об этом ниже.
Перед сабами Focal сиротливо лежит ЦАП от прошлой итерации системы – Trinity DAC (40 000 евро). На данном этапе комплекс его перерос.
Усиление не менее интересно. Благодаря высочайшей чувствительности драйверов AER и GOTO, их можно «качать» минимальной мощностью. Так что, в данном случае, налицо обратный традиционному High End’у подход. Вместо того, чтобы использовать низкочувствительные динамики и вливать в них сотни и тысячи ватт подводимой мощности, используется чувствительность в 110 дБ и подается… 1 Вт! Именно так, на ВЧ и и на СЧ работают авторские одноваттные усилители Шумилова (понятие «авторские» в данном случае включает вручную изготовленные трансформаторы и конденсаторы). Они построены без отрицательной обратной связи на пентодах (47 лампа), включение – напрямую, без пассивных фильтров. А вот уже между каскадами усилителей стоят фильтры второго порядка под каждый динамик.
Сабвуфер запитан от совсем не аудиофильского цифрового усилителя D-класса Hypex UCD 700 HG HxR – он выдает 700 Вт и включен, также, напрямую без пассивного фильтра. Предварительный усилитель (маленькая коробочка за ЦАП’ом на фото) – с трансформаторной регулировкой громкости (разработка Шумилова).
Наконец, источники. ЦАП – авторский Шумилова, на базе классической микросхемы Philips TDA1540 - 14 бит, соотношение «сигнал-шум» 85 дБ. Обвязка ламповая - выходной каскад на 12AU7, входной – на 12AX7; «на борту» входы SPDIF и USB, источником цифрового сигнала служит Mac Mini / Roon / Tidal. Для аналоговой передачи используются – катушечный магнитофон Studer A80 и вертушка Dohmann Helix 1 (опять 40 000 евро - хозяин шутит, что это – средний чек в современном High End; используется с МС-трансформатором Lyra и фонокорректором НЭМ/Шумилова) с тонармом Primary Control Arrow (антискейтинг магнитный) и референсным картриджем Lyra Atlas.
Размер зала – 35 м2, проведена базовая акустическая обработка панелями Vicoustic (стена за системой и потолок). Кабельный сет – Atlas Mavros.
Мурат давно перестал обращать внимание на фазировки сетевых вилок, виброразвязку шипами или кабели по цене автомобиля. Исключение пассивного фильтра из компонента дает «квантовый скачок» в качестве воспроизведения – снимается, что называется, одеяло перед слушателем. Так может быть, лучше заняться этим, действительно эффективным делом, чем ловить блох, фазируя вилки, или подбирая соединители? По поводу виброразвязки – тоже есть прекрасная ремарка. Звуковое давление в зоне прослушивания достигает 96-98 дБ на не слишком «резвых» композициях, а пики доходят до 102 и более дБ. Как следствие (и в том числе из-за расположения рупоров на полу), большинство вертушек теряют контакт иглы с поверхностью пластики и допускают перескок дорожки. Дома побывало огромное количество аудиофильских виброразвязывающих систем – и ни одна из них не избавила от проблемы! Пока не была найдена профессиональная консоль для работы с микроскопами (она же, кстати говоря, используется в Dohmann Helix 1) - Minus K.
Звучание системы Мурата коротко можно описать, как наполненное и полновесное. За этими эпитетами скрывается, на самом деле, пропасть различий – традиционный High End, как уже упоминалось, обеспечивает красивый, детальный, хрустальный, близкий к натуральному (перечислять можно до бесконечности) звук, являющийся копией оригинала. В большинстве случаев, перед нами еще и пустотелая копия – образам не хватает твердости, сцене – глубины и физического эффекта присутствия не возникает. Легковесность образов – ахиллесова пята современной электроники и акустики (во многом обусловленная и модой на стройные корпуса АС). Многие пытаются решить этот вопрос переходом на винтаж – но тут получается «хвост вытащил, нос увяз» - звук становится более плотным, но явно теряет в локализации, построении сцены.
Система Мурата звучит совершенно иначе. Здесь нет эффектов ради эффектов – все всерьез и все реально. Абсолютный, чернильный черный фон в паузах. Неограниченная динамика. Легкость, гибкость и подвижность всех диапазонов при сохранении соответствующей оригиналу артикуляции. Полная тембральная достоверность. Образы, неотличимые от реальных – скульптура в аудио, жидкий металл. Исполнители перед нами – а, всего-навсего, речь идет о прослушивании потока 16/44 со стриминга Tidal! Нет смысла описывать обилие деталей – их ровно столько, как на живой записи. Не больше и не меньше.
Если прошлые варианты (особенно многополосная рупорная) системы еще были жанровыми (особенно не полюбился тогда рок), сейчас никаких пристрастий комплекс не демонстрирует. Шостакович, Римский-Корсаков (Снегурочка) – и вот мы на первом ряду Большого театра. AC/DC – «Thunderstruck» – энергетика бешеная. Бас глубочайший, партия бас-гитары буквально материализуется в пространстве. Наш любимый тестовый трек Dire Straits «Where Do You Think You're Going?» выдает такое обилие деталей в НЧ-регистре, что голова кругом идет. Чистейшая музыкальная информация, трансляция эмоций и настроения – браво! Так что же, идеал найден? 100% идеала, наверное, в природе нет и быть не может – но система Мурата приблизилась к нему очень близко. На сегодня комплекс требует только определенной доводки в плане самых высоких частот – AER, традиционно, имеет чуть ярковатый характер. Впрочем, данный вопрос можно будет решить простейшим грилем.
Будет естественным вопрос о сравнении системы Мурата с описанной нами ранее системой на Westlake. Скажу так, оба комплекта гениальны – если система Мурата – живопись Вермеера, то система на Westlake – Рембранта. Оба комплекса хороши тем, что переворачивают представления о возможностях воспроизведения музыки дома. Но, система Мурата демонстрирует еще и невероятное качество на цифровом сигнале!
Пути развития системы в дальнейшем? На очереди – корпуса для усилителей, косметическая отделка АС. В законченном виде (двухополоски с электроникой Шумилова) комплекс будет показан на осенней выставке Moscow Hi-End Show (MHES) – с 9 по 11 ноября 2018 г. Добро пожаловать на знакомство.
Стас Устенко
29 мая 2018 года
29 мая 2018 года