Про провода и головки

Wed, 11 May 2022 20:52:51 +0300 Wed, 11 May 2022 20:52:51 +0300

Изучаем фирменный подход к винилу от van den Hul

Про провода и головки
Изучаем фирменный подход к винилу от van den Hul на примере головки MC TWO Special

Цена – 130 000 руб.


Снятие, преобразование и воспроизведение музыки, запечатленной на звуковых дорожках грампластинки – дело деликатное, требующее выверенного подхода. Начиная с того момента, как игла огибает стенки канавки, и ее кинетическая энергия преобразуется в электрическую благодаря магниту и катушке головки, очень важно обеспечить для нежного сигнала оптимальный путь вплоть до клемм акустических систем.



По сути, именно на это должна работать вся цепочка не только активных, но и пассивных элементов системы. И весьма важную роль здесь играют кабели. В данном тесте мы постараемся проследить, насколько знаменитый бренд van den Hul, производящий как головки звукоснимателя, так и провода для полной обвязки системы, может похвастать соблюдением некоего звукового почерка на всем пути следования сигнала. В этом нам поможет уже проверенный нами проигрыватель винила Electrocompaniet ECG-1 (https://www.hi-fi.ru/magazine/audio/severnoe-analogovoe-siyanie-proigryvatel-vinilovykh-plastinok-ele...), а также фонокорректор Electrocompaniet ECP-2 (https://www.hi-fi.ru/magazine/audio/gibkiy-talant-fonokorrektor-electrocompaniet-ecp2/). В качестве тестовой будет использована система автора, включающая в себя студийные мониторы JBL 4345, авторский трансформаторный предварительный усилитель и ламповые моноблоки VTL MB-300 Deluxe.

Головка звукоснимателя

Для начала расскажем об испытуемых и начнем, само собой, с самого важного элемента цепочки, а именно картриджа van den Hul MC TWO Special. Это головка весьма высокого уровня, хотя в иерархии ГЗС производителя она занимает еще не самую верхнюю строчку.



Как и все картриджи голландской фирмы, производится она исключительно вручную, с тщательным тестированием и проверкой всех механических и электрических параметров каждого экземпляра. Все полученные результаты измерений записываются на упаковке продаваемого картриджа. В случае с van den Hul MC TWO Special мы имеем дело с МС-головкой с высоким уровнем чувствительности в 2,25 мВ. При этом нужно отметить, что у тестируемого экземпляра измеренная чувствительность составляет 3,0 мВ. Сегодня редко можно встретить производителя, который бы выпускал весьма дорогие ГЗС с подвижной катушкой с высокими внутренним сопротивлением. Однако опыт говорит о том, что такие головки гораздо легче электрически согласовать с фонокорректором, и от них проще добиться хорошей макродинамики. Так, данную модель нужно подключать напрямую к любому ММ-корректору, что позволит сэкономить на повышающем трансформаторе.



Игла имеет сложную заточку VDH-I с радиусами 3 х 85 микрон, поэтому аккуратное выполнение всех геометрических настроек будет исключительно важным для правильного звука.

Рекомендуемая прижимная сила – все данные приводятся согласно надписям на коробке – 1,35 – 1,5 грамма, сопротивление нагрузки – от 500 до 47 000 Ом, рекомендуемое значение антискейтинга – 0,6 – 0,9 грамма. Надо сказать, что последнее значение весьма условно, прежде всего из-за разной конструкции компенсаторов скатывающей силы на разных тонармах. Хотя общее правило устанавливать уровень антискейтинга в половину от прижимной силы имеет право на существование, на практике финальную регулировку приходится делать на слух, даже специализированные приборы здесь не всегда помогают. С учетом податливости подвеса в 28х10-6 см/дин и веса картриджа в 8,2 грамма можно говорить о способности van den Hul MC TWO Special успешно работать на любых тонармах, кроме тяжелых. Игла здесь имеет сложную заточку VDH-I с радиусами 3 х 85 микрон, поэтому аккуратное выполнение всех геометрических настроек будет исключительно важным для правильного звука.



Кабели

Второй и не менее существенной составляющей нашей тестовой системы будут кабели. Хоть они и являются пассивным элементом, от их качества зависит очень многое. Для аналогового тракта крайне важными характеристиками являются как хорошая помехозащищенность, так и низкая погонная емкость используемых проводов.



Для коммутации всей системы мы используем следующий комплект: популярный кабель для тонарма VDH D-501 Silver Hybrid, межблочные VDH 3T The Valley Hybrid, а также акустические провода VDH 3T The Air. Мы уже рассказывали о новой концепции под названием 3Т, используемой г-ном Ван ден Хулом при производстве своих проводов (https://www.hi-fi.ru/magazine/audio/perspektivnaya-kommunikatsiya-kabelnaya-produktsiya-van-den-hul/).



