Музыкальное разрешение
Wed, 11 May 2022 20:52:59 +0300 Wed, 11 May 2022 20:52:59 +0300Изучаем систему на базе акустики Westlake BBSM-15VNF, четырех усилителей мощности Storm и вертушки EMT 930
Музыкальное разрешение
Изучаем систему на базе акустики Westlake BBSM-15VNF, четырех усилителей мощности Storm и вертушки EMT 930
В попытках преодолеть барьер между звучанием домашней системы и живого звука сломано множество копий. Их итог – и High End комплексы за миллион долларов, и мнения, что студийный, домашний и живой звуки не имеют ничего общего, а попытки создания реалистичного саунда в комнате тщетны (приводящие к «сходу с дистанции»), и бесконечные апгрейды у многих аудиофилов (растянувшиеся во времени на десятки лет). Процесс, зачастую, превалирует над результатом, а конструирование – над логикой.Сегодня мы знакомимся с системой, которая является абсолютно цельной, и полностью финализированной. Выполнена она на относительно «штатных» компонентах, за исключением усиления на лампах ГУ-81М. Результат? Честно – эталонный. Но, обо всем по порядку.
Концепция
Подход к высокой верности звуковоспроизведения должен быть один – и цель High End-индустрии, в общем-то, тоже, одна. Достижение реалистичности звука.
Пройдитесь по улице рядом с небольшим оркестром. А потом сравните похожую запись у себя дома. Устранением этого разрыва и занимается High End. Звук должен быть «в полный рост», образы – соответствовать оригинальным, тембры – не отличаться от реальных. Продолжать можно долго. Бессмысленно гнаться за разрешением «сверху» или исправлением мидбаса, это из серии бесконечной смены венца на макушке насквозь прогнившей елки. «Нос вытащил – хвост увяз», вот и получается гонка по кругу.
Работа над полным диапазоном частот, соблюдение баланса всей системы и ее синергия, ровная АЧХ, эталонная перегрузочная способность – все это даст и драйв, и разрешение, и гиперреализм. Именно такой подход стоит во главе угла в данном комплексе.
Зал
Комната, расположенная в цокольном этаже, от изначальной площади 25 м2 потеряла порядка 6,8 м2 после звуковой обработки. Применены плавающий пол и подвесной потолок; все стены покрыты рассеивающими панелями MSR Acoustics, далее они оклеены толстыми тканевыми обоями. В критических местах размещены четыре диффузора Шредера седьмого порядка, выполненных по спецзказу из ДСП, и ряд небольших диффузоров из бука.
Акустика установлена по методу треугольника с разворотом на слушателя, от АС до точки прослушивания 3,5 м. Зал абсолютно толерантен к резонансам. Хлопки в ладоши, более громкие звуки, все воспроизводится без малейшего намека на эхо.
Тракт
Огромные Westlake BBSM-15VNF (рост 150 см, масса одной АС 236 кг) выполнены по фазоинверсной схеме, на ВЧ работает компрессионный драйвер в рупоре, на НЧ – два 15' вуфера. Осуществлен апгрейд колонок: мидбасовый динамик заменен со стандартного JBL на мягком подвесе на аналогичный по характеристикам JBL 2123H/J, но с жестким тканевым подвесом.
Усилительный тракт включает в себя оригинальную версию усилителя Storm Mk2 (чистый класс А без ООС) от Н. Пономарева: в однотактной схеме использованы прямонакальные генераторные пентоды ГУ-81М, благодаря чему выходная мощность достигла 100 Вт. Всего применено четыре одноканальных усилителя мощности (каждый со своим блоком питания) в схеме пассивного би-ампинга и авторский предусилитель Breath (9 ламп Telefunken). Одной «но» - каждый из аппаратов в процессе работы выделяет порядка 1 кВт тепла, так что, вся система работает, как очень мощный обогреватель. Использование кондиционера в комнате, что зимой, что летом, насущная необходимость.
