Легко и непринужденно
Wed, 11 May 2022 20:52:44 +0300 Wed, 11 May 2022 20:52:44 +0300Акустические системы PMC twenty5
Легко и непринужденно
Цена — 183 000 руб.
Представлять продукцию фирмы PMC нашим читателям нет нужды. Помимо того, что мы регулярно используем ее акустику в качестве референсной, любой аудиофил со стажем прекрасно понимает, о чем пойдет речь в данной статье. Конечно же, об английском звуке и его новой итерации в лице полочных мониторов PMC twenty5.21.
Что такое "английский звук"? Скажу честно, для меня это не более чем маркетинговое определение, объединяющее в себе слишком разную по звуковому почерку аппаратуру, чтобы основываться на сколь-нибудь объективных параметрах. Однако существует все же один класс акустических систем, который вполне олицетворяет британскую традицию построения колонок, а именно - маленькие мониторы ближнего поля LS3/5A, известные под названием BBC Monitors, впервые построенные на динамиках производства KEF в 1975 году. Основным предназначением модели было воспроизведение музыки и человеческой речи в маленьких по объему помещениях. И вот эта конструкция как раз и может считаться истинным воплощением английского звука, хотя бы потому, что производством данной модели и ее аналогов в разные периоды занимались более десяти британских фирм. За время ее существования на свет появилось несколько версий, однако основные черты всегда оставались неизменными - двухполосная конструкция, закрытый корпус и миниатюрные габариты. С тех пор английские производители акустики стали признанными авторитетами в области создания маленьких колонок, играющих как большие.
Несмотря на небольшой вес, мониторы производят впечатление крайне добротно сделанной вещи. Корпус, отделанный шпоном натурального дерева, имеет высоту всего 340 мм, однако при этом длина трансмиссионной линии, выходная щель которой расположена на передней панели, составляет целых 1,72 метра!
Несмотря на то, что исследуемая в данной статье модель конструктивно не совсем соответствует традиции - здесь выбрано иное акустическое оформление, по способности своим звучанием опровергать ожидания она, пожалуй, превосходит классические LS3/5A. Однако обо всем по порядку. Сама по себе компания PMC не специализируется на производстве маленьких полочных колонок, гордость фирмы составляют, скорее, большие студийные мониторы дальнего поля, оснащенные внушительными басовиками. Тем не менее, ей исключительно хорошо удаются небольшие мониторы, при этом отличаются они от классических полочников как раз способностью убедительно воспроизводить низкие частоты, не прибегая к искусственному завышению уровня мидбаса, как это было в LS3/5A. А помогает им в этом оригинальное акустическое оформление, используемое во всех колонках фирмы. Речь идет о трансмиссионной линии, представляющей собой нечто среднее между акустическим лабиринтом и обратным рупором, в новой версии получившей название ATL (Advanced Transmission Line). Обозначение этого фирменного решения присутствует даже на задней стенке корпусов. Всего в новую линейку с индексом twenty5 входят две полочных модели, две напольных, а также колонка центрального канала. В данной статье рассказ пойдет про младшие PMC twenty5.21. Что же касается общего впечатления от звучания по всему частотному диапазону, оно весьма сбалансировано и нейтрально, налицо присутствие фирменного студийного почерка. Сцена, как и следует ожидать, объемна и хорошо структурирована, все виртуальные инструменты надежно закреплены на своих местах, что свидетельствует о хорошей фазово-частотной характеристике системы.
Конструктивно модель представляет собой двухполосный монитор с частотой раздела 1,8 кГц. Высокие частоты воспроизводит твитер с мягким куполом диаметром 27 мм из материала SONOLEX, способный выдержать весьма высокий уровень подводимого сигнала благодаря использованию охлаждающей ферромагнитной жидкости. Основной динамик, отвечающий за середину и бас, является фирменной разработкой PMC и оснащается плетеным диффузором диаметром 140 мм, закрепленным на широком подвесе, обеспечивающем длинный ход и, как следствие, линейную работу вплоть до нижнего баса. Вся подвижная система закреплена на литой корзине из специального сплава. Несмотря на небольшой вес, мониторы производят впечатление крайне добротно сделанной вещи. Корпус, отделанный шпоном натурального дерева, имеет высоту всего 340 мм, однако при этом длина трансмиссионной линии, выходная щель которой расположена на передней панели, составляет целых 1,72 метра! Само отверстие на передней стенке внешне походит на пасть некоей диковинной рыбы. Такое впечатление создается благодаря использованию технологии Laminaire внутри трансмиссионной линии. Она представляет собой пластины наподобие китового уса, расположенные на выходе и предназначенные для контроля турбулентности воздушного потока. Чем более упорядоченным является движение воздуха внутри трубы, тем ниже уровень шумов и тем более чистым воспринимается звучание низких частот. Нежный купол высокочастотного динамика прикрыт аккуратной металлической решеткой, что позволяет смело эксплуатировать колонки без пылезащитной сетки. На задней стенке обнаруживается большая металлическая панель, которая служит не только декоративным целям, но и придает дополнительную жесткость корпусу. Там же установлена одна пара качественных винтовых разъемов для крепления акустического кабеля. Для того, чтобы добиться максимума от PMC twenty5.21, нет необходимости прибегать к каким-либо ухищрениям, достаточно разместить их на хороших, желательно тяжелых, стойках и обеспечить минимальное расстояние в полметра от задней и боковых стен помещения. Направлять мониторы на слушателя или же расположить их параллельно фронтальной линии? Это решение зависит от вкусовых предпочтений, а также звукового почерка используемого усилителя. Мы предпочли расположить колонки параллельно, поскольку при ориентации на слушателя на некоторых фонограммах иногда фиксировался легкий акцент на верхней середине и высоких частотах. Похоже, как и оригинальные мониторы BBC, данная модель демонстрирует легкий подъем АЧХ на участке выше 5 кГц. Колонки работали в паре с привычными нам электронными компонентами от Bryston.