Повторим ее описание в двух словах: «В рамках концепции 3T, ставшей итогом четвертьвекового опыта конструирования, производства и критического прослушивания кабелей, удалось согласовать ряд важных и зачастую противоречивых параметров. Среди 20 пунктов есть следующие: использование платины, золота, серебра и меди в разных пропорциях для балансирования свойств и цены кабелей; преодоление усталости, химического и механического старения материалов; высокая эластичность проводников; отсутствие поверхностного и внутреннего окисления; трудность копирования технологии производства; стабильная аморфная структура; исключение гальванопластики во избежание нарушения структуры металла; низкое число внутренних барьеров и, следовательно, низкие межструктурные искажения; натуральная динамика без компрессии; высокое разрешение сигналов низкого уровня; короткий период первоначального «прогрева», срок службы не менее 25 лет и другое». Как мы видим, в лице данных кабелей мы получаем кульминацию десятилетий опыта van den Hul, поэтому особенно интересно понять, насколько они помогут передать фирменный почерк.



Меняем

Сравнение производилось следующим образом – сперва система прослушивалась со штатными головкой звукоснимателя и кабелями, затем обвязка менялась на продукцию van den Hul, после чего на проигрыватель устанавливалась головка van den Hul MC TWO Special, и, наконец, в систему возвращались штатные кабели. Конечно, на все эти манипуляции потребовалось много времени, однако получившийся эффект каждый раз был настолько очевиден, что говорить о переполнении кратковременной памяти у автора не приходится.



Даже первоначальная замена всех кабелей в системе на продукцию van den Hul позволила оценить разницу в подходах

Слушаем

Само собой разумеется, наибольший вклад в создание фирменного почерка van den Hul вносила именно головка звукоснимателя. Хотя бы в силу того, что по своему уровню она была значительно выше изначально установленной на вертушке, пусть и не самой дешевой, но всё же ММ-головки. Однако даже первоначальная замена всех кабелей в системе на продукцию van den Hul позволила оценить разницу в подходах. Если штатный комплект системы больше отдавал предпочтение одушевленности «середины», иногда жертвуя насыщенностью в верхней и нижней частях диапазона, то кабели голландского мэтра привнесли в звук линейность, добавив веса на НЧ и детальности на ВЧ. Разница была какой угодно, но только не малозаметной.



Само собой, установка и юстировка новой головки потребовала гораздо большего времени, чем замена кабелей. Но после ее запуска никаких сомнений в том, что производитель предусматривает использование фирменных ГЗС со своими же проводами не осталось. Да, по сравнению с предыдущим картриджем звучание улучшилось по всем параметрам. Мощнее и отчетливее прозвучал бас, сцена также существенно улучшилась как по глубине, так и по четкости позиционирования инструментов. Даже уровень шума на пластинках в не самом идеальном состоянии уменьшился (за счет меньшего размера и сложного профиля алмаза).



Однако при этом тот самый почерк, который проявился при первом включении полного комплекта кабелей от van den Hul, сохранился и проявился с новым качеством. Искрящиеся высокие частоты и общая «серебристость» звучания однозначно давала понять, что в системе работают продукты van den Hul. Следующим этапом стало возвращение в систему штатных кабелей при сохранении в ней картриджа van den Hul MC TWO Special. Как и следовало ожидать, характер звучания, в целом, сохранился, однако оно стало уже не столь узнаваемым, казалось, будто звуковой картине не хватает мельчайших завершающих штрихов. Поэтому логично сделать вывод, что хотя в аналоговом тракте определяющим все же остается почерк активного элемента, такого, как ГЗС, для получения полного представления о том, каким разработчик «видит» идеальное звучание своего картриджа, не лишним будет дополнить систему комплектом фирменных кабелей. Во всяком случае, именно такое впечатление сложилось по итогам нескольких дней общения с тестовым комплектом от van den Hul.



Паспортные данные:



Тип – головка звукоснимателя | Название – van den Hul MC TWO Special | Тип преобразования сигнала – подвижная катушка | Частотная характеристика, Гц – 5 - 50 000 Гц | Податливость подвеса, см/дин – 28 х 10-6 | Чувствительность, мВ – 2,25 | Внутреннее сопротивление, Ом – 96 | Сопротивление нагрузки, Ом – 47 000 | Рекомендуемая прижимная сила, г – 1,35 - 1,5 | Разделение каналов, дБ – более 30 | Заточка иглы – VDH - I | Масса, г – 8,2

Вывод:


На вопрос, который был поставлен в начале статьи, а именно – «прослеживается ли единый звуковой почерк как у ГЗС, так и у проводов фирмы van den Hul?» – мы даем утвердительный ответ. Конечно, наиболее ярко он слышен именно при включении в тракт фирменной головки звукоснимателя, провода же будут являться завершающим, но от того не менее важным, штрихом. Александр Чечелёв


Редакция Hi-Fi.ru