Установлены два фонокорректора: первый от Н. Пономарева (8 ламп Brimar) с МС-трансформатором ЕМТ AN8, второй – максимально апгрейдированный схемотехнический клон EAR 834P на элементной базе Audio Note с лампами шестидесятых годов и с кенотронным питанием.
Сигналы на них поступают с двух тонармов: короткого EMT 929 (версия шестидесятых годов) с головкой EMT TSD 15 (Franz, модель 1982 г., используется для рок-музыки) и длинного EMT 997 Banana с головкой EMT TSD 15 (Barco, релиз 2001 г., применяется для классики).
Стол, конечно же, EMT 930, роликовый, оформленный в фирменном пружинном корпусе Shock-Absorbing Frame (плюс еще 37 кг к «живому весу», рама из чугуна). Опорный подшипник проигрывателя сменен на керамический, использован каучуковый ролик. Матов на диске шесть, в итоге получился сэндвич из металла, кожи, пластика, карбона, стекла и резины. Клэмп – Oyaide STB-HW.
Компоненты установлены на стойку Taoc. Коммутация выполнена акустическими кабелями XLO 5.1 (1993 г.), фонокабелями – к фонокорректору Н. Пономарева, из меди Telefunken (1950 г.), к корректору EAR - Fifth Element. Межблочные и сетевые кабели, также, Fifth Element.
Источников цифрового сигнала в этом зале побывало много, но они один из них не смог даже отдаленно приблизится к качеству аналогового тракта. Так что, только винил. Оригинальные первопрессы аналоговой эры и "сорокапятки".
Звук
Количество музыкальной информации невероятное. Система абсолютно всеядна, она прекрасно ведет себя на хоровой музыки, отлично справляется с БСО (оркестровые тутти – как настоящие); джаз расцветает в комнате настоящим ансамблем, а рок вызывает полное ощущение присутствия на концерте. Разрешение не просто сверхвысокое – оно реальное. Множество других (заметно более дорогих) сетапов на этом фоне выглядят лишь «бледным отражением чужой любви». Где-то высокие чуть поэффектнее, где-то вокал чуть проникновеннее. Но, чтобы весь спектр отрабатывался с такой чистотой, изяществом и натуральностью! Между рядовым (насколько тут это слово применимо) High End-комплектом сравнимой цены и изучаемой системой пропасть. Пропасть именно в количестве «музыкальных данных», обрушивающихся на слушателя. Вам не нравится Metallica, не «ваш» жанр? Вы просто ее не слышали еще! Не любите джаз? Аналогично, «не умели его готовить»! Это чувство не покидает на любом треке, словно раньше он воспроизводился где-то далеко, на горизонте, необходимо было стараться, чтобы понять его детали. А теперь он просто перед вами, даже не в формате распахнутого окна, а в виде живых музыкантов дома.
Вот оно – действительно высокое разрешение. Оторваться от прослушивания невозможно в принципе, мелодии сменяют одну за другой, слушатель просто растворяется в море эмоций. Чистая медитация, чистый восторг.
Если попытаться выделить формальные признаки оценки, то наиболее сильным звеном системы будет мид-бас. Но, не потому, что он как-то отличается от остального спектра частот, а только по критерию его «отсутствия» во многих серьезных сборках. Самые нижние частоты, также, способны поколебать вашу веру в себя – 15 Гц в конце «Enter Sandman» Metallica вызывает вполне физические ощущения. И сожаление об упущенных возможностях; этот диапазон частот на другой аппаратуре оказывается полностью отрезан.
Выводы
High End должен быть таким, в этом весь его смысл и суть. Эмоциональный заряд от прослушивания комплекса не проходит и через месяц, а эффект восприятия такой системы заставит даже подкованного аудиофила пересмотреть свои взгляды на технику. Браво.
Стас Устенко
14 февраля 2018 года
14 февраля 2018 года