Первое, что интересовало всех в начале прослушивания, это насколько убедительно у PMC twenty5.21 получается воспроизводить низкие частоты. Признаюсь, я всегда неровно дышал к небольшим мониторам, способным заставить слушателя поверить в то, что в помещении работают большие колонки. И малышки от PMC не подкачали. Само собой, обеспечить физическое воздействие на внутренности, подобное тому, на которое способны большие басовики, эти мониторы не могут, но с задачей прокачать маленькое помещение площадью до 15-17 квадратных метров они справляются легко и непринужденно. А поскольку басовый динамик расположен высоко от пола, то и сопряжение с комнатой прошло без проблем. С другой стороны, чудес не бывает, и за возможность обеспечить хорошую отдачу на НЧ приходится расплачиваться не самой высокой чувствительностью. Хотя импеданс системы и не падает ниже значения в 6,8 Ом, все-таки оптимальный усилитель для PMC twenty5.21 должен уметь хорошо контролировать нагрузку. Что же касается общего впечатления от звучания по всему частотному диапазону, оно весьма сбалансировано и нейтрально, налицо присутствие фирменного студийного почерка. Сцена, как и следует ожидать, объемна и хорошо структурирована, все виртуальные инструменты надежно закреплены на своих местах, что свидетельствует о хорошей фазово-частотной характеристике системы. Перегрузочная способность мониторов не оставляет места для критики - для своих размеров они способны играть необычайно громко без серьезных искажений. Более того, именно на громкости выше средней они звучат наиболее впечатляюще.
Результаты измерений
Поведение графика модуля импеданса (рис. 1) акустической системы PMC Twenty 5.21 характеризует ее как высокоомную. Среднее значение сопротивления составляет 13,1 Ом. Минимум не опускается ниже 6,8 Ом. На графике АЧХ (рис. 2) отметим участок стабильной чувствительности, охватывающий две октавы среднечастотного интервала и нижнюю октаву ВЧ диапазона. Выше указанного участка график демонстрирует положительный дисбаланс, который нейтрализуется правильным позиционированием акустических систем относительно слушателя. Чувствительность акустики - не менее 86 дБ. Нижняя граничная частота по спаду -10 дБ составляет 46 Гц. Прирост нелинейных искажений в басовой области не накладывает ограничений на указанное значение (рис. 3).
Паспортные данные:
Тип – мониторные акустические системы | Название – PMC twenty5.21 | Частотная характеристика, Гц – 46—25 000 (по уровню ±10 дБ) | Число полос – 2 (НЧ – 1 х 14 см, ВЧ – 2,7 см) | Акустическое оформление – трансмиссионная линия | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 86,5 | Габариты одной колонки, см – 34 x 16,2 x 28,4 | Масса одной колонки, кг – 6
Результаты инструментальной экспертизы
Чувствительность, дБ (1 Вт / 1 м) | 86 |
Неравномерность в полосе 160—1200 Гц, ±, дБ | 1,5 |
Неравномерность в полосе 1200—10 000 Гц, ±, дБ | 3,6 |
Средний КНИ в полосе 100 Гц — 10 кГц (88 дБ / 1 м), % | 0,31 |
Значение КНИ на 1 кГц, % | 0,10 |
Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц) | 64,0 (1 600) |
Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц) | 6,8 (9 000) |
Среднее входное сопротивление, Ом | 13,1 |
Нижняя граничная частота (–3 / –6 / –10 дБ), Гц | 63 / 56 / 46 |
Оценки
+ | Нейтральное и детальное звучание с хорошим разрешением, на удивление солидный бас | - | Разве что цена высоковата |
Вывод:
Любителям качественных маленьких мониторов следует возрадоваться - на рынке появился еще один претендент на роль лидера класса. Если вы планируете слушать музыку в кабинете или небольшой гостиной и требуете от системы максимальной нейтральности и высокого разрешения - перед вами отличный кандидат на покупку.
Александр Чечелёв
13 сентября 2017